GM 6004 и другие варианты дизельного двигателя General Motors (Detroit Diesel) 6-71
Для того, чтобы создать танк, требуется целый ряд компонентов, включая двигатель. Может показаться, что найти мотор для танка не проблема, но на самом деле не всё так просто. Далеко не каждая страна могла себе позволить танковый двигатель специальной постройки, да и не у каждой страны он получался. Понимание, что двигатель нужен специальной разработки, окончательно появилось только после Второй мировой войны, да и то, не у всех стран. А в годы Второй мировой войны приходилось использовать то, чего имелось в наличии.
В этом смысле весьма показательна ситуация в американской танковой промышленности. Поскольку танкостроение долгое время держали на голодном пайке, там в принципе не могло появиться специального танкового мотора. Вместе с тем, еще со второй половины 30-х годов начались различные эксперименты по поиску подходящего автомобильного двигателя, прежде всего дизельного, на роль "сердца" для танка. Одним из результатов этих поисков стал мотор General Motors (Detroit Diesel) 6-71, который использовался не только на американской технике, но и английской. И причем не только бронетанковой.
История дизельных моторов General Motors началась в 1930 году, когда американский автомобильный гигант приобрел Winton Engine Company. Идеологом приобретения фирмы, занимавшейся выпуском дизельных моторов (прежде всего, судовых), стал Чарльз Кеттеринг, знаменитый изобретатель и одновременно глава исследовательского подразделения GM. Одновременно была приобретена Electro Motive Company, совместно данные активы, с поддержкой исследовательского подразделения GM, стали создавать новые дизельные силовые установки, прежде всего судовые и локомотивные. Уже во второй половине 30-х годов на свет появились легендарные обтекаемые локомотивы EMC, ставшие одним из символов технического прогресса того времени.
Под руководством Кеттеринга были разработаны ключевые двигатели, которые с 1938 года стало выпускать новое подразделение компании - Detroit Diesel. Бывшая Winton Engine Company стала именоваться Cleveland Diesel, она занялась большими моторами, для локомотивов и судов, а также большими стационарными дизельными агрегатами. Что же касается Detroit Diesel, появившейся в январе 1938 года, то ее ключевой продукцией стали 2-тактные дизельные моторы водяного охлаждения 71-й серии (GM Series 71). На самом деле 71 - это объем цилиндра, 71 кубический дюйм, или 1,16 литров.
Подход Detroit Diesel оказался прагматичным. В гамме фирмы находилось 5 двигателей, начиная с 1-цилиндрового агрегата GM 1-71 (использовался в генераторах и прочих стационарных устройствах), и заканчивая героем данного материаоа, GM 6-71. 2-цилиндровая модель 2-71 также использовалась больше для стационарных агрегатов. А вот дальше начинались уже полноценные автомобильные двигатели. Широкая гамма и несколько вариантов исполнения позволяли использовать моторы семейства GM Series 71 и для грузовиков, и для тракторов. Причем далеко не только производства GM. Новая линейка тракторов Allis-Chalmers использовала 3-цилиндровые моторы 3-71 (HD-7, в тракторной версии мотор объемом 3,48 литра развивал мощность 66 л.с.) и 4-цилиндровые (HD-10, в тракторной версии мотор объемом 4,64 литра развивал мощность 95 л.с.).
Посматривали на эти моторы и в Советском Союзе, с точки зрения двигателя для новых ярославских грузовиков. Устав от "Коджу" и прочих экспериментов Н.Р. Бриллинга, у нас разумно решили использовать заграничный опыт. Впрочем, впервые GM 4-71 появился на артиллерийском тягаче Я-12, а GM 3-71 прописался в УльЗИС-НАТИ-253, который дальше экспериментов не вышел (да в и целом давать Ульяновску столь ответственную задачу, как военный полноприводной грузовик, было ошибкой). Но так получилось, что более массово приходили другие моторы - GM 6-71, причем отнюдь не как автомобильные моторы.
6-цилиндровый рядный мотор объемом 6,96 литров и мощностью 130 л.с. при 1900 об/мин был уже довольно крупным и несколько избыточным для тракторов. Зато он оказался подходящим для автобусов, куда его впервые установили в 1939 году. Первенцем стал Yellow Coach Model 740, детище Yellow Truck & Coach Manufacturing Company (на тот момент GM принадлежал контрольный пакет акций данного производителя). Далее появилась модель TD-2701, ставшая первым автобусом GM Old Look. Надо сказать, что дизель стал доминирующим на автобусах Yellow Coach (в 1943 году фирма была поглощена окончательно), тем не менее, выпускавшаяся в 1941-42 годах модель TD-4505 стала самой массовой. Выпустили их 733 штуки. А дальше на некоторое время стало не до автобусов.
Танковым GM 6-71 стал благодаря англичанам. В данном материале не разбирается его родственник - спаренный GM 6046, ибо там своя история и своя специфика. Тот делался под американский заказ и совсем для другой бронетехники. А вот автобусный дизель в своём "чистом" виде оказался интересен больше англичанам и канадцам. Дело в том, что дизельного мотора AEC 190 (тоже автобусный) уже не хватало, да и GM-овский двигатель получился более удачным. Уже во второй половине 1941 года начался выпуск танков Valentine IV с танковой версией мотора, которая именовалась как GM 6004. Далее к нему присоединился канадский Valentine VII.
Танковый мотор имел некоторые отличия по системе очистки воздуха, а также по навесному оборудованию. И вот тут есть дьявол в деталях. Судя по всему, с самого начала GM 6046 получал несколько иные форсунки (их именовали в переписке инжекторами), поскольку в руководстве по Valentine IV/V мощность мотора выше заявленной - 138 л.с. при 1800 об/мин. И это не ошибка руководства, а вполне реальное состояние дел. Более того, в дальнейшем мощность двигателя росла, причем это напрямую связано с форсунками. При использовании тракторных форсунок типа "А" мощность мотора возрастала до 165 л.с. при 2000 об/мин.
На деле 165 лошадиных сил было совсем не пределом. За счет форсунок типа S мощность мотора повышалась до 238 лошадиных сил. Другой вопрос, что форсированный мотор работал не лучшим образом, на что были жалобы советской военной приемки, а также учебных частей. Да и шасси Valentine 165 лошадиных сил вполне хватало. К слову, ЯАЗ-206, советская копия мотора GM 6-71, также развивал мощность 165 л.с. при 2000 об/мин, то есть у нас взяли мотор английского типа, с "тракторными" форсунками, а не "автобусный". Кстати, автобусным у нас этот мотор всё же стал - его установили на ЗИС-127 (ЗИЛ-127), выпускавшийся с 1955 по 1961 годы.
Всего было выпущено 43060 танковых вариантов GM 6-71, это включая спаренные моторы GM 6046. Впрочем, самым массовым вариантом стал судовой дизель, их произвели 52525 штук. Некоторые ушлые товарищи иногда пытаются продать судовые моторы как танковые, так что стоит быть аккуратными. Так или иначе, но 6-цилиндровая версия мотора оказалась самой востребованной из продукции Detroit Diesel. Несколько иронично, что как танковый мотор он состоялся на английской, а не американской бронетехнике. Да и больше пригодился на флоте, где моторы семейства GM 6-71 использовались в различных вариантах.
Список источников:
US NARA
usautoindustryworldwartwo.com
Архив автора
Другие материалы по американским танковым двигателям:
Рассказ о танковом двигателе Chrysler A57 Multibank, который ставился на Medium Tank M3A4 и M4A4
Танковое моторостроение в США во время Второй мировой войны
Lycoming O-435-T и другие танковые варианты авиационного двигателя Lycoming O-435