Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Живо ли классическое искусство в России? Судите сами: работы с ярмарки «Арт Россия»

24-27 сентября в Москве прошла «Арт Россия. Классика. Новый взгляд» — масштабная, кипучая, изобретательная, первая ярмарка современного академического искусства страны. Публикую фоторепортаж из пространств Гостиного двора плюс краткие определения, подписи и личное переживание в конце. А как ответить на вопрос, вынесенный в заголовок — пусть каждый решит для себя.

В Гостином дворе собрали произведения более сотни мастеров, работающих в академической манере: кураторы особо подчеркивают, что все они получили высшее художественное образование. На открытии ярмарки организаторы прямо апеллировали к величию Айвазовского и Шишкина, это звучало свежо и ново. Хотя казалось бы, что может быть нового в давно знакомом и любимом Шишкине?

Академическая живопись пребывала в забвении годы, если не десятилетия. Она никуда не делась — просто не была модной, как не были в моде инженеры супротив финансовых брокеров. Но маятник истории, энергия которого питалась переменами и переломами, дошел, кажется, до точки максимального отклонения, замер — и полетел обратно, к консерватизму, realpolitik и проверенным ценностям. Вот и кураторы крупных выставок заметили этот тренд.

«Академическая живопись — это направление, основанное на следовании классическим нормам и приемам античности и Возрождения, сформировавшееся под эгидой художественных академий в XVI-XIX веках. Для нее характерны идеализация натуры, а также приоритет „высоких“ жанров (исторического, мифологического). Особое внимание уделяется виртуозному исполнению и техническому мастерству», — дает определение ИИ.

«Приверженцы академизма уделяли большое внимание правильности рисунка, общей выверенности композиции. В академиях объясняли, как рисовать „по правилам“ — с учетом перспективы, анатомии», — добавляет портал «Культура.РФ».

«В последние годы наблюдается возрастающий интерес к академическому искусству XIX века и к его современным интерпретациям. Сегодня под термином „академическая живопись“ понимают не только стиль, но и работы художников с высоким техническим уровнем и классическими навыками», — резюмирует ИИ.

Участники ярмарки и впрямь часто обращаются к примерам из прошлого: ты то и дело ловишь себя на ощущении «я где-то это уже видел». Другое дело, что в прошлом теперь — не только Рембрандт. Вот и в натюрмортах Виктора Пономаренко, например, просвечивают не только малые голландцы, но и Энди Уорхол с его поп-артом.

«Pronkstilleven», Виктор Пономаренко
«Pronkstilleven», Виктор Пономаренко

И с высоким техническим уровнем у большинства мастеров — все в полном порядке. Посмотрите на работу «Взгляд в будущее» Александра и Анастасии Козловых (первое фото в галерее ниже). Здесь не только сусальное золото (то есть, тончайшая фольга), но и твореное золото — то есть, перетертое в порошок золото на связующей основе. Такой материал использовали в православной иконописи, начиная с VI века.

Балерины Анны Сосенской напоминают нам о работах Эдгара Дега. Но, замечу, посетители ярмарки охотнее фотографируются со злой девочкой Родиона Артамонова, выставленной по соседству. «Это я на работе», — объяснила одна посетительница подруге.

И в этом личном переживании для меня — главная магия классического искусства. Лучшие образцы цепляют зрителя не за его художественные познания, не за насмотренность и тоску по необычному — а за сюжет, узнавание и совпадение. За что-то глубоко своё, спрятанное в душе. Так, например, бывает: вдруг накатит светлая печаль от мимолетной песни музыканта в переходе метро.

Или (стыд-то какой) глаза набухают слезами на эмоциональном рекламном ролике.

И вот лично мои психологические защиты на ярмарке виртуозно вскрыл художник Анатолий Мовлян — до кома в горле и щипания в глазах. Выходит, конкретно для меня классическое искусство в России — живее всех живых.

Ярмарка «Арт Россия. Классика. Новый взгляд» организована корпорацией «Синергия» и искусствоведом Елизаветой Фроловой при поддержке Российской академии художеств.