В истории рок-музыки есть имена, которые стали синонимами не только гениальности, но и трагедии. Томми Болин — одно из таких имен. Гитарист-вундеркинд, кометой пронесшийся по музыкальной сцене 70-х, он успел оставить свой след в таких легендарных группах, как Zephyr, The James Gang и Deep Purple, и выпустить два блестящих сольных альбома.
Его уникальный стиль, в котором смешались хард-рок, джаз-фьюжн, фанк и блюз, опередил свое время, но его жизненный путь трагически оборвался всего в 25 лет, оставив после себя вопрос: каких высот он мог бы достичь?
Ранние годы: От Элвиса до первых групп
Томас Ричард Болин родился 1 августа 1951 года в городе Су-Сити, штат Айова, в семье со смешанными корнями: его отец был шведского происхождения, а мать — сирийского. Музыка вошла в его жизнь с раннего детства. Увидев выступление Элвиса Пресли по телевизору, пятилетний Томми был настолько впечатлен, что выучился пародировать его номер с песней «Heartbreak Hotel» и даже выступил на местном телешоу в полном костюме «короля».
Его первой группой стала The Miserlous, но уже в 13 лет, в 1964 году, его пригласили в более опытную команду Denny and the Triumphs. Позже коллектив сменил название на A Patch of Blue и даже записал концертный альбом. В конце 60-х Болин переехал в Боулдер, штат Колорадо, где его карьера начала набирать обороты.
Прорыв в Колорадо: Zephyr и джазовые эксперименты
В Колорадо Болин присоединился к группе Ethereal Zephyr, которую вскоре сократили до Zephyr. Во главе с харизматичной вокалисткой Кэнди Гивенс группа быстро набрала популярность и выступала на разогреве у таких гигантов, как Led Zeppelin. С Zephyr Болин записал два альбома, продемонстрировав свой растущий талант.
После ухода из Zephyr в 1972 году 20-летний Болин основал джаз-фьюжн-группу Energy. Коллектив был слишком некоммерческим, чтобы получить контракт на запись, но их живые выступления, на которых они играли с такими легендами, как Джон Ли Хукер и Альберт Кинг, стали местной легендой. Именно в этот период Болин познакомился с барабанщиком Билли Кобэмом.
Высшая лига: The James Gang и судьбоносный альбом Spectrum
В 1973 году Болин оказался на распутье. С одной стороны — творческие поиски, с другой — пустой банковский счет. Выбор был сделан в пользу стабильности, и он присоединился к известной группе The James Gang, заменив там гитариста Джо Уолша (через Доменика Троиано). С ними он записал два альбома, «Bang» и «Miami», для которых написал почти весь материал и впервые попробовал себя в качестве вокалиста.
Но настоящим прорывом для него стало участие в записи сольного альбома барабанщика Mahavishnu Orchestra Билли Кобэма «Spectrum» (1973).
Эта пластинка стала классикой джаз-фьюжна, а яростная и изобретательная игра Болина на ней произвела эффект разорвавшейся бомбы. Клавишник Deep Purple Джон Лорд позже назвал этот альбом «совершенно ошеломляющим», отметив, что гитарные партии Болина были чистой импровизацией, идущей «прямо из головы». Именно благодаря этой записи на него обратили внимание крупнейшие звезды рок-сцены.
На вершине: Сольный дебют и приглашение в Deep Purple
К 1975 году Болин был востребованным сессионным музыкантом, но мечтал о сольной карьере. Он подписал контракт с Nemperor Records и начал работу над дебютным альбомом «Teaser». В записи приняли участие настоящие звезды: Фил Коллинз, Гленн Хьюз, Джефф Поркаро и Дэвид Фостер. По совету участников The Beach Boys, Томми сам исполнил все вокальные партии.
Именно в разгар работы над своим триумфальным сольным альбомом он получил звонок, изменивший его жизнь. Из Deep Purple ушел Ричи Блэкмор, и группа была на грани распада. Вокалист Дэвид Ковердейл, впечатленный игрой Болина на альбоме Кобэма, предложил его кандидатуру. После четырехчасового джема с группой Болин был принят.
С новым гитаристом Deep Purple записали альбом «Come Taste the Band» (1975), который на время оживил группу. Болин стал соавтором семи из девяти песен, продемонстрировав свой огромный композиторский талант.
Проклятие Пурпурного Цвета: Триумф и трагедия
Однако пребывание в одной из величайших групп мира обернулось для Болина кошмаром. На концертах публика требовала от него копировать игру Блэкмора, но стили гитаристов были совершенно разными. Болин постоянно сталкивался с криками из зала: «Где Ричи?». Это давление усугублялось его собственной наркозависимостью и кокаиновой проблемой басиста Гленна Хьюза.
Кульминацией стал печально известный концерт в Токио. Накануне Болин вколол себе дозу героина и уснул, отлежав левую руку на восемь часов. На сцену он вышел практически парализованным, способным лишь брать простые аккорды. Большую часть гитарных партий пришлось играть на органе Джону Лорду. Запись этого провального выступления была выпущена под названием «Last Concert in Japan», несмотря на протесты группы. В марте 1976 года состав Deep Purple Mk IV распался.
Последний год и трагический финал
Освободившись от обязательств, Болин собрал Tommy Bolin Band и начал записывать второй сольный альбом «Private Eyes». Осенью 1976 года он отправился в тур на разогреве у Питера Фрэмптона и Джеффа Бека.
3 декабря 1976 года в Майами состоялся его последний концерт. После выступления он сфотографировался за кулисами с Джеффом Беком. В своем последнем интервью, данном за несколько часов до смерти, на предостережение журналиста «береги себя» Болин ответил: «Я всю жизнь о себе забочусь. Не волнуйся, я буду здесь еще долго».
Несколько часов спустя, 4 декабря 1976 года, Томми Болин был найден мертвым в своем гостиничном номере. Причиной смерти стала передозировка героина в сочетании с алкоголем, кокаином и барбитуратами. Ему было 25 лет.
Наследие
Несмотря на короткую карьеру, Томми Болин оставил огромное наследие. Его семья создала архив, который издает его ранее не публиковавшиеся записи. В его честь были выпущены трибьют-альбомы с участием таких звезд, как Питер Фрэмптон, Стив Морс, Дерек Тракс и многих других. Томми Болин остается символом невероятного таланта, сгоревшего слишком быстро, и вечным напоминанием о разрушительной силе славы и наркотиков.