Ранее мы уже немного "коснулись" вопросов проектирования, создания и развития советских подводных лодок с баллистическими ракетами, причем дизель-электрически лодок (тогда время атомных еще не подошло). Как мне представляется - мы достаточно подробно представили и обсудили с читателями ДЭПЛ проекта 629/629А и лодок созданных на их основе. Подошла очередь и до других проектов, в том числе - предшественников "Гольфа".
Как часто бывает, после крупных (мировых) войн приходится не только восстанавливать разрушенные поселки, города, крепости и экономики стран, но переосмысливать роль и значение того или иного оружия. Такие вопросы пришлось решать, причем большинству стран мира и после Второй мировой. одним их перспективных и неизвестных направлений, которым следовало заняться стала разработка ракетного оружия (кстати, в СССР часто в документах того времени использовали термин "реактивное оружие").
Соответственно, вполне закономерно, что в первые послевоенные годы работами в области создания новых образцов ракетного оружия (РО) и совершенствованием ранее созданных стали (продолжили) усиленно заниматься как в нашей стране, так и за рубежом, прежде всего в США. Немецкие трофейные наработки тоже не остались без внимания! И довольно скоро определенные успехи в отечественном военном ракетостроении уже в начале 1950-х годов способствовали постановке на повестку дня вопроса о вооружении ракетным оружием не только сухопутных войск и авиации, но и сил флота - в первую очередь его надводных кораблей и подводных лодок. Для этого были основания, например, первый успешный запуск ракеты Р-11 был осуществлен уже в мае 1953 года, а в 1957 году ракету приняли на вооружение. Дополнительной мотивации добавила информация о том, что в США также идет работы по дооборудованию подводных лодок ракетным оружием.
В итоге в конце 1953 года руководство ВМФ СССР совместно с разработчиками ракетного оружия и кораблестроителями обратилось к правительству с предложением об открытии финансирования обширной программы по созданию подводных лодок, оснащенных боевыми (крылатыми и баллистическими) ракетами. На них возлагались задачи нанесения ударов с применением своего ракетного оружия по ВМБ, портам, опорным пунктам, административным и промышленным центрам противника, находящимся на побережье или в глубине его территории.
В целом идея нашла одобрение, но тут же выяснилась организационная проблема. Если задача вооружения подводных лодок крылатыми ракетами ставилась Минсудпромом (МСП) своему старейшему конструкторскому бюро - ЦКБ-18, проектировавшему исключительно подводные лодки (ПЛ), то вопросы оснащения ПЛ баллистическим ракетным оружием поручались новой проектно-конструкторской организации - ЦКБ-16, созданной в системе судостроительной промышленности в октябре 1949 года специально для работ «по созданию быстроходного тяжелого артиллерийского крейсера проекта 82» (головной корабль этого проекта, строившийся в г. Николаеве, получил наименование «Сталинград»). Представьте, где "Сталинград" и где дизель-электрическая ПЛБР!
И все понимали, что данная организация, не располагавшая на данный момент опытом проектирования ПЛ, вряд выполнит в срок поставленные задачи. Но решение было найдено - из сложившегося положения вышли "оригинальным" путем: в ЦКБ-16 из ЦКБ-18 передали небольшую группу ведущих специалистов во главе с А.С.Кассациером - главным конструктором одного из проектов новой подводной лодки (малая, с «единым двигателем»), планировавшейся к серийному строительству.
Для заметок: Абрам Самуилович Кассациер - с 1946 года работал Главным конструктором ЦКБ Балтийского завода, был главным конструктором малых подводных лодок проекта А615, затем- был главным конструктором большой ударной подводной лодки проекта 651, будучи Генеральным конструктором ЦКБ-18 (в будущем - ЦКБ "Рубин") создавал ПЛАРБ пр.667А
26 января 1954 года Совмин СССР принял постановление «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой ПЛ с реактивным вооружением (так называлось тогда ракетное оружие)». Сама же тема получила шифр «Волна». Тем же постановлением выполнение указанной задачи поручалось ряду организаций и предприятий промышленности, а также ВМФ. Главным конструктором проекта подводной лодки назначался Н.Н.Исанин, а ответственным за ракетное оружие главный конструктор ОКБ-1 (от НИИ-88) С.П.Королев.
В работах по этой теме впервые в истории предстояло исследовать и реализовать на практике ряд совершенно новых сложнейших вопросов технического характера, связанных, в частности, с формированием архитектурного облика ракетной подводной лодки; защитой ракет от давления воды на глубине; обеспечением устойчивости основного (прочного) корпуса подводной лодки при наличии больших, соизмеримых с диаметром прочного корпуса (ПК), вырезов; обеспечением точности попадания ракет в цель при стрельбе с качающейся во всех направлениях (от воздействия вертикальной, бортовой и килевой качки, а также рыскания) платформы - ПЛ; воздействием газопламенной струи стартующей ракеты на людей и конструкции подводной лодки (антенны и перископы), находящихся в непосредственной близости к месту старта.
И конечно, нужно было предусмотреть возможность аварии ракет и поведения при этом подводной лодки, а кроме того, решить, как осуществлять пуск ракеты: из-под воды или в надводном положении? После ряда проработок, показавших, что в связи с очень малой начальной скоростью ракеты и, соответственно, относительно большим временем ее подъема до выхода из шахты при качке подводной лодки возможно соударение ракеты с конструкциями пусковой установки и даже заклинка, что однозначно приведет к аварии. В ходе бурных обсуждений пуск ракеты решили первоначально выполнять из надводного положения, причем полностью выдвигая ее из шахты. Решение же задачи создания новой ракетной ПЛ должно было осуществиться в сжатые сроки.
Разнообразие и сложность задач потребовали интеграции усилий и ресурсов. Поэтому был определен обширный круг научно-исследовательских организаций и производственных предприятий, которые привлекались к разработке и изготовлению стартовой установки прочной шахты (для размещения стартовой установки с ракетой), комплекса корабельных систем предстартовой подготовки и обслуживания специальных систем (в частности, приборов контроля за состоянием ракеты и бортовой системы управления ею в «морском» исполнении, а также определения момента старта и наведения ракеты в условиях сложной качки). Требовалось осуществить доработку приборов навигации (для более точного определения своего места и курса, а также параметров качки, обеспечив при этом возможность трансляции необходимых параметров в систему управления ракеты), создать системы поддержания и контроля микроклимата и газового состава в шахтах и многие другие лодочные и иные системы, механизмы, конструктивные узлы и агрегаты, необходимые для нормального функционирования ракетного комплекса на подводной лодки. А в качестве первой баллистической ракеты, которую предстояло «прописать» на подводной лодке, приняли отработанную сухопутную ракету класса «земля-земля» типа Р-11, доработанную в соответствии с требованиями ВМФ. Этой ракете (после ее доводки) был присвоен шифр Р-11ФМ.
Всю работу разбили на три технологических этапа, которые включали: проверку воздействия газопламенной струи при старте ракеты на близрасположенные корабельные конструкции посредством пусков ракет с неподвижного наземного стенда, имитировавшего верхнюю часть ограждения прочной рубки ПЛ и ее шахт; проверку пусковой установки (ПУ) со смонтированной на ней ракетой на работоспособность и прочность в условиях качки при волнении моря до 5 баллов, а также определение характеристик, необходимых для проектирования системы управления ракеты, и в том числе для выбора момента старта (запуска двигателя) в процессе пусков ракет со специального наземного качающегося стенда; проверку взаимодействия всех штатных элементов комплекса ракетного оружия и корабельных систем путем практического пуска ракет с переоборудованной ПЛ пр.611. Проектные работы всех этих этапов начались практически одновременно, а разная их длительность позволяла проектантам учитывать результаты предыдущего.
Чертежи неподвижного стенда разрабатывались бригадой корпусников под руководством Н.В.Катеринского (сектор А.И.Богданова). По готовности они сразу же передавались строителю на ССЗ №196 («Судомех»), расположенный неподалеку от тогдашнего ЦКБ-16 (ныне специальное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит»). Это позволило уже летом не только закончить изготовление стенда, но и после его перевозки в «далекую заволжскую степь» смонтировать на ракетном полигоне Минобороны в «засекреченном» Капустином Яре. Использовался неподвижный полигонный стартовый стол на полигоне Капустин Яр (для первых трех пусков ракет Р-11ФМ в 1954 году). А уже в октябре того же года на этом стенде были успешно проведены испытания: стартующая ракета не повреждала ни лодочные антенны, ни перископы, лишь обжигала краску на конструкции стола.
В создании второго (качающегося), более технически сложного стенда участвовало уже больше организаций и предприятий-смежников. Требовалось разработать пусковую установку, которая бы надежно удерживала ракету на стартовом столе при качке подводной лодки и в нужный момент освобождала ее. Главный конструктор ЦКБ-34 Е.Г.Рудяк, осуществлявший до этого момента создание корабельных артиллерийских установок, отказался в столь сжатые сроки разработать «принципиально новую машину», и начальнику ЦКБ-16 Н.Н.Исанину ничего не оставалось, как «взять пусковую установку на себя». Эту задачу, в итоге успешно выполненную в крайне сжатые сроки, предстояло решать уже коллективу сотрудников ЦКБ-16, допущенных к «особо режимным работам»: Н.П.Седунову, В.М.Ланговой, Н.В.Катеринскому, А.В.Богданову, а также еще нескольким специалистам этого бюро.
Для заметок: Качающийся наземный полигонный стенд СМ-49 - использовался для испытательных пусков ракет Р-11ФМ на полигоне Капустин Яр (площадка 4А, пуски 1955 г.). Стенд разработан ЦКБ-34 в 1954-1955 годах. Испытательный качающийся стенд обеспечивал имитацию качки до 4 баллов с отклонение вертикальной оси ракеты до 12 градусов на борт и до 4 град по рысканию. Стенд создан на базе стабилизированной платформы 130-мм двухорудийной
универсальной башенной установки БЛ-109А разработки ОКБ-172.
Одним из сложнейших вопросов, связанных с обеспечением качания такого довольно тяжелого сооружения, как стенд, причем с необходимыми параметрами - амплитудой и периодом, аналогичными тем, что имеет лодка-носитель, предстояло разрешить специалистам ЦКБ-34 во главе с Е.Г.Рудяком. Они ее решили, использовав «в виде обратной задачи» механизм стабилизации корабельной башенной артустановки. В свою очередь, системы дистанционного управления стендом создали специалисты НИИ-49 и НИИ-303, а систему управления стартом и полетом ракеты - их коллеги из НИИ-885 Минрадиопрома (МРП СССР). Потрудились и прибористы им также пришлось «идти нехожеными тропами».
Изготовление и монтаж стенда потребовали большой работы в области кооперации. Так, изготовление пусковой установки по чертежам ЦКБ-16 поручалось ССЗ №402 (позже - ПО «Северное машиностроительное предприятие», бывший г. Молотовск, ныне Северодвинск) совместно с ленинградскими Ижорским и Балтийским заводами, а участвовать в изготовлении стенда и его монтаже на Государственный центральный полигон должны были заводы «Судомех», «Большевик» и завод №710. Эту задачу они выполнили в апреле 1955 года, а в мае можно уже было приступать к испытаниям.
Программа испытаний (она была разработана специалистами НИИ-88 - разработчиками ракеты) учитывала «интересы» всех смежников. В июле того же года испытания, в которых были задействованы и специалисты ЦКБ-16, успешно завершились. Разработчики пусковой установки и подводной лодки, создатели ракеты и системы управления убедились, что технические решения, заложенные ими в конструкции пусковой установки и схемы стрельбы, верны.
Для справки: основные ТТХ подводной лодки проекта 611: водоизмещение (нормальное/полное подводное) - 1831/2600 т (иногда встречается число - 2300); размерения - 90,5х7,5х5,01, запас плавучести - 28,3%, глубина погружения (рабочая/предельная) - 170/200; ГЭУ: 2 дизеля - 2000 л.с.; 2 ЭД х 1350 л.с., 1х2700 л.с., 1 ЭД ЭХ -140 л.с.; скорость хода (надводная/подводной/в режиме РДП) - 17/15/6,5 узла; автономность - 75 суток; дальность плавания (в надводном положении /в подводном положении/в режиме РДП) - 22000 (9,2)/440 (2,1)/6300 (6,5) миль; экипаж - 65 человек. Вооружение - 10 -533-мм ТА (6 носовых и 4 кормовых), 22 торпеды, 32 минф АМД-1000 (взамен торпед), 1-СМ-24-ЗИФ-57 мм и 1-2М-8-25 мм (до 1956 года, потом демонтированы)
Пуски ракеты Р-11ФМ с неподвижного стенда проводились в сентябре - октябре 1954 года. Было три пуска, которые позволили убедиться в правильности принятых технических решений по пусковому устройству и его монтажу
на подводной лодке. Испытания ракеты Р-11ФМ на специальном качающемся
стенде проводились в мае-июле 1955 года. Стенд представлял собой макет шахты с подъёмным устройством и позволял имитировать определенные режимы бортовой качки и рыскания по курсу ПЛ, аналогичные шторму до 4 баллов (бортовая качка до 12 градусов, по рысканию до 4 градусов). Испытывались 11 ракет на дальность 240 км, из них девять достигли цели. Результаты проведенных на ГЦП испытаний позволили сделать вывод о возможности морских испытаний ракеты Р-11ФМ совместно с ПЛ.
Потребовалась лишь небольшая доработка, гарантирующая безударный выход ракеты из стартового устройства подводной лодки.
Одновременно с созданием стендов и испытаниями осуществлялось и проектирование самого подводного ракетоносца. В августе 1954 года техпроект переоборудования подводной лодки проекта 611 (он имел шифр В611) был представлен в Минсудпром и Главное управление кораблестроения ВМФ. В сентябре того же года он был рассмотрен и утвержден без замечаний, а в марте следующего года завод уже получил рабочие чертежи на район переоборудования, дополненные вскоре сдаточной и эксплуатационной документацией.
Каким же виделся создателям первый отечественный подводный ракетоносец? А вот об этом в следующей части, ))
Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс Ядерное вооружение СССР.
Справочное издание - Москва.:ИздАТ, 1992. -460 с. ; Стратегическое
ядерное вооружение России / Кол. авторов под ред. П. Л. Подвига. — М.:
ИздАТ, 1998. — 492 с; Кузин В.П., Никольский В.И.Военно-морской Флот
СССР 1945-1991.- СПб.: Историческое морское общество, 1996. - 614 с.;
Жарков В.И.Большие ракетный ДЭПЛ на основе проекта 611/Военно-технический альманах "Тайфун", специальный выпуск. - СПб.: Серия "На службе Отечеству" - выпуск № 5.- С.40-49. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-космические системы (История, Развитие, Перспективы). М., 1996 г.- 326 с.; Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.