Снова ваш непоседа первоклассник не хочет делать уроки, вынуждая вас бросить все свои домашние дела и гаджеты, и стоять над ним грозной тучей, мечущей громы и молнии. Как все-таки заинтересовать его учебой и помочь адаптироваться к школе, не разрушая ваши отношения и оставаясь любящим родителем. Давайте разбираться!
Сначала выясним причины нежелания делать уроки, одни связаны с детской психофизиологией, другие с эмоциональной сферой, третьи с привычками, которых еще нет, четвертые с навыками коммуникации. Затем расскажу об особенностях школьной адаптации в первом классе, и после - о том, что важно делать, чтобы ребенок сам захотел учиться и делать уроки.
Почему первоклассник не хочет делать уроки
В первом классе – возраст, когда ребенок еще хочет быть «хорошим» в глазах родителей и окружающих. Ради похвалы взрослых, он еще готов соблюдать правила. Поэтому, если первоклассник не хочет делать уроки, то скорее всего он не справляется с учебой (3). Это одна из главных причин.
Возможные причины, из-за которых первоклассник не делает уроки:
1 - не понимает материал;
2 - что-то не получается, например, красиво писать буквы;
3 - еще нет привычки к ежедневным занятиям и больше хочется играть;
4 - нет навыка самоорганизации и планирования работы;
5 - возможно конфликт с одноклассниками или учителем;
6 - не может слишком долго усидеть на одном месте;
7 - в отношениях с родителями есть проблема, из-за которой может подсознательно «бойкотировать» уроки, чтобы отыграть обиду;
8 - недостаток внимания от родителей, который компенсирует тем, что использует выполнение домашних заданий, как способ получить внимание и время родителей;
9 - страх неудачи: боится строгого учителя и низкой оценки или гнева родителей из-за ошибок и плохих оценок. Из-за этого он может подолгу сидеть над учебником, замерев на одном месте (2).
10 - СДВГ – недостаток внимания и гиперактивность из-за особенностей развития мозга – это к неврологу для уточнения диагноза и лечения (4).
11 - дислексия, дисграфия – из-за них ребенку сложно читать и понимать текст, а также грамотно писать. Этим занимаются специалисты: сначала невролог исключает другие заболевания и ставит диагноз, затем нейропсихолог, логопед или логопед-дефектолог с помощью упражнений корректируют (4).
12 - школьная тревожность – не просто волнение, например, перед ответом на уроке, а чрезмерный постоянный страх, связанный со школой, уроками, общением со сверстниками и учителем. Об этом напишу отдельную публикацию.
Адаптация детей к школе
Еще вчера ваш ребенок ходил в детский сад, где занимался тем, что играл, гулял, кушал и спал, а сегодня уже поменял свою жизненную роль на гордое – первоклассник. Но с вместе с ней появились новые обязанности и правила, к которым он еще не привык. Ниже я расскажу, какие виды адаптации бывают и как помочь ребенку с каждой из них, но сначала поделюсь историей из личного опыта:.
Вспоминаю волнительное время, когда моя дочь пошла в первый класс. И даже несмотря на то, что я уже закончила Универ и на отлично защитила диплом по адаптации детей к школе, мы вместе с ней на своем опыте проходили все эти сложности. Каждый случай индивидуален, как и каждый ребенок. До сих пор помню летающие по комнате тетрадки, словно перепуганные хулиганом голуби на остановке, когда у дочери не получалось справиться с домашним заданием. Сейчас уже со смехом, а раньше был шок, чувство вины и беспомощности. А сколько терпения и нервных клеток мне стоило приучить самостоятельно делать домашки! А эти постоянные звонки одноклассникам с вопросом: «Что нам сегодня задали по математике?»
А у вас такое бывало? Что вы чувствовали?
Хватит воспоминаний, вернемся к теме. Простыми словами, школьная адаптация – это приспособление ребенка к новым условиям жизни и деятельности. Она разделяется на три вида: физиологическую, психологическую, социальную.
Чтобы родитель мог представить, какой стресс испытывает ребенок при поступлении в школу, его сравнивают с эмоциями взрослого, который одновременно переехал в другой город, сменил работу и делает ремонт в новом жилье (1).
Теперь вы можете понять своего малыша, которому нужно приспособиться к его новой роли и обязанностям?
Не удивительно, что у него могут быть трудности с ежедневными домашками, когда ему всё еще хочется гулять и играть. И ваша задача помочь ему справиться с адаптацией всех трех видов:
Физиологической – поможет режим дня, полноценное питание и сон, достаточная физическая активность.
Психологической – повышать мотивацию к учебе, развивать познавательные процессы, положительный настрой на учебу, готовность ребенка понимать и выполнять задания.
Социальной – овладение новой ролью ученика.
Сюда войдет:
· понимать и выполнять свои школьные обязанности, правила и распорядок;
· слушать внимательно учителя;
· устанавливать хорошие отношения с одноклассниками,
· уметь общаться без конфликтов,
· научиться самому организовать себя для выполнения домашних заданий.
Как заинтересовать учебой первоклассника
Как мы выяснили выше, чтобы ребенок самостоятельно делал уроки, у него должна быть сформирована роль ученика. Он должен чувствовать свою ответственность, что уроки – это его обязанность и делает он их для себя, а не для учителя или родителей. Должен быть хороший познавательный интерес.
1. Вообще познавательный интерес – это естественная потребность ребёнка. Снизить его может только неправильное отношение к школе, учителю или обида в отношениях с родителями.
Поэтому родителям важно выстроить с ребенком доверительные, доброжелательные отношения. И своевременно разрешать возможные конфликты – свои с ребенком или в школе с одноклассниками, учителем.
2. Первоклассник нуждается в вашей эмоциональной поддержке в этот сложный для него период. Не забывайте хвалить его даже за мелкие успехи и старания. А ошибки научите воспринимать не как трагедию, а как возможность для роста. Без ошибок не бывает учения.
3. Метод «зеленой ручки». Для повышения учебной мотивации, когда зеленым цветом отмечаются правильно выполненные задания или красиво написанные буквы и цифры. Если нет возможности в школьных тетрадках отметить зеленой ручкой, придумайте как по-другому вы можете это отметить.
4. Поговорить на тему уроков не только с точки зрения «надо», а еще и «зачем». Мотивация повысится, когда ребенок осознает для какой цели это нужно лично ему. Эта цель должна быть важна для него, а не для родителей.
5. Школа – это не только знания, но и новые друзья. Научите его дружить, тогда в школу он будет идти с большей радостью и желанием.
6. Ищите школу, где учитель начальных классов любит детей. Потому что от этого сильно зависит заложит он в ребенка любовь или отвращение к учебе.
«Дети не учатся у тех, кто их не любит». – Сказал кто-то мудрый.
Не помню точно кто был первоисточником этой фразы, если знаете, напишите в комментариях.
На последок:
Итак, мы выяснили, чтобы преодолеть нежелание ребенка делать уроки, нужно сначала разобраться в причинах. А после предпринять комплекс мер по адаптации ребенка к школе, снизить школьную тревожность, обратить внимание на поддержку ребенка и дать время, чтобы он осознал новые правила жизни и привык к новой роли ученика.
Родителям в этот период тоже непросто. Вместе с ребенком вам приходится адаптироваться к новой роли – родителей школьника. Вы тоже проходите эмоциональные и психологические трудности. Хочу пожелать вам сил и терпения в этой сложной задаче. Это замечательно, что вы ищете ответы на свои вопросы, это проявление заботы и любви к вашим детям.
Успехов и побед над всеми трудностями вам и вашим детям!
А если остались вопросы, задавайте их в комментариях, я с радостью отвечу.
А в следующей статье напишу, как научить ребенка самостоятельно делать уроки и чего нельзя делать, чтобы не отбить у ребенка желание учиться:
Больше интересного: