История канадских пехотных танков Valentine VI/VII, большинство которых оказалось в Красной Армии
Среди танкостроительных держав такая страна, как Канада, особо не вспоминается. Между тем, на деле это был, конечно, не такой мега-завод, как США, но промышленность у Канады оказалась вполне приличной. И если в Австралии, например, решили пойти путем создания своего танка, то канадцы поступили мудрее. Там воспользовались наработками английской и американской танковой промышленности, получив на выходе образцы бронетанковой техники, которые вполне повоевали. А главное, стали по-настоящему массовыми.
Первым среди массовых образцов канадской бронетехники стал пехотный танк Valentine. Он стал единственным из чисто английских танков, выпускавшихся вне территории метрополии практически в неизменном виде. История Valentine VI/VII выглядит несколько иронично. Заказывали данный танк англичане в расчете на собственную армию. Между тем, так сложилось, что львиная доля Valentine, выпущенных в Канаде, отправилась совсем другому адресату. А именно Красной Армии. В определенный временной период Valentine VII был единственным зарубежным танком, который продолжали поставлять в Советский Союз.
Впервые о том, чтобы заняться выпуском собственной бронетанковой техники, канадское правительство задумалось еще летом 1939 года. Изучение возможностей собственной промышленности показало, что да, это вполне по силам. Другой вопрос, что пока нужды в этом не имелось, да и выпускать было нечего. Собственное танкостроение у Канады отсутствовало, как и что-то похожее на танковые войска. Достаточно сказать, что канадская армия на тот момент вообще не имела танков. Вопрос стоял, прежде всего, в целесообразности производства столь сложных образцов военной техники.
Какие именно танки выпускать, особо вопросов не было. Собственное танкостроение у Канады в тот момент отсутствовало, посему следовало выбрать что-то из английских образцов. Идеальным кандидатом стал Infantry Tank Mk.III. Причины выглядели прозаично. Во-первых, при боевой массе около 15 тонн он вполне осваивался местными заводами. Во-вторых, из всех имевшихся на тот момент танков он выглядел самым сбалансированным. Первоначально речь шла о выпуске партии из 25 танков, но 11 сентября 1939 года он вырос до 100. Правда, был один момент: танк еще на был построен, а с поставкой документации англичане вели себя неспешно.
29 сентября 1939 года канадское правительство запросило конструкторскую документацию для начала работ по организации производства Infantry Tank Mk.III. Vickers-Armstrongs смогла отправить лишь отдельные чертежи. Подобная ситуация с документацией продолжалась вплоть до начала 1940 года. Проблема с документацией по танку привела к тому, что подготовительные работы по выпуску Infantry Tank Mk.III начались лишь в январе 1940 года. Такая ситуация объяснялась тем, что в самой метрополии серийный выпуск танка еще не начался.
Подрядчиком по выпуску танка стал Canadian Pacific Railroad Company (CPR) в Монреале, канадский филиал американской паровозостроительной компании American Locomotive Company (ALCo). При этом англичане продолжали чудить. 21 марта 1940 года начальник по механизации английской армии сделал вывод о том, что раньше весны 1941 года канадские танки в серию не пойдут. Поэтому он предложил выпуск Infantry Tank Mk.III отменить, а вместо него организовать выпуск пехотного танка A22. В Канаде по этому поводу согласились. Правда, танка на замену еще даже не существовало. Такой расслабленный режим продолжался до мая 1940 года, когда немцы запустили план "Гельб".
Критическая ситуация во Франции заставила английский военных включить, наконец, мозги. 27 мая 1940 года из Англии снова пришел запрос о возможности постройки Infantry Tank MK.III. Итогом стал подписанный в июне 1940 года контракт CAN 279/SM1021 на выпуск 300 Infantry Tank Mk.III. Правда, ситуация по танку продолжала развиваться так, что его выпуск сдвигался. Сначала было принято решение о том, что вместо бензинового мотора Infantry Tank MK.III будут получать автобусные дизельные двигатели AEC 190. Данный вариант известен как Valentine II, он стал самым массовым в семействе. Но в Канаде их делать не стали. Становилось всё очевиднее, что производство следует максимально локализовывать.
27 мая 1941 года первый построенный в Канаде Infantry Tank Mk.III был показан членам правительства, он уже по ряду компонентов был местной разработкой. Мотор взяли американский - GM 6004 (танковая версия автобусного мотора GM 6-71), он же далее прописался и на английских Infantry Tank Mk.III. В Канаде освоили выпуск радиостанций №19, их массово поставляли англичанам (но изначально на канадские танки ставились радиостанции №11). Сам же танк канадской сборки был очень похож на английский, но с точки зрения начинки хватало отличий. Даже электрическая система была не 12-вольтовая, а 24-вольтовая.
Следует отметить, что в исходном виде канадский Infantry Tank Mk.III прожил совсем недолго. Дело в том, что танковые пулеметы BESA, которые ставились на английские танки, являлись узким местом. Куда ближе было завозить американские Browning M1919A4. Причем не то, чтобы этот вопрос являлся для англичан критичным. Летом 1941 года уже вовсю обсуждался вопрос поставок американских танков в английскую армию. В них стояли ровно такие же пулеметы. В результате канадских Infantry Tank Mk.III с пулеметами BESA изготовили всего 15 штук. В сентябре 1941 года, когда сменилась система индексов английской бронетехники, они получили обозначение Valentine VI. Танки получили регистрационные номера пределах T.23204-T.23218.
Следует отметить, что еще начиная с Valentine VI имелось одно внешнее отличие от Valentine IV, идентичного по мотору. Дело в том, что светотехника ставилась канадская. Характерные фары с корпусами, больше напоминающими банки, сложно спутать. Основной объем изменений появился уже на варианте с пулеметом Browning M1919A4, который получил индекс Valentine VII. Эти танки получили регистрационные номера в пределах T.21219-T-23503. За счет локализации канадцам удалось сильно снизить ценник на танк. Цена Valentine VII, без учета двигателя и другого оборудования, составляла всего лишь 6000 канадских долларов. В пересчете на английскую валюту это 1364 фунтов стерлингов. Общая же цена канадского танка находилась в пределах 10000 канадских долларов, или 2273 фунта стерлингов. То есть в 2 раза ниже ценника Vickers Mk.E, последние экземпляры которого Vickers сдала в 1940 году.
Метаморфозы танка происходили постепенно. Для начала, на Valentine VII изменили форму кожуха глушителя. Радиостанция №19 канадского производства стала ставиться начиная с танка, имевшего регистрационный номер T.23334, а на танке с номером T.23335 изменили электрическую схему. Наибольшее изменение канадские Valentine претерпели ближе к концу 1941 года. Сборка корпуса и башни исключительно на заклепках, бортах и рейках канадцам показались анахронизмом, к тому же у них имели возможности для производства крупных литых деталей.
Результатом стало появление танка, который получил обозначение Valentine VIIA. Надо сказать, что буква A использовалась в индексе танка очень редко. Когда именно в серию пошла данная версия, точных данных нет. Предполагается, что ввели ее со 101-го танка варианте Valentine VII. Отличить Valentine VIIA проще простого: носовая часть корпуса стала единой, литой деталью, что заметно упрощало производство корпса. Кроме того, башня, за исключением крыши, также выполнялась в виде одной литой детали.
Поначалу темпы производства Valentine на Canadian Pacific Railroad Company были невысокими, но постепенно завод стал наращивать выпуск. Самое интересное было то, для кого именно производились эти танки. Для канадской армии построили всего 30 Valentine VII по контракту CAN 279/CD LV 67, эти танки получили DW-номера CT.138916-CT.138945. Англичанам же они во второй половине 1941 года стали особо не нужны. В результате так сложилось, что к осени 1941 года основным заказчиком канадских Valentine стал Советский Союз.
Первыми в СССР отправились Valentine VI, почти все танки данного типа, кроме одного, который ныне находится в Бодене, Канада. По официальным данным, уехали они в ноябре 1941 года, но по факту транспорт SS City Of Flint с танками прибыл в феврале 1942 года, вместе с другими транспортами конвоя PQ-11. Следующая партия канадских танков отправилась с конвоем PQ-13, в ней было 55 Valentine VII. Генерал-лейтенант Мартель, в то время занимавший пост главы Британской Военной Миссии в СССР, предупредил, что первые 100 канадских танков имели алюминиевые ленивцы. При осмотре в Горьком прибывших Valentine VI ленивцы у 13 танков оказались поражены коррозией. По состоянию на 4 мая 1942 года проблемы с коррозией ленивцев и картеров поворотного механизма обнаружились у 17 танков. Вместе с тем, отмечалась хорошая погрузка канадских машин, проблем с размораживанием, присущих английским танкам, в их случае не наблюдались.
После того, как CPR выработала контракт на поставку 300 танков, с ней заключили новый контракт - CAN 279/SM1021. Он предполагал выпуск 450 танков, получивших регистрационные номера в пределах T.40981-T.41430. Следующий контракт, также проходящий в рамках CAN 279/SM1021, предусматривал выпуск еще 1021 Valentine VII с WD-номерами T.73554-T.74193. Все эти танки также отправлялись в Советский Союз. Более того, Valentine VII оказались единственными зарубежными танками, которые продолжали поставлять в СССР во время перерывы, который длился с мая по ноябрь 1943 года.
Общий объем выпуска Valentine VI и Valentine VII составил 1405 штук. Это вторая по массовости модификация данного танка после Valentine II, и самая массовая в рамках их выпуска одним производителем. Также канадские танки стали, начиная со второй половины 1942 года, составлять приличный объем поставок в Советский Союз. К 1 сентября 1942 года в СССР отгрузили 610 Valentine VI, VII и VIIA, больше, чем любых английских танков не только данного типа, но и в целом. Следует отметить, что у нас вполне различали модификации танков. В сводках об отправках и прибытии зарубежных танков канадские «Валентин 7» отделялись от английских. Нередко даже отделялись Valentine VII от Valentine VIIA.
Первая реально крупная партия Valentine VII прибыла с караваном PQ-15. Прибыло 70 штук, вместе с ними шли и запчасти для ремонта прибывших ранее машин. Со следующим караваном, PQ-16, поступило еще 40 танков, причем советские специалисты указывали, что среди них имелись и Valentine VIIA с измененной конструкцией корпуса и башни. В составе печально известного конвоя PQ-17 канадские машины не приходили, зато они массово стали поступать южным путем - через Иран.
На 1 сентября 1942 года в Баку, где организовали отдел военной приемки, находилось 6 канадских танков, а в пути находилось еще 50. Этим, кстати говоря, объясняется большое количество этих машин в частях, которые осенью 1942 года сражались на Северном Кавказе. Южный поток исправно обеспечивал части этим танками. Всего же за 1942 год в СССР прибыло 323 Valentine VI/VII. Понимая, насколько безопаснее оказался путь через Иран, в октябре 1942 года английское Военное Министерство избрало южный путь для канадских танков приоритетным. За 1943 год Valentine VII прибыло 709 штук, больше, чем любых зарубежных танков за то время. Последние 2 Valentine VII прибыли в Баку в марте 1944 года, а всего их за этот год прибыло 9 штук. Итого, за все время в СССР поступило 1041 канадских танков из 1390 отправленных, остальные утонули вместе с транспортами.
С точки зрения боевых характеристик Valentine VII, или МК-VII, как их часто обозначали в переписке, ничем не отличались от английских танков. Они оказались идентичны Valentine IV, которые также оснащались моторами GM 6004. Что же касается ниши, которую занимали эти танки, то тут их скорее можно сравнивать с Т-50, который так и на стали массовыми. Да, не такие быстрые и без осколочно-фугасных снарядов, но вполне неплохой танк поддержки. Особенно они пригодились в ходе боёв на Северном Кавказе. В определенные моменты это был самый массовый танк Красной Армии на данном ТВД.
Для канадской промышленности Valentine стал первым танком, заодно она, можно сказать, провела мастер-класс. Ныне известно два танка данного типа, сохранившиеся до наших дней. Помимо Valentine VI, в Канаде находится Valentine VII. Этот танк с серийным номером 838 (регистрационного номера, увы, неизвестно) был построен в мае 1943 года. Далее он оказался в СССР, а 25 января 1944 года ушлел под лед во время боев за Телепино, Черкасская область Украины. Подняли его в 1990 году, два года спустя передали Канаде, ныне он находится в Канадском военном музее, Оттава.
Список источников:
ЦАМО РФ
Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012
British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 1, Dick Taylor, Progress Publishing, 2011
Архив автора
РГАКФД
canadianarmsandarmour.ca
Другие статьи по английским легким пехотным танкам:
История Infantry Tank Mk.I, едва ли не самого странного английского танка военного периода
Рассказ об Infantry Tank Mk.I из коллекции Танкового музея в Бовингтоне
История создания Infantry Tank Mk.III, английского пехотного танка, более известного как Valentine I
История Infantry Tank Mk.III*, более известного как Valentine II
Пехотный танк Valentine II на советско-германском фронте зимой 1941-42 годов
История Valentine IV, первой крупносерийной версии танка с американским мотором GM 6004
Испытания канадского пехотного танка Valentine VII в Советском Союзе
Подержанные Valentine для Красной Армии летом-осенью 1944 года
Рассказ о пехотном танке Valentine IX DD, восстановленном коллекционером Джоном Пирсоном
История перевооружения английского пехотного танка Valentine на отечественные орудийные системы
Дополнительные грунтозацепы для английского пехотного танка Valentine, разработанные НИБТ Полигоном
Резиновые брызговики от Valentine для ИС-1 и ИС-2
К 85-летию принятия на вооружение пехотного танка Valentine, он же Infantry Tank Mk.III