Кассетные магнитофоны, которые сегодня считаются символом ушедшей эпохи, представляли собой не просто устройства для прослушивания музыки. На вершине своего развития они демонстрировали высшие достижения инженерной мысли, оснащаясь множеством уникальных функций, многие из которых остаются актуальными с точки зрения удобства использования.
Первоначально компакт-кассета, представленная компанией Philips в 1963 году, создавалась как носитель для диктофонов и практически не подходила для качественной записи музыки. Её успех определила открытая лицензионная политика Philips, позволившая многим производителям заниматься усовершенствованием формата. К началу 1970-х годов, с разработкой новых магнитных лент и внедрением системы шумоподавления Dolby, качество звучания кассетного магнитофона приблизилось к стандартам высокой верности воспроизведения — Hi-Fi. С этого момента началась интенсивная технологическая гонка, в ходе которой появились уникальные функции, направленные на удобство, качество и автоматизацию работы с аналоговой записью.
Пропуск тишины
Одной из ключевых задач для инженеров было сделать прослушивание кассет таким же комфортным, как и работу с виниловыми пластинками, где можно было легко выбрать нужную композицию. Две функции решали эту проблему особенно эффективно.
«Пропуск тишины» (или Blank Skip) представлял собой интеллектуальную систему, значительно упрощавшую навигацию по кассете. Принцип ее действия заключался в следующем: если при воспроизведении магнитофон обнаруживал участок с тишиной продолжительностью более 3 секунд, он автоматически включал перемотку до начала следующего фрагмента с записью. Это было чрезвычайно удобно для пропуска пустых участков в конце кассеты или длинных пауз между композициями. Данная функция была в магнитофоне Sony TC-WR820.
Как отмечают пользователи, иногда аппарат мог ошибочно сработать на очень тихом отрезке музыки, но в целом эта функция существенно повышала комфорт при прослушивании.
Порядок треков
Еще более прогрессивной была функция программируемого порядка треков. Она позволяла создавать собственный «плейлист» до того, как это слово стало общеупотребительным.
Пользователь мог задать произвольную последовательность воспроизведения треков — например, сначала трек 2, затем 1, затем 5. Эта возможность, почти как на CD-плеере, реализовывалась с помощью счётчика ленты и была доступна в продвинутых моделях, таких как Sony TC-WR950.
Фирма Marantz в своей модели SD9020 также оснастила аппарат аналогичным функционалом программирования треклиста. Как правило, такие магнитофоны были популярны на дискотеках.
Технологии для совершенства записи и копирования
Запись на кассету представляла собой целое искусство, требующее подбора правильного уровня и учета типа магнитной ленты. Чтобы помочь пользователю, появились системы автоматической калибровки. Ярким примером служит дека Akai GX-F71, которая всего за 17 секунд выполняла полную калибровку ленты. Процесс был полностью автоматизирован: аппарат самостоятельно перематывал ленту вперед, чтобы исключить запись на ракорд (защитный участок ленты), затем калибровал пленку по нескольким частотам и возвращался в исходную позицию.
Для любителей создавать копии кассет производители разработали решения для ускоренного дублирования. Пионером в этой области выступила компания Onkyo с моделью TA-W80 (1981 г.), позволявшей вести запись на удвоенной скорости. Но самым оригинальным решением обладала Aiwa AD-WX220. В ней применялись специальные четырехдорожечные магнитные головки, которые за один проход переписывали сразу обе стороны кассеты. В сочетании с удвоенной скоростью это позволяло скопировать 90-минутную кассету всего за 22,5 минуты. Двухкассетные модели высшего класса, такие как Sony TC-WR950, также позволяли записывать по очереди на две кассеты или даже одновременно с внешнего источника, что можно было автоматизировать с помощью внешнего таймера.
Уникальный автореверс
Вершиной инженерной мысли в кассетной эре стали сложные механические системы, призванные улучшить качество звука и надежность. Система автореверса Invert-O-Matic от Akai, использовавшаяся в модели GXC-65 (1972 г.), являлась настоящим технологическим чудом. В отличие от большинства конкурентов, где переворачивались магнитные головки, в этом механизме переворачивалась сама кассета. Это позволяло избежать компромиссов в качестве звука, связанных с использованием универсальных головок для обоих направлений.
Прижатие кассеты
Другой подход к стабильности демонстрировала Aiwa в топовой модели XK-009. В ней использовалась дека со стабилизацией положения кассеты. При закрытии крышки механизм прижимал кассету к внутренней стенке с усилием около 1 кг, что предотвращало её смещение и поглощало вибрации от лентопротяжного механизма , положительно сказываясь на качестве звучания. Пожалуй, эта функция была самой редкой среди кассетников.
***
К концу 1990-х годов, с приходом цифровых форматов, рынок кассетной техники начал стремительно сокращаться. Производители, пытаясь удержать покупателя, были вынуждены удешевлять конструкцию. Многие сложные функции, требовавшие прецизионной механики и качественных материалов, стали жертвой этой гонки за снижение цены. Как отмечают коллекционеры, в аппаратах эпохи заката вместо металлических шестеренок начали массово использовать пластиковые, которые со временем трескались и выходили из строя. Надежность уступила место функциональности, а вскоре и сама эта функциональность перестала быть нужной на фоне возможностей CD-плееров и MP3.
Не забудьте подписаться на блог — скоро распишем все модели, собираем информацию! И лайк за чудеса японской техники!