Ранее были рассмотрены вопросы проектирования, создания и
развития советских ДЭПЛ с баллистическими ракетами. Достаточно подробно на канале представили и обсудили ДЭПЛ проекта 629/629А и лодок созданных на их основе. Подошла очередь и до других проектов, в том числе - предшественников "Гольфа" - проект В611 и его последователей.
Продолжение, начало - ЗДЕСЬ
...Итак, к осень 1954 года проект подводной лодки с баллистическими ракетами был готов, настало время создания ракетоносца.
Проект, получивший обозначение - В611, в частности, предусматривал установку двух вертикальных ракетных шахт с боезапасом (первоначально «сухопутные» ракеты Р-11Ф, затем Р-11ФМ) в носовой части четвертого отсека ПЛ (за счет демонтажа одной из четырех групп аккумуляторной батареи 46СУ), а кроме этого - размещение приборов гироазимутгоризонта «Сатурн», предназначавшихся для определения параметров качки и рыскания, счетно-решающих приборов «Доломит» (для наведения бортовых гироскопических приборов ракет и определения момента старта), приборов предстартового контроля и управления производством старта, монтаж агрегатов питания вновь устанавливаемой аппаратуры.
Одновременно изменялся, в сравнении с пр.611, состав других видов вооружения лодки: убирались запасные торпеды, мины типа АМД-1000 уже не предусматривались, впрочем, как и артвооружение в виде зенитных автоматов типа СМ-24-ЗИФ и 2М-8, первоначально установленное на ПЛ пр.611 и ряде других ПЛ послевоенных проектов. Как и на подводной лодке проекта 611, сохранялись те же средства навигации, связи, приборы управления торпедной стрельбой, частично радиолокационное вооружение и энергетическая установка, которая лишилась только одной группы элементов. Забегая вперед отметим: лодки проекта АВ611, создававшиеся в качестве серийных, в своем проекте «повторили» многие технические решения, принятые в пр.В611.
В связи с появлением новых потребителей систем гидравлики, электроэнергии и сжатого воздуха изменились схемы и состав соответствующих систем. Исключение одной группы элементов аккумуляторной батареи уменьшило запасы электроэнергии и исключило возможность работы главного ГЭД на полной мощности (при последовательном соединении групп АБ), сократив тем самым скорость полного подводного хода подводной лодки и дальность ее плавания в подводном положении.
Новое боевое предназначение подводных лодок проекта В611 (лодки пр.611 относились к подклассу больших торпедных) потребовало также изменить и схему погрузки торпедного боезапаса. Так, торпедопогрузочный люк заваривался, а погрузка торпед теперь осуществлялась через передние крышки торпедных аппаратов. Количество торпедных аппаратов на ПЛ пр.В611 не уменьшилось в сравнении с подводной лодкой проекта 611 их осталось десять 533-мм.
Но были и более сложные технические задачи. Например, диаметр прочного корпуса подводной лодки составлял всего 5,6 м, а в нем размещали ракетные шахты с внутренним диаметром 2 м и длиной (высотой) около 14 м! Кроме того, нужно было создавать прочные крышки большого диаметра и механизмы (устройства) для их уплотнения и открывания. Требовалось также обеспечить необходимую остойчивость лодки, по условиям которой (в первую очередь - в момент погружения или всплытия) высоко поднимать шахты с ракетами было нельзя. При этом следовало помнить, что прочный корпус подводной лодки под водой испытывает большое давление, в результате чего обжимается, уменьшаясь одновременно в диаметре. И если бы ракетная шахта крепилась к прочному корпусу (ПК) сверху и снизу, то она или испытывала бы напряжения от его обжатия, или нарушала бы правильность формы деформируемого под давлением цилиндра ПК. Поэтому шахту закрепили только вверху, «подвесив» ее на специальном опорном стакане, который вварили в прочный корпус. Внизу в ПК также вварили рецесс, в котором шахта помещалась относительно свободно, имея зазор на обжатие.
Не менее сложные вопросы вставали перед проектантами в ходе обеспечения необходимой прочности самого прочного корпуса при наличии в нем больших (свыше 2 м) вырезов под ракетные шахты, а также - перед разработчиками пусковой установки. Ведь в последнем случае требовалось впервые создать принципиально новый агрегат, способный удерживать ракету после ее погрузки на подводную лодку, убирать ее в шахту на период плавания (транспортировки), выдвигать перед стартом из шахты (с одновременным - вокруг продольной оси ракеты - разворотом на ±180° по горизонту) и освобождать ее от крепления в нужный момент. Все эти операции, в соответствии с ТТЗ ВМФ, после всплытия корабля требовалось выполнить за 5 минут! И при этом - при волнении моря до 5 баллов, да с ракетой, которая весила свыше 5 т, причем ее центр тяжести находился на высоте более 11 м! Задача была не простой!
Но и коллектив подобрался талантливый, давайте вспомним этих замечательных инженеров. К работам по теме «Волна» от ЦКБ-16 были подключены наиболее подготовленные и опытные специалисты. От проектного отдела в специальную группу включили начальника этого подразделения В.В.Борисова (позже стал заместителем главного конструктора проекта), В.И.Сафонова, С.М.Бавилина, Л.С.Вада, В.Ц.Коца, Расчетами обеспечения прочности ПК и ракетной шахты занимались Н.Л.Мошенский и Л.Я.Юхимчук. Подбор оборудования и разработку схем питания всех приводных электродвигателей осуществляли Я.А.Тув и О.Н.Надирадзе. Корабельные схемы РТВ, связи, телеметрии и управления стрельбой, а также согласование всех вопросов с их поставщиками «вели» Н.И.Плющев и И.Н.Савинова. Но наиболее многочисленной группой, участвовавшей в создании этого ракетоносца, стали механики (В.М.Ланговой, Е.А.Дешкин, В.Г.Марков, А. Н.Соболев, Н.П.Седунов и другие) во главе с Н.Н.Соловьевым. Именно на их долю выпало самое сложное - разработка совместно с ракетчиками С.П.Королева первой пусковой установки. В тесном взаимодействии с ними трудились и «вооруженцы» В.И.Ефимов и В.В.Зенкевич. Неоценим вклад и других сотрудников ЦКБ-16, чьи фамилии, к сожалению, не удастся здесь привести.
Под переоборудование на ССЗ №402 флот выделил Б-67 пр.611, которой тогда командовал капитан 2 ранга Ф.И.Козлов. Строителем по этому «заводскому заказу» назначили И.С.Бахтина.
Осенью 1954 года подводную лодку Б-67 отдоковали и ввели в крытый эллинг, где в соответствии с демонтажной ведомостью заводчане выгрузили из нее одну группу аккумуляторов, вычистив фактически весь четвертый (аккумуляторный на ПЛ пр.611) отсек, срезали кормовую часть ограждения прочной рубки и выдвижных устройств, а также надстройку и часть легкого корпуса в районе четвертого отсека. Весной следующего года завод сначала получил рабочие чертежи на вновь разработанные конструкции, а вскоре и необходимое оборудование, создававшееся в различных регионах страны. В конце августа 1955 года все монтажные работы по Б-67 были окончены, а две недели сентября того же года отводились на выполнение заводских ходовых испытаний. Их программа, учитывая, что значительная часть корабля не модернизировалась, была максимально упрощена.
После успешного выполнения этих заводских ходовых испытаний и «получения разрешения на выполнение плавания и погружений» можно было переходить к основной задаче - испытанию ракетного оружия. В этих целях (летно-конструкторские испытания ракет и проверка работоспособности всех элементов ракетного комплекса) в соответствии с приказом Министра судостроительной промышленности назначили специальную комиссию во главе с Н.Н.Исаниным (председатель комиссии) и С.П.Королевым (заместитель председателя комиссии, ответственный за ракетное оружие).
Первая погрузка ракеты на лодку была намечена на 14 сентября 1955 года. Она и началась по плану, но, учитывая новизну операции, технические сложности и необходимость выполнения всех работ в обстановке строжайшей секретности, фактически завершилась ранним утром следующих суток - в 4 часа 30 минут 15 сентября. А после дневных комплексных проверок, подтвердивших «нормальности» состояния и готовность к пуску ракеты и лодки, последняя вышла в море.
Первый в мире пуск баллистической ракеты с борта подводной лодки (Б-67 пр.В611), находившейся в надводном положении, был произведен именно в СССР 16 сентября 1955 г в 17 часов 32 минуты по московскому времени. Сигнал «Пуск» по радиосвязи был передан на корабль сопровождения (эсминец) и далее на береговые телеметрические посты. А через несколько минут в 250 км от места старта, в заданном квадрате полигона, находившегося в пустынной тундре, прогремел мощный взрыв, после которого образовалась воронка глубиной 6 м и диаметром 14 м, быстро заполнившаяся водой. Спустя какое-то время на эсминец и лодку, возвращавшиеся в базу, пришло радио: «Работа выполнена на «отлично!» Таков был первый итог напряженнейшего почти 20-месячного труда.
Последующие пуски ракет помогли не только убедить в правильности выбранного пути, приобрести первый практический опыт работы с ракетным оружием на подводной лодке, но, самое главное, выявили и «погрешности» разного рода, включая отказы и неполадки в новой технике. После восьми проверочных пусков ракет Главные конструкторы - Н.Н.Исанин и С.П.Королев приняли решение испытания прекратить, подготовить предложение ВМФ о приемке корабля в опытную эксплуатацию, а оставшиеся ракеты (из 11, что выделялись на стрельбы) подвергнуть транспортным испытаниям во время опытной эксплуатации Б-67. Это было необходимо для того, чтобы убедиться в их надежности во время автономного плавания лодки в различных метеоусловиях, при многократных погружениях и всплытиях, под воздействием влияния различных ФПК (физических полей корабля), возникающих в процессе работы электромеханизмов и средств радиоэлектроники данного корабля - носителя РО. Надо было убедиться в том, что с ракетами не произойдет ничего неожиданного.
11 ноября 1955 года совместным решением МСП и ВМФ подводная лодка Б-67 пр.В611 была принята в состав ВМФ в качестве учебно-опытового корабля с ракетным оружием. А спустя почти два месяца, после тщательного рассмотрения отчета комиссии Исанина - Королева, ВМФ, МСП, МОП и МРП в принятом совместном решении от 6 января 1956 г. указали следующее:
«1. Отчет комиссии утвердить. 2. Провести на ПЛ «Б-67» длительные эксплуатационные (транспортные) испытания ракет «Р-11ФМ» и пусковых установок с последующими пусками ракет. 3. С целью накопления необходимого опыта эксплуатации ПЛ с ракетным оружием, их боевого использования и подготовки личного состава выполнить переоборудование по проекту АВ-611 четырех строящихся ПЛ проекта 611 и одной из находящихся в строю ВМФ».
Это означало, что можно было начинать завершающий этап испытаний, который выполнялся в ходе автономного плавания Б-67 (уже под командованием капитана 3 ранга Н.Н.Гуляева, сменившего первого командира этого ракетоносца) в Баренцевом и Карском морях.
В этом походе «стреляли» уже доработанными для флота ракетами типа Р-11ФМ, которые точно поразили заданный квадрат. Можно теперь было и подвести итоги...
Окончание следует, ссылка ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс Ядерное вооружение СССР.
Справочное издание - Москва.:ИздАТ, 1992. -460 с. ; Стратегическое
ядерное вооружение России / Кол. авторов под ред. П. Л. Подвига. — М.:
ИздАТ, 1998. — 492 с; Кузин В.П., Никольский В.И.Военно-морской Флот
СССР 1945-1991.- СПб.: Историческое морское общество, 1996. - 614 с.;
Жарков В.И. Большие ракетные ДЭПЛ на основе проекта 611/Военно-технический альманах "Тайфун", специальный выпуск. - СПб.: Серия "На службе
Отечеству" - выпуск № 5.- С.40-49. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно- космические системы (История, Развитие, Перспективы). М., 1996 г. - 326 с.; Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.