Найти в Дзене
Navygaming Channel

Проект "Zulu IV" опередил "Golf"/1/ Шифр "Волна" - команда на исполнение

Ранее мы уже немного "коснулись" вопросов проектирования, создания и развития советских подводных лодок с баллистическими ракетами, причем дизель-электрически лодок (тогда время атомных еще не подошло). Как мне представляется - мы достаточно подробно представили и обсудили с читателями ДЭПЛ проекта 629/629А и лодок созданных на их основе. Подошла очередь и до других проектов, в том числе - предшественников "Гольфа". Как часто бывает, после крупных (мировых) войн приходится не только восстанавливать разрушенные поселки, города, крепости и экономики стран, но переосмысливать роль и значение того или иного оружия. Такие вопросы пришлось решать, причем большинству стран мира и после Второй мировой. одним их перспективных и неизвестных направлений, которым следовало заняться стала разработка ракетного оружия (кстати, в СССР часто в документах того времени использовали термин "реактивное оружие"). Соответственно, вполне закономерно, что в первые послевоенные годы ра­ботами в области создан
Ранее мы уже немного "коснулись" вопросов проектирования, создания и развития советских подводных лодок с баллистическими ракетами, причем дизель-электрически лодок (тогда время атомных еще не подошло). Как мне представляется - мы достаточно подробно представили и обсудили с читателями ДЭПЛ проекта 629/629А и лодок созданных на их основе. Подошла очередь и до других проектов, в том числе - предшественников "Гольфа".

Как часто бывает, после крупных (мировых) войн приходится не только восстанавливать разрушенные поселки, города, крепости и экономики стран, но переосмысливать роль и значение того или иного оружия. Такие вопросы пришлось решать, причем большинству стран мира и после Второй мировой. одним их перспективных и неизвестных направлений, которым следовало заняться стала разработка ракетного оружия (кстати, в СССР часто в документах того времени использовали термин "реактивное оружие").

СПУ 8У218 с ракетой Р-11М / 8К11 на ноябрьском параде на Красной площади в Москве, конец 1950-начало 1960-х годов
СПУ 8У218 с ракетой Р-11М / 8К11 на ноябрьском параде на Красной площади в Москве, конец 1950-начало 1960-х годов

Соответственно, вполне закономерно, что в первые послевоенные годы ра­ботами в области создания новых образцов ракетного оружия (РО) и совершенствованием ранее создан­ных стали (продолжили) усиленно заниматься как в на­шей стране, так и за рубежом, преж­де всего в США. Немецкие трофейные наработки тоже не остались без внимания! И довольно скоро определенные ус­пехи в отечественном военном раке­тостроении уже в начале 1950-х годов способствовали постановке на пове­стку дня вопроса о вооружении ракетным оружием не только сухопут­ных войск и авиации, но и сил флота - в первую очередь его надводных кораблей и подводных лодок. Для этого были основания, например, первый успешный запуск ракеты Р-11 был осуществлен уже в мае 1953 года, а в 1957 году ракету приняли на вооружение. Дополнительной мотивации добавила информация о том, что в США также идет работы по дооборудованию подводных лодок ракетным оружием.

Старт ракеты "Поларис" с борта американской подводной лодки, 1960 г.
Старт ракеты "Поларис" с борта американской подводной лодки, 1960 г.

В итоге в конце 1953 года руководство ВМФ СССР совместно с разработчиками ракетного оружия и кораблестроителями обрати­лось к правительству с предложени­ем об открытии финансирования обширной программы по созданию подводных лодок, оснащенных боевыми (крылатыми и баллистическими) ракетами. На них возлагались задачи нанесе­ния ударов с применением своего ракетного оружия по ВМБ, портам, опорным пунктам, административ­ным и промышленным центрам про­тивника, находящимся на побере­жье или в глубине его территории.

В целом идея нашла одобрение, но тут же выяснилась организационная проблема. Если задача вооружения подводных лодок кры­латыми ракетами ставилась Минсудпромом (МСП) своему старей­шему конструкторскому бюро - ЦКБ-18, проектировавшему исклю­чительно подводные лодки (ПЛ), то вопросы оснащения ПЛ баллистическим ракетным ору­жием поручались новой проектно-конструкторской организации - ЦКБ-16, созданной в системе судо­строительной промышленности в октябре 1949 года специально для работ «по созданию быстроходного тяже­лого артиллерийского крейсера проекта 82» (головной корабль это­го проекта, строившийся в г. Нико­лаеве, получил наименование «Ста­линград»). Представьте, где "Сталинград" и где дизель-электрическая ПЛБР!

Проекции тяжелого крейсера пр.82. С чертежей технического (договорного) проекта 1953 г.
Проекции тяжелого крейсера пр.82. С чертежей технического (договорного) проекта 1953 г.

И все понимали, что данная организация, не распо­лагавшая на данный момент опытом проектирования ПЛ, вряд выполнит в срок поставленные задачи. Но решение было найдено - из сложивше­гося положения вышли "оригинальным" путем: в ЦКБ-16 из ЦКБ-18 передали не­большую группу ведущих специалистов во главе с А.С.Кассациером - главным конструктором одного из проектов новой подводной лодки (малая, с «еди­ным двигателем»), планировавшей­ся к серийному строительству.

Для заметок: Абрам Самуилович Кассациер - с 1946 года работал Главным конструктором ЦКБ Балтийского завода, был главным конструктором малых подводных лодок проекта А615, затем- был главным конструктором большой ударной подводной лодки проекта 651, будучи Генеральным конструктором ЦКБ-18 (в будущем - ЦКБ "Рубин") создавал ПЛАРБ пр.667А
Абрам Самуилович Кассациер
Абрам Самуилович Кассациер

26 января 1954 года Совмин СССР принял постановление «О прове­дении проектно-экспериментальных работ по вооружению под­водных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и раз­работке на базе этих работ техни­ческого проекта большой ПЛ с ре­активным вооружением (так называлось тогда ракетное оружие)». Сама же тема получила шифр «Волна». Тем же постановлением выполне­ние указанной задачи поручалось ряду организаций и предприятий промышленности, а также ВМФ. Главным конструктором проекта подводной лодки назначался Н.Н.Исанин, а от­ветственным за ракетное оружие главный конструктор ОКБ-1 (от НИИ-88) С.П.Королев.

В работах по этой теме впервые в истории предстояло исследовать и реализовать на практике ряд совер­шенно новых сложнейших вопросов технического характера, связан­ных, в частности, с формированием архитектурного облика ракетной подводной лодки; защитой ракет от давления воды на глубине; обеспечением устойчи­вости основного (прочного) корпуса подводной лодки при наличии больших, соизме­римых с диаметром прочного корпуса (ПК), вырезов; обеспечением точности попадания ракет в цель при стрельбе с качаю­щейся во всех направлениях (от воз­действия вертикальной, бортовой и килевой качки, а также рыскания) платформы - ПЛ; воздействием га­зопламенной струи стартующей ра­кеты на людей и конструкции подводной лодки (антенны и перископы), находящих­ся в непосредственной близости к месту старта.

Николай Никитич Исанин
Николай Никитич Исанин

И конечно, нужно было предус­мотреть возможность аварии ракет и поведения при этом подводной лодки, а кроме того, решить, как осуществлять пуск ракеты: из-под воды или в надвод­ном положении? После ряда прора­боток, показавших, что в связи с очень малой начальной скоростью ракеты и, соответственно, относи­тельно большим временем ее подъе­ма до выхода из шахты при качке подводной лодки возможно соударение ракеты с кон­струкциями пусковой установки и даже заклинка, что однозначно при­ведет к аварии. В ходе бурных об­суждений пуск ракеты решили пер­воначально выполнять из надводного положения, причем полностью выдвигая ее из шахты. Решение же задачи создания новой ракетной ПЛ должно было осуществиться в сжа­тые сроки.

Разнообразие и сложность задач потребовали интеграции усилий и ресурсов. Поэтому был определен обшир­ный круг научно-исследовательских организаций и производствен­ных предприятий, которые привле­кались к разработке и изготовле­нию стартовой установки прочной шахты (для размещения стартовой установки с ракетой), комплекса корабельных систем предстартовой подготовки и обслуживания специ­альных систем (в частности, прибо­ров контроля за состоянием ракеты и бортовой системы управления ею в «морском» исполнении, а также определения момента старта и наве­дения ракеты в условиях сложной качки). Требовалось осуществить доработку приборов навигации (для более точного определения своего места и курса, а также параметров качки, обеспечив при этом возмож­ность трансляции необходимых па­раметров в систему управления ра­кеты), создать системы поддержа­ния и контроля микроклимата и га­зового состава в шахтах и многие другие лодочные и иные системы, механизмы, конструктивные узлы и агрегаты, необходимые для нор­мального функционирования ракет­ного комплекса на подводной лодки. А в качестве первой баллистической ракеты, ко­торую предстояло «прописать» на подводной лодке, приняли отрабо­танную сухопутную ракету класса «земля-земля» типа Р-11, доработан­ную в соответствии с требованиями ВМФ. Этой ракете (после ее довод­ки) был присвоен шифр Р-11ФМ.

Конструкция ракеты Р-11ФМ
Конструкция ракеты Р-11ФМ

Всю работу разбили на три тех­нологических этапа, которые включали: проверку воздействия газо­пламенной струи при старте раке­ты на близрасположенные кора­бельные конструкции посредством пусков ракет с неподвижного назем­ного стенда, имитировавшего верх­нюю часть ограждения прочной рубки ПЛ и ее шахт; проверку пус­ковой установки (ПУ) со смонтированной на ней ракетой на работоспособ­ность и прочность в условиях качки при волнении моря до 5 баллов, а так­же определение характеристик, не­обходимых для проектирования си­стемы управления ракеты, и в том числе для выбора момента старта (запуска двигателя) в процессе пус­ков ракет со специального наземно­го качающегося стенда; проверку взаимодействия всех штатных эле­ментов комплекса ракетного ору­жия и корабельных систем путем практического пуска ракет с пере­оборудованной ПЛ пр.611. Проект­ные работы всех этих этапов нача­лись практически одновременно, а разная их длительность позволяла проектантам учитывать результаты предыдущего.

Для отработки практических задач была выбрана подвоная лодка проекта 611
Для отработки практических задач была выбрана подвоная лодка проекта 611

Чертежи неподвижного стенда разрабатывались бригадой корпус­ников под руководством Н.В.Катеринского (сектор А.И.Богданова). По готовности они сразу же переда­вались строителю на ССЗ №196 («Судомех»), расположенный непо­далеку от тогдашнего ЦКБ-16 (ныне специальное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит»). Это позволило уже летом не только закончить изготовление стенда, но и после его перевозки в «далекую заволжскую степь» смонтировать на ракетном полигоне Минобороны в «засекреченном» Капустином Яре. Использовался неподвижный полигонный стартовый стол на полигоне Капустин Яр (для первых трех пусков ракет Р-11ФМ в 1954 году). А уже в октябре того же года на этом стенде были успешно проведены испытания: стартующая ракета не повреждала ни лодочные антенны, ни перископы, лишь обжигала крас­ку на конструкции стола.

Стенд СМ-49 с ракетой Р-11ФМ на полигоне Капустин Яр
Стенд СМ-49 с ракетой Р-11ФМ на полигоне Капустин Яр

В создании второго (качающего­ся), более технически сложного стен­да участвовало уже больше органи­заций и предприятий-смежников. Требовалось разработать пусковую установку, которая бы надежно удерживала ракету на стартовом столе при качке подводной лодки и в нужный мо­мент освобождала ее. Главный кон­структор ЦКБ-34 Е.Г.Рудяк, осуще­ствлявший до этого момента созда­ние корабельных артиллерийских установок, отказался в столь сжатые сроки разработать «принципиально новую машину», и начальнику ЦКБ-16 Н.Н.Исанину ничего не остава­лось, как «взять пусковую установ­ку на себя». Эту задачу, в итоге ус­пешно выполненную в крайне сжа­тые сроки, предстояло решать уже коллективу сотрудников ЦКБ-16, допущенных к «особо режимным работам»: Н.П.Седунову, В.М.Ланговой, Н.В.Катеринскому, А.В.Бог­данову, а также еще нескольким специалистам этого бюро.

Для заметок: Качающийся наземный полигонный стенд СМ-49 - использовался для испытательных пусков ракет Р-11ФМ на полигоне Капустин Яр (площадка 4А, пуски 1955 г.). Стенд разработан ЦКБ-34 в 1954-1955 годах. Испытательный качающийся стенд обеспечивал имитацию качки до 4 баллов с отклонение вертикальной оси ракеты до 12 градусов на борт и до 4 град по рысканию. Стенд создан на базе стабилизированной платформы 130-мм двухорудийной
универсальной башенной установки БЛ-109А разработки ОКБ-172.

Одним из сложнейших вопросов, связанных с обеспечением качания такого довольно тяжелого сооруже­ния, как стенд, причем с необходи­мыми параметрами - амплитудой и периодом, аналогичными тем, что имеет лодка-носитель, предстояло разрешить специалистам ЦКБ-34 во главе с Е.Г.Рудяком. Они ее реши­ли, использовав «в виде обратной задачи» механизм стабилизации ко­рабельной башенной артустановки. В свою очередь, системы дистанционного управления стендом создали специалисты НИИ-49 и НИИ-303, а систему управления стартом и поле­том ракеты - их коллеги из НИИ-885 Минрадиопрома (МРП СССР). По­трудились и прибористы им также пришлось «идти нехожены­ми тропами».

Подготовка к пуску ракеты «Regulus II» с американской ПЛАРК «Грейбек» (SSG-574), около 1960 года
Подготовка к пуску ракеты «Regulus II» с американской ПЛАРК «Грейбек» (SSG-574), около 1960 года

Изготовление и монтаж стенда потребовали большой работы в об­ласти кооперации. Так, изготовле­ние пусковой установки по черте­жам ЦКБ-16 поручалось ССЗ №402 (позже - ПО «Северное машино­строительное предприятие», быв­ший г. Молотовск, ныне Северод­винск) совместно с ленинградскими Ижорским и Балтийским заводами, а участвовать в изготовлении стен­да и его монтаже на Государствен­ный центральный полигон должны были заводы «Судомех», «Больше­вик» и завод №710. Эту задачу они выполнили в апреле 1955 года, а в мае можно уже было приступать к испы­таниям.

Программа испытаний (она была разработана специалистами НИИ-88 - разработчиками ракеты) учитывала «интересы» всех смеж­ников. В июле того же года испыта­ния, в которых были задействованы и специалисты ЦКБ-16, ус­пешно завершились. Разработчики пусковой установки и подводной лодки, создате­ли ракеты и системы управления убедились, что технические реше­ния, заложенные ими в конструкции пусковой установки и схемы стрель­бы, верны.

Для справки: основные ТТХ подводной лодки проекта 611: водоизмещение (нормальное/полное подводное) - 1831/2600 т (иногда встречается число - 2300); размерения - 90,5х7,5х5,01, запас плавучести - 28,3%, глубина погружения (рабочая/предельная) - 170/200; ГЭУ: 2 дизеля - 2000 л.с.; 2 ЭД х 1350 л.с., 1х2700 л.с., 1 ЭД ЭХ -140 л.с.; скорость хода (надводная/подводной/в режиме РДП) - 17/15/6,5 узла; автономность - 75 суток; дальность плавания (в надводном положении /в подводном положении/в режиме РДП) - 22000 (9,2)/440 (2,1)/6300 (6,5) миль; экипаж - 65 человек. Вооружение - 10 -533-мм ТА (6 носовых и 4 кормовых), 22 торпеды, 32 минф АМД-1000 (взамен торпед), 1-СМ-24-ЗИФ-57 мм и 1-2М-8-25 мм (до 1956 года, потом демонтированы)
Американская подводная лодка SSG-282 "Танни" с ракетой (не баллистической) "Регулус 1"
Американская подводная лодка SSG-282 "Танни" с ракетой (не баллистической) "Регулус 1"

Пуски ракеты Р-11ФМ с неподвижного стенда проводились в сентябре - октябре 1954 года. Было три пуска, которые позволили убедиться в правильности принятых технических решений по пусковому устройству и его монтажу
на подводной лодке. Испытания ракеты Р-11ФМ на специальном качающемся
стенде проводились в мае-июле 1955 года. Стенд представлял собой макет шахты с подъёмным устройством и позволял имитировать определенные режимы бортовой качки и рыскания по курсу ПЛ, аналогичные шторму до 4 баллов (бортовая качка до 12 градусов, по рысканию до 4 градусов). Испытывались 11 ракет на дальность 240 км, из них девять достигли цели. Результаты проведенных на ГЦП испытаний позволили сделать вывод о возможности морских испытаний ракеты Р-11ФМ совместно с ПЛ.
Потребовалась лишь небольшая доработка, гарантирующая безударный выход ракеты из стартового устройства подводной лодки.

Одновременно с созданием стен­дов и испытаниями осуществлялось и проектирование самого подводного раке­тоносца. В августе 1954 года техпроект переоборудования подводной лодки проекта 611 (он имел шифр В611) был представлен в Минсудпром и Главное управление кораблестроения ВМФ. В сентябре того же года он был рассмот­рен и утвержден без замечаний, а в марте следующего года завод уже получил рабочие чертежи на район переоборудования, дополненные вскоре сдаточной и эксплуатацион­ной документацией.

Продольный разре и план подводной лодки проекта 611
Продольный разре и план подводной лодки проекта 611

Каким же ви­делся создателям первый отече­ственный подводный ракетоносец? А вот об этом в следующей части, ))

Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс Ядерное вооружение СССР.
Справочное издание - Москва.:ИздАТ, 1992. -460 с. ; Стратегическое
ядерное вооружение России / Кол. авторов под ред. П. Л. Подвига. — М.:
ИздАТ, 1998. — 492 с; Кузин В.П., Никольский В.И.Военно-морской Флот
СССР 1945-1991.- СПб.: Историческое морское общество, 1996. - 614 с.;
Жарков В.И.Большие ракетный ДЭПЛ на основе проекта 611/Военно-технический альманах "Тайфун", специальный выпуск. - СПб.: Серия "На службе Отечеству" - выпуск № 5.- С.40-49. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-космические системы (История, Развитие, Перспективы). М., 1996 г.- 326 с.; Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.