Армяне - как известно, первый в мире народ, что официально принял христианство как свою единственную государственную религию. Еще в 301-м году нашей эры, при царе Трдате. Однако у идущей от Апостолов Фаддея и Варфоломея нынешней армянской Апостольской Церкви (ААЦ) есть целый ряд особенностей, что весьма выделяет ее на фоне других христианских толков. Давайте же узнаем о них.
- Прежде всего, армяне придерживаются так называемой миафизитской христологии. От греческих слов «миа» — одна, «физис» — природа. Проще говоря, армяне считают: в Христе божественное и человеческое слито было в единую нераздельную природу. В то время, как диафизиты, католики и православные, полагают: у Христа человеческая и божественная природы хотя и вместе сосуществовали, но были раздельны.
Диафизиство как христианская догма, установлено было на Халкидонском вселенском соборе 451-го года, в котором армянские епископы участия не смогли принять - из-за войны против персов. А потому решения Халкидонского собора ААЦ не признает и поныне.
- У армянской Церкви имеется свой руководитель - Католикос (на греческом. «всеобщий») используется с V века. Избираемый пожизненно и ответственный за все дела ААЦ. Как в самой Армении, так и в спюрке (диаспоре).
Правда, так исторически вышло, что кроме главного Католикоса в древнем священном Вагаршапате-Эчмиадзине у армян есть еще один католикос - Киликийский, что ныне находится в ливанском Антилиасе. Правда, он обычно признает старшинство Эчмиадзина. Есть у армян и еще 2 отдельных патриарха: Иерусалима и Константинополя, подчиненные главному Католикосу.
- Богослужения в армянской Церкви устроены весьма своеобразно. Священники облачены в яркие ризы, остроконечные митры. Ведут службу на древнеармянском языке грабар. А в таинстве евхаристии используется пресный (как у католиков) и неразбавленное вино (в отличие от православных, что обязательно кровь Христову разбавляют водой).
- Особо уникален армянский христианский крест - на нем никогда не увидеть изображения распятого Христа, лишь жизнь, искусно переплетенные растения да цветы. И знаменитые "ласточкины хвосты" на концах.
В отличие от католиков или православных армянская Церковь практически не знает женского монашества: еще со времена царя Папа более полутора тысяч лет назад. Ибо считается у армян - женщина должна воинов рожать, а не в монастыре томиться. И иночество - удел чисто мужской, по сей день, по большой части.
- На богослужении в армянской Церкви звучат особые духовные песнопения шараканы хором. Без музыкального сопровождения. А армянские храмы можно узнать по особым куполам на барабанах, крестообразной планировке, скромному внутреннему устройству, минимуму икон.
- У ААЦ есть и свой уникальный церковный календарь, отличный от католического и православного. А Рождество Христово (Сурб Цнунд) у армян отмечается 6 января, вместе с крещением Крещения Господня. Есть свой отдельный пост - Арачаворк, за 70 дней до Затика (Пасхи).
В армянских храмах свечи ставятся особым образом - в специальные прямоугольные емкости, заполненные песком и водой. Такой интересный способ позволяет крепко ставить свечу, чтобы она не падала. А затем легко убирать огарки.
В армянских храмах тоже есть скамейки - однако их меньше, чем у католиков, но больше, чем у русских православных. Считается, что на армянских литургиях должны иметь возможность сидеть больные, немощные, пожилые люди, дети.
- Почитание икон у армян ограничено храмами - обычно икон очень немного, они стоят лишь в церквях. Армянские иконы не имеют никаких пышных иконостасов, золотых окладов. Так как ААЦ в целом настроена на аскетизм.
Армяне совершают крестное знамение слева направо - как католики. Но при этом используют троеперстие - как православные. А в конце прикладывают ладонь к груди.
- Армянские верующие совершают уникальный древнехристианский обряд жертвоприношения матах, давно забытый другими христианами. Приносят в жертву Господу в качестве благодарности соли, мясо быка, петуха или барана. Обязательно раздавая мясо нуждающимся.
Армянская Церковь - издавна величайшая защитница и хранительница своего древнего великого народа. Помогла армянской нации выжить в самые страшные века иноземного угнетения, скрепляя и спасая армян всего мира. И не случайно армяне так любят свою Церковь, уважают и ценят.