Обычно как считается? Армяне, первый в мире христианский народ, следует лишь собственному толку апостольской изначальной церкви (ААЦ). Однако это не так.
Существуют и армяне-католики - весьма крупная община. Как же и когда она появилась? Рассказываем.
Как появились армяне-католики
Первые армяне-католики появились еще в XI-XII когда, ближневосточные армяне вступили в активные контакты с крестоносцами, освобождавшими Святую Землю от полчищ турок-сельджуков да прочих сарацинов.
- На брегах Средиземного моря тогда сложилось могущественное Киликийское армянское царстве, где в результате унии с католиками и появилась Армянская католическая церковь. А папы Римские тайно мечтали обратить в католицизм всех армян.
На флорентийской унии 1439-го года была создана самостоятельная восточно-католическая церковь с собственным обрядом, признающей примат (первенство) Папы Римского. Но отличающейся в литургии и традициях от Армянской Апостольской Церкви.
Католицизм среди армян получил стремительное развитие и в Османской империи, захватившей в XV-XVII вв многие западноармянские земли. Там среди армян вели активную деятельность европейские католические миссионеры, обещавшие других христианам поддержку Папы Римского - в обмен на принятие католичества. Османы же католическим миссионерам среди своих христиан, внезапно, не мешали. Так как считали: те внесут раскол в единство апостольских армян-христиан. Захваченных, но отнюдь не сломленных.
Католицизм приняли в XIX-XX вв и некоторые армяне, что поселились в спюрке (диаспоре) в католических государствах Европы и Южной Америки. От Франции до Аргентины. Эти армяне могут исповедовать уже "чистое" католичество своих стран проживания.
- Своя католическая община появилась даже среди армян в далеком Китае - в Поднебесной местных армян обратил еще в начале XIV-го столетия в католицизм папский миссионер Джованни Монтекорвино.
Сколько сейчас в мире армян-католиков?
Армянские католики все равно стоят в лагере западной церкви особняком. Сохраняют многие древние традиции армянского народа. Например, литургию ведут именно на грабаре - древнеармянском священном языке.
- Общая численность армяно-католиков сегодня достигает около 250 тысяч человек. То есть, совсем немного из всех 12 млн современных армян мира.
Крупнейшая армянская община католическая исторически представлена в ближневосточных Сирии и Ливане, где издавна живет немало армян, чьи предки сто лет назад бежали от безжалостного геноцида в Османской империи. В стольном ливанском Бейруте высится прекрасный армянский католический Собор святых Илии и Григория Просветителя. Здесь же расположена и резиденция Патриарха Армянской католической церкви.
Как же армяне апостольские относятся к армянам-католикам?
О, тут интересно очень. Отношение армян, оставшихся верными, Армянской Апостольской Церкви, к армянам-католикам было и остается неоднозначным. Кое-где армян-католиков апостольские армяне недолюбливали, прозвав "франгами" — от слова "франки" (европейцы).
- Однако в современной диаспоре и в Армении отношения между представителями Армянской Апостольской церкви, армянскими католиками достаточно дружелюбные. Ибо считается, что для армянина важно оставаться именно христианином. Пусть даже католического толка.
Тем более, что Римско-католическая церковь, в отличие от той же РПЦ, состоит в так называемом евхаристическом отношении с ААЦ. Проще говоря, католикам и апостольским армянам можно свободно молиться в церквях друг у друга. А священникам - служить мессы. К примеру, Католикос всех армян Гарегин II принимал участие в Богослужении в римском соборе святого Петра в Риме. А Папа Иоанн Павел II служил мессу в древнем армянском Эчмиадзине.
Крупная община армян-католиков живет сегодня в Гюмри - втором по величине городе Армении, родине славного Фрунзика. Армяне-католики живут и в регионе Джавахети соседней Грузии - исторически армянской провинции Джавахк.
Крупные влиятельные общины армян-католиков есть и в России - в Ростовской области, Краснодарском крае, в Москве. Немало армян-католиков в США и в Канаде.
Католический армянский викарий в России Петрос Есаяна так рассказывает о католиках и своей вере:
- Однажды меня спросили: «Если интересы Католической Церкви будут выше, чем интересы народа — что ты выберешь?» Я сказал: «Интересы народа». Я защитник того, чтобы армяне оставались армянами и в лоне Католической Церкви, чтобы сохранить наши древние обряд и традиции.