В мае Спайк Ли показал свой новый фильм с Дэнзелом Вашингтоном «Сверху вниз» (в оригинале «Highest 2 Lowest») в Каннах, а недавно он появился на Apple TV и оперативно оказался в сети с хорошим русским дубляжом. Почему некоторые критики посчитали его провалом и как на самом деле надо смотреть это кино, чтобы не быть разочарованным – попробуем разобраться.
Первоисточник
Для начала нужно иметь в виду, что это кино – не только римейк фильма Акиры Куросавы «Рай и Ад», но и экранизация романа Эда Макбейна «Выкуп Кинга», который и послужил в свое время основой для работы японского классика. В сторону Куросавы Спайк Ли в своей новой работе отвешивает почтительные поклоны, в том числе и на стартовых титрах, но здесь мы имеем дело, скорее, с возвращением к истокам, чем с римейком.
Роман Макбейна – часть большого цикла с общими героями-полицейскими, ведущими расследования на просторах мегаполиса, под которым легко угадывается Нью-Йорк. Спайк Ли (в отличие от писателя и от Куросавы) в центр сюжета помещает жертву преступников, вставшую перед необходимостью непростого морального выбора. В нашем случае это суперуспешный музыкальный продюсер, которому звонит неизвестный с требованием о выкупе похищенного сына.
Это не самый удачный момент – у героя проблемы с бизнесом, требующие немалых оперативных вложений, впрочем вскоре выясняется, что преступники ошиблись и вместо богатого отпрыска выкрали сына его шофера. В общем-то условия не сильно и меняются – жизнь заложника под угрозой, сумма выкупа меньше не стала. В романе (и у Куросавы) все развивается и завершается плохо (для всех). У Спайка Ли задачи другие и, криминальная интрига для него определенно не главное. А что же главное?
Стиль и тема
Спайк Ли – певец «Большого яблока». Не устаю поминать его неожиданное и гениальное intro в «Inside Man» (у нас фильм зачем-то локализовали как «Не пойман – не вор»). Стартовым номером саундтрека к нему он взял знаменитый болливудский хит, современную версию старой суфийской народной песни «Chaiyya Chaiyya», и в сочетании с клиповым монтажом, в котором минивэн колесит по городу, собирая банду для ограбления банка режиссер сразу задал главный образ – Нью-Йорка как мультиэтнического котла, где национальность и цвет кожи, возраст, пол и даже внешность не имеют значения.
Так и в случае с новым фильмом – музыка (ее здесь много) задает стиль и тему повествованию, а город снова является одним из действующих лиц. Стартовые эффектно смонтированные панорамы идут на фоне песни еще сороковых годов из репертуара Роджерса/Хаммерстайна, полицейская погоня, сопровождается в перебивках многолюдным уличным сальса-карнавалом во главе с ветераном 88-летним пианистом Эдди Пальмиери, финальный номер исполняет молодая британка, восходящая звезда соул Айана Ли (она поет свою песню от и до в кадре), наконец, уже на титрах, звучит инструментал песни-мема Челентано «Prisencolinensinainciusol».
Но это ни разу не мюзикл (хотя иногда ощущение возникает именно такое), а вполне себе драма, просто сделанная, несмотря на все коллизии, с каким-то неиссякаемым оптимизмом, «от полноты жизни», что называется. Здесь полно, вообще характерной для Спайка Ли, типично «черной» эстетики, с ее непременной, бьющей через край избыточностью. Если машина – то пафосный Роллс-Ройс, если браслет – то от Картье, если hi-fi наушники – то с золотым отливом, а если эмоции – то уж на разрыв.
Если это понять и принять – фильм по-настоящему раскрывается готовому к такому подходу зрителю.
Лица и исполнители
В главной роли – Дэнзел Вашингтон, один из любимых актеров Спайка Ли (вместе они сделали пять фильмов). «Он один из величайших актеров всех времен. Точка. И работать с ним – это и честь, и мастер-класс каждый день», – так говорит сам режиссер. Он видит в нем творческого партнера, соратника, воплощение профессионального совершенства, звездной силы и художественной честности.
И, если Спайк Ли в «Сверху вниз» раскадровкой и монтажом задает ритм и интонацию, то на Вашингтоне здесь лежит собственно драматическое, эмоциональное наполнение, и он справляется с этой задачей блестяще, наблюдать за его работой – большое удовольствие. Его игра здесь напоминает роли в фильмах Тони Скотта – еще одного режиссера, умевшего искать и находить драматическое зерно в сугубо жанровом кино.
Хорош тут и Джефри Райт в роли шофера босса и отца настоящей жертвы. Их отношения – воплощение мужской дружбы и взаимного уважения, которые не смогла разделить социальная дистанция.
Роль еще одного важного персонажа и антагониста в исполнении звезды хип-хопа A$AP Rocky раскрывается, когда они сходятся с Дэнзелом Вашингтоном лицом к лицу ближе к финалу, сначала в импровизированном рэп-баттле с пистолетами наизготовку на территории подпольной студии, а затем и перед стеклянной перегородкой в камере суда.
Спайк Ли принципиально сталкивает в схватке два подхода к жизни, показывая, что выигрывает в ней тот, кто остается верен себе, а не прихоти момента, тот, кто за взлетом видит риск падения, а за неудачей – перспективу успеха. Детективный сюжет, на котором был построен литературный первоисточник и социальная драма, в которую был погружен Куросава у Спайка Ли если и обозначены, то беглыми штрихами. На первом плане здесь конфликт между внешним и внутренним, мегаполис с его рисками и возможностями – источник вдохновения, а музыка – спасительная сила и защитный купол.
В общем, я категорически не согласен с теми, кто считает фильм провалом и минусит ему рейтинги. А что думаете вы? Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие обзоры кино, которое все обсуждают.