Мечта родителей – ребенок, который сам делает уроки без напоминаний и без нытья – «Не могу, не получается, мама помоги-и!» В предыдущей статье разобрали, причины, почему ребенок не хочет делать уроки. Сегодня расскажу несколько способов научить ребенка делать уроки самостоятельно, чтобы вы могли выбрать подходящие для вашего случая или попробовать разные и найти, что из них сработает. А также напомню, какие ошибки делают родители в борьбе за сделанные уроки. Интересно, сколько ошибок насчитаете у себя?
Многие родители привыкли, что нужно заставлять ребенка делать уроки. Но этот способ плохо помогает справиться с нежеланием садиться за уроки. Приходится воевать с ребенком, а это не улучшает отношения с детьми и не повышает их учебную мотивацию. Ребенок ходит из угла в угол, хочет то попить, то поесть, то поиграть. Как же тогда приучить ребенка делать домашнее задание самому?
Не заставить, а научить делать уроки самостоятельно
· Чтобы научить самоорганизации, составьте вместе с ребенком наглядное расписание. Это должно быть не просто написанное буквами, а лучше с визуальными картинками. Можно использовать подходящие наклейки и распределить их на изображении часов со стрелками, закрасив разным цветом зоны для разных видов деятельности первоклашки: вот он в школе, вот он обедает, а здесь он за столом делает уроки, а после играет и гуляет на улице.
Пусть он смотрит на часы и сам контролирует время на выполнение домашнего задания. А вы первое время помогаете ему, пока он не привыкнет. Считается, что один час на уроки достаточно для первоклассника.
· Если он не справляется с какими-то заданиями, вы можете ему помочь, но не делать уроки за него. Он должен знать, что может обратиться к вам за помощью, но вы не станете делать ВМЕСТО него, иначе он будет использовать вашу слабость, чтобы переложить ответственность за уроки на вас. Делайте только то, чего он еще сам не может, постепенно передавая все действия ему самому – это про «зону ближайшего развития». Так же исключите те диагнозы, о которых писала в предыдущей статье – дисграфию, дислексию или СДВГ, при них должен быть особый подход к обучению.
· Чтобы ребенку было легче начать делать уроки, прибегните к такой хитрости: откройте первый учебник на нужной теме и тетрадь, в которой нужно писать – продолжить действие всегда легче, чем начать (1).
· Организуйте рабочее пространство на столе. Стол должен быть свободным от посторонних предметов. Слева положите стопкой учебники и тетради по предметам, которые нужно сделать, а по мере выполнения заданий перекладывайте в стопку с правой стороны. Так будет наглядно таять стопка не сделанных уроков и расти – уже выполненных(1). Это повышает ощущение ребенка – «Я молодец, я справляюсь».
· Если ребенку сложно усидеть на месте долго, попробуйте разбить выполнение домашних заданий на короткие промежутки по 15-20 минут с отдыхом по 5 минут. Во время перерыва разрешите побегать по комнате, активно подвигаться или сделать несколько упражнений. Уже доказано, что после физической активности повышается активность мозга.
· Также для слишком подвижных детей разрешается делать часть уроков стоя – читать или расхаживая по комнате – учить стихи.
· Подходить к выполнению уроков, как к занимательной игре, в которой есть момент соревнования самого с собой. Например, на время, на самую красивую букву.
· Если у вас первоклассник, можно просто первое время посидеть рядом, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и что в случае затруднений, вы подойдете и поможете. Последите, с чем ребенок справляется самостоятельно, а в чем нужна помощь. Постепенно, показав, как правильно выполнять домашние задания, вы можете передавать всё больше ответственности за уроки ребенку (2).
Ошибки родителей, из-за которых у ребенка пропадает желание учиться и делать уроки
1. Не согласованность расписания школьника с другими домочадцами. Например, если вы с младшим ребенком идете гулять, а его оставляете дома делать уроки – для ученика младших классов это будет обидно. Лучше, если он будет их делать до или после вашей совместной прогулки. Или, когда приходит бабушка в гости или папа с работы, к этому времени лучше, чтобы он уже закончил уроки, чтобы смог свободно пообщаться с ними. Иначе, уроки он будет воспринимать, как наказание (1).
2. Клеить на ребенка ярлык «лентяй!». За нежеланием делать уроки кроется что-то другое, причину нужно выяснять родителям или самим, или с психологом, неврологом, а терапевт должен проверить нет ли каких-то физических заболеваний или недостатка микроэлементов, которые незаметны, но ослабляют организм.
3. Сравнение ребенка с другими одноклассниками, детьми друзей и подруг. «А Петя учится на одни пятерки, а ты что хуже?», «Маша выиграла в олимпиаде и получила медаль, а у тебя одни тройки», «Твой друг Саша написал контрольную на пять, а почему у тебя 2?» и т.д. Сравнивать ребенка можно лишь с ним самим. Сравнения с другими не мотивируют учиться лучше, а даже наоборот, могут вызвать протест и нежелание учиться.
4. Критика за ошибки в домашнем задании, высмеивание его не идеальных работ, почерка. Взрослый самоутверждается, чувствует себя лучше и умнее, а ребенок теряет веру в себя.
5. Самим делать за ребенка уроки – прививает привычку перекладывать ответственность за свою работу на других.
6. Ругать за плохие оценки. Лучше спросить, почему не получилось, с чем у него возникла проблема, возможно, нужно подтянуть знания по какой-то теме.
7. Не хвалить и не поощрять за хорошие оценки и правильно выполненные задания.
8. Быть очень строгим родителем. У ребенка такое поведение только вызовет страх, а он парализует мыслительную деятельность. Ребенку будет трудно сосредоточиться на уроках, вместо этого он будет думать о том, как бы не вызвать гнев родителя. Но это не повышает мотивацию к учебе, лишь добавляет психологические проблемы.
9. Критиковать учителя при ребенке. Авторитет учителя в глазах ребенка падает, и он будет хуже воспринимать всё, что говорит и делает учитель – а это не способствует успешной учебе.
Верю, что современные родители совершают меньше ошибок по отношению к своим детям, чем это было в нашем детстве. Ведь сейчас столько информации о воспитании и психологии детей, чего не хватало нашим родителям. И сейчас уже больше понимания, что не только на оценках в школе нужно заострять внимание, а в первую очередь на теплых отношениях со своим ребенком. Когда между родителем и ребенком есть любовь и взаимопонимание, тогда и все школьные сложности решаются намного легче и ребенок быстрее начинает самостоятельно делать уроки, потому что чувствует свою ответственность.
Интересно, сколько все-таки ошибок вы насчитали у себя или были в вашем детстве у ваших родителей? Пишите в комментариях, если сможете быть честными.
В следующих статьях расскажу о школьной тревожности, что это такое и как ее снизить.
Начало темы:
Больше интересного: