Найти в Дзене
Navygaming Channel

«Рабо­та выполнена на «отлично!» /2/Баллистическая ракета с Б-67 ("Zulu IV") поразила цель

Ранее были рассмотрены вопросы проектирования, создания и
развития советских ДЭПЛ с баллистическими ракетами. Достаточно подробно на канале представили и обсудили ДЭПЛ проекта 629/629А и лодок созданных на их основе. Подошла очередь и до других проектов, в том числе - предшественников "Гольфа" - проект В611 и его последователей. Продолжение, начало - ЗДЕСЬ ...Итак, к осень 1954 года проект подводной лодки с баллистическими ракетами был готов, настало время создания ракетоносца. Проект, получивший обозначение - В611, в частности, предус­матривал установку двух верти­кальных ракетных шахт с боезапа­сом (первоначально «сухопутные» ракеты Р-11Ф, затем Р-11ФМ) в но­совой части четвертого отсека ПЛ (за счет демонтажа одной из четы­рех групп аккумуляторной батареи 46СУ), а кроме этого - размещение приборов гироазимутгоризонта «Сатурн», предназначавшихся для определения параметров качки и рыскания, счетно-решающих при­боров «Доломит» (для наведения бортовых гироскопических прибо­ров ракет и о
Ранее были рассмотрены вопросы проектирования, создания и
развития советских ДЭПЛ с баллистическими ракетами. Достаточно подробно на канале представили и обсудили ДЭПЛ проекта 629/629А и лодок созданных на их основе. Подошла очередь и до других проектов, в том числе - предшественников "Гольфа" - проект В611 и его последователей.

Продолжение, начало - ЗДЕСЬ

...Итак, к осень 1954 года проект подводной лодки с баллистическими ракетами был готов, настало время создания ракетоносца.

Подводная лодка проекта 611 на военно-морском параде
Подводная лодка проекта 611 на военно-морском параде

Проект, получивший обозначение - В611, в частности, предус­матривал установку двух верти­кальных ракетных шахт с боезапа­сом (первоначально «сухопутные» ракеты Р-11Ф, затем Р-11ФМ) в но­совой части четвертого отсека ПЛ (за счет демонтажа одной из четы­рех групп аккумуляторной батареи 46СУ), а кроме этого - размещение приборов гироазимутгоризонта «Сатурн», предназначавшихся для определения параметров качки и рыскания, счетно-решающих при­боров «Доломит» (для наведения бортовых гироскопических прибо­ров ракет и определения момента старта), приборов предстартового контроля и управления производ­ством старта, монтаж агрегатов пи­тания вновь устанавливаемой аппа­ратуры.

Схема подводного ракетоносца проекта В611
Схема подводного ракетоносца проекта В611

Одновременно изменялся, в сравнении с пр.611, состав других видов вооружения лодки: убира­лись запасные торпеды, мины типа АМД-1000 уже не предусматрива­лись, впрочем, как и артвооружение в виде зенитных автоматов типа СМ-24-ЗИФ и 2М-8, первоначально ус­тановленное на ПЛ пр.611 и ряде других ПЛ послевоенных проектов. Как и на подводной лодке проекта 611, сохранялись те же средства навигации, связи, при­боры управления торпедной стрель­бой, частично радиолокационное вооружение и энергетическая уста­новка, которая лишилась только од­ной группы элементов. Забегая впе­ред отметим: лодки проекта АВ611, создававшиеся в качестве серий­ных, в своем проекте «повторили» многие технические решения, при­нятые в пр.В611.

В связи с появлением новых по­требителей систем гидравлики, электроэнергии и сжатого воздуха изменились схемы и состав соответ­ствующих систем. Исключение од­ной группы элементов аккумуляторной батареи уменьши­ло запасы электроэнергии и исклю­чило возможность работы главного ГЭД на полной мощности (при пос­ледовательном соединении групп АБ), сократив тем самым скорость полного подводного хода подводной лодки и даль­ность ее плавания в подводном по­ложении.

Подводная лодка В611. Продольный разрез, носовые отсеки
Подводная лодка В611. Продольный разрез, носовые отсеки

Новое боевое предназначение подводных лодок проекта В611 (лодки пр.611 относи­лись к подклассу больших торпед­ных) потребовало также изменить и схему погрузки торпедного боезапа­са. Так, торпедопогрузочный люк заваривался, а погрузка торпед те­перь осуществлялась через передние крышки торпедных аппаратов. Количество тор­педных аппаратов на ПЛ пр.В611 не уменьшилось в сравнении с подводной лодкой проекта 611 их осталось десять 533-мм.

Подводная лодка В611. Продольный разрез, кормовые отсеки
Подводная лодка В611. Продольный разрез, кормовые отсеки

Но были и более сложные техни­ческие задачи. Например, диаметр прочного корпуса подводной лодки составлял все­го 5,6 м, а в нем размещали ракет­ные шахты с внутренним диаметром 2 м и длиной (высотой) около 14 м! Кроме того, нужно было создавать прочные крышки большого диамет­ра и механизмы (устройства) для их уплотнения и открывания. Требова­лось также обеспечить необходи­мую остойчивость лодки, по услови­ям которой (в первую очередь - в момент погружения или всплытия) высоко поднимать шахты с ракета­ми было нельзя. При этом следовало помнить, что прочный корпус подводной лодки под водой испытывает большое давление, в результате чего обжи­мается, уменьшаясь одновременно в диаметре. И если бы ракетная шахта крепилась к прочному корпусу (ПК) сверху и снизу, то она или испытывала бы напряжения от его обжатия, или нарушала бы правильность формы деформируемого под давлением цилиндра ПК. Поэтому шахту зак­репили только вверху, «подвесив» ее на специальном опорном стака­не, который вварили в прочный корпус. Внизу в ПК также вварили рецесс, в котором шахта помеща­лась относительно свободно, имея зазор на обжатие.

Не менее сложные вопросы вста­вали перед проектантами в ходе обеспечения необходимой прочно­сти самого прочного корпуса при наличии в нем больших (свыше 2 м) вырезов под ракетные шахты, а также - перед раз­работчиками пусковой установки. Ведь в последнем случае требова­лось впервые создать принципиаль­но новый агрегат, способный удер­живать ракету после ее погрузки на подводную лодку, убирать ее в шахту на период плавания (транспортировки), выд­вигать перед стартом из шахты (с од­новременным - вокруг продольной оси ракеты - разворотом на ±180° по горизонту) и освобождать ее от крепления в нужный момент. Все эти операции, в соответствии с ТТЗ ВМФ, после всплытия корабля тре­бовалось выполнить за 5 минут! И при этом - при волнении моря до 5 баллов, да с ракетой, которая весила свыше 5 т, причем ее центр тяжести находился на высоте более 11 м! Задача была не простой!

Подводная лодка Б-61 проекта 611 в Ленинграде, май 1962 года
Подводная лодка Б-61 проекта 611 в Ленинграде, май 1962 года

Но и коллектив подобрался талантливый, давайте вспомним этих замечательных инженеров. К работам по теме «Волна» от ЦКБ-16 были подключены наиболее подготовленные и опытные специа­листы. От проектного отдела в спе­циальную группу включили началь­ника этого подразделения В.В.Борисова (позже стал заместителем глав­ного конструктора проекта), В.И.Са­фонова, С.М.Бавилина, Л.С.Вада, В.Ц.Коца, Расчетами обеспечения прочности ПК и ракетной шахты за­нимались Н.Л.Мошенский и Л.Я.Юхимчук. Подбор оборудования и раз­работку схем питания всех привод­ных электродвигателей осуществля­ли Я.А.Тув и О.Н.Надирадзе. Кора­бельные схемы РТВ, связи, телемет­рии и управления стрельбой, а так­же согласование всех вопросов с их поставщиками «вели» Н.И.Плющев и И.Н.Савинова. Но наиболее мно­гочисленной группой, участвовав­шей в создании этого ракетоносца, стали механики (В.М.Ланговой, Е.А.Дешкин, В.Г.Марков, А. Н.Собо­лев, Н.П.Седунов и другие) во главе с Н.Н.Соловьевым. Именно на их долю выпало самое сложное - раз­работка совместно с ракетчиками С.П.Королева первой пусковой ус­тановки. В тесном взаимодействии с ними трудились и «вооруженцы» В.И.Ефимов и В.В.Зенкевич. Неоце­ним вклад и других сотрудников ЦКБ-16, чьи фамилии, к сожалению, не удастся здесь привести.

Под переоборудование на ССЗ №402 флот выделил Б-67 пр.611, кото­рой тогда командовал капитан 2 ранга Ф.И.Козлов. Строителем по этому «заводскому заказу» назначили И.С.Бахтина.

Подводная лодка Б-67 после модернизации, 1955 год
Подводная лодка Б-67 после модернизации, 1955 год

Осенью 1954 года подводную лодку Б-67 отдоковали и ввели в крытый эллинг, где в соот­ветствии с демонтажной ведомос­тью заводчане выгрузили из нее одну группу аккумуляторов, вычис­тив фактически весь четвертый (ак­кумуляторный на ПЛ пр.611) отсек, срезали кормовую часть огражде­ния прочной рубки и выдвижных ус­тройств, а также надстройку и часть легкого корпуса в районе четверто­го отсека. Весной следующего года завод сначала получил рабочие чер­тежи на вновь разработанные кон­струкции, а вскоре и необходимое оборудование, создававшееся в раз­личных регионах страны. В конце августа 1955 года все монтажные рабо­ты по Б-67 были окончены, а две не­дели сентября того же года отводи­лись на выполнение заводских ходо­вых испытаний. Их программа, учи­тывая, что значительная часть ко­рабля не модернизировалась, была максимально упрощена.

Схема внешнего вида лодки проекта В611
Схема внешнего вида лодки проекта В611

После успешного выполнения этих заводских ходовых испытаний и «получения разрешения на выпол­нение плавания и погружений» можно было переходить к основной задаче - испытанию ракетного ору­жия. В этих целях (летно-конструкторские испытания ракет и про­верка работоспособности всех элементов ракетного комплекса) в соответствии с приказом Мини­стра судостроительной промыш­ленности назначили специальную комиссию во главе с Н.Н.Исаниным (председатель комиссии) и С.П.Королевым (заместитель пред­седателя комиссии, ответственный за ракетное оружие).

Схема лодки и вариант старта
Схема лодки и вариант старта

Первая погрузка ракеты на лодку была намечена на 14 сентября 1955 года. Она и началась по плану, но, учитывая новизну операции, техни­ческие сложности и необходимость выполнения всех работ в обстанов­ке строжайшей секретности, фак­тически завершилась ранним утром следующих суток - в 4 часа 30 ми­нут 15 сентября. А после дневных комплексных проверок, подтвер­дивших «нормальности» состояния и готовность к пуску ракеты и лод­ки, последняя вышла в море.

Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 (ZULU-IV), Белое море, 16 сентября 1955 г
Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 (ZULU-IV), Белое море, 16 сентября 1955 г

Первый в мире пуск баллистичес­кой ракеты с борта подводной лод­ки (Б-67 пр.В611), находившейся в надводном положении, был произ­веден именно в СССР 16 сентября 1955 г в 17 часов 32 минуты по мос­ковскому времени. Сигнал «Пуск» по радиосвязи был передан на ко­рабль сопровождения (эсминец) и далее на береговые телеметричес­кие посты. А через несколько минут в 250 км от места старта, в заданном квадрате полигона, находившегося в пустынной тундре, прогремел мощный взрыв, после которого об­разовалась воронка глубиной 6 м и диаметром 14 м, быстро заполнив­шаяся водой. Спустя какое-то вре­мя на эсминец и лодку, возвращав­шиеся в базу, пришло радио: «Рабо­та выполнена на «отлично!» Таков был первый итог напряженнейшего почти 20-месячного труда.

Первый пуск с Б-67, рисунок
Первый пуск с Б-67, рисунок

Последующие пуски ракет помогли не только убедить в правиль­ности выбранного пути, приобрес­ти первый практический опыт ра­боты с ракетным оружием на подводной лодке, но, самое главное, выявили и «по­грешности» разного рода, включая отказы и неполадки в новой техни­ке. После восьми проверочных пусков ракет Главные конструкто­ры - Н.Н.Исанин и С.П.Королев приняли решение испытания пре­кратить, подготовить предложение ВМФ о приемке корабля в опыт­ную эксплуатацию, а оставшиеся ракеты (из 11, что выделялись на стрельбы) подвергнуть транспор­тным испытаниям во время опыт­ной эксплуатации Б-67. Это было необходимо для того, чтобы убе­диться в их надежности во время автономного плавания лодки в раз­личных метеоусловиях, при много­кратных погружениях и всплыти­ях, под воздействием влияния раз­личных ФПК (физических полей корабля), возникающих в процес­се работы электромеханизмов и средств радиоэлектроники данно­го корабля - носителя РО. Надо было убедиться в том, что с раке­тами не произойдет ничего неожи­данного.

Пуск ракеты с Б-67
Пуск ракеты с Б-67

11 ноября 1955 года совместным ре­шением МСП и ВМФ подводная лодка Б-67 пр.В611 была принята в состав ВМФ в ка­честве учебно-опытового корабля с ракетным оружием. А спустя по­чти два месяца, после тщательного рассмотрения отчета комиссии Исанина - Королева, ВМФ, МСП, МОП и МРП в принятом совместном решении от 6 января 1956 г. указали следующее:

«1. Отчет комиссии утвердить. 2. Провести на ПЛ «Б-67» длительные эксплуатационные (транспорт­ные) испытания ракет «Р-11ФМ» и пусковых установок с последующи­ми пусками ракет. 3. С целью накопления необходимого опыта эксплуатации ПЛ с ракетным оружием, их боевого использования и подготовки личного состава выполнить переоборудование по проек­ту АВ-611 четырех строящихся ПЛ проекта 611 и одной из находящих­ся в строю ВМФ».

Это означало, что можно было на­чинать завершающий этап испыта­ний, который выполнялся в ходе ав­тономного плавания Б-67 (уже под командованием капитана 3 ранга Н.Н.Гуляева, сменившего первого командира этого ракетоносца) в Ба­ренцевом и Карском морях.

Ракета Р11ФМ
Ракета Р11ФМ

В этом походе «стреляли» уже доработан­ными для флота ракетами типа Р-11ФМ, которые точно поразили за­данный квадрат. Можно теперь было и подвести итоги...

Окончание следует, ссылка ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс Ядерное вооружение СССР.
Справочное издание - Москва.:ИздАТ, 1992. -460 с. ; Стратегическое
ядерное вооружение России / Кол. авторов под ред. П. Л. Подвига. — М.:
ИздАТ, 1998. — 492 с; Кузин В.П., Никольский В.И.Военно-морской Флот
СССР 1945-1991.- СПб.: Историческое морское общество, 1996. - 614 с.;
Жарков В.И. Большие ракетные ДЭПЛ на основе проекта 611/Военно-технический альманах "Тайфун", специальный выпуск. - СПб.: Серия "На службе
Отечеству" - выпуск № 5.- С.40-49. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно- космические системы (История, Развитие, Перспективы). М., 1996 г. - 326 с.; Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.