Найти в Дзене
Ламповый книголюб

История оформления книг XVI-XVIII веков

Мне посчастливилось побывать на интереснейшей экскурсии, на которой узнала об особенностях и тонкостях оформления книг XVI-XVIII веков, коих оказалось предостаточно. Изучали это все на примере редких старинных изданий из книжной коллекции архитектора А. В. Щусева.

Изучаю сложный процесс верстки текста и иллюстраций
Изучаю сложный процесс верстки текста и иллюстраций

Экскурсия проходила в формате лекции с обсуждениями в максимально ламповой атмосфере из-за скромности нашей группы, которая состояла из меня, подруги и куратора в области книжного дизайна Валерии. Мы так увлеклись, что даже вышли за временные рамки нашей лекции.

Второй причиной для радости стала возможность потрогать, полистать и даже понюхать старинные издания, которые давно стали музейными экспонатами. Для этого нужно было надеть специальные перчатки или обрабатывать каждый раз руки спиртовым раствором, чтобы обезжирить кожу. Дух захватывало, когда перелистывала страницы книги XVI века. Процесс их создания был кропотливым и долгим. Это хорошо понимаешь на примерах типографского брака. Разбор ошибок и косяков, пожалуй, был самой интересной частью экскурсии.

Пример металлической пластины с гравировкой и набор литер
Пример металлической пластины с гравировкой и набор литер
  • Все начиналось с бумаги. Для книг использовалась бумага ручного литья, с нанесением водяных знаков, которые хорошо были видны на свету. Знаки было практически невозможно подделать или изменить. Вариантов изображений было множество. Поиск знаков в старинных книгах можно смело сравнить с увлекательной игрой.
  • Оттиски гравюр. Наверное, этот этап из всего процесса создания книги лидирует по уровню сложности. Поначалу изготавливали деревянные клише, на которые наносилась краска для оттиска на бумагу. Позже ее заменили на резцовую гравюру. Металлические пластины заливались воском, после остывания резцом наносился рисунок, затем поверхность смазывали особенным маслом или раствором, который не давал впитываться краске. Таким образом краска оставалась только в прорезях, что давало возможность переносить рисунок на бумагу.
Вот, что значит книга с неразрезанными страницами. Раньше, прежде чем начать читать книгу, приходилось потрудиться 😅
Вот, что значит книга с неразрезанными страницами. Раньше, прежде чем начать читать книгу, приходилось потрудиться 😅
  • Переплет. Тоже не самый простой процесс в оформлении книги. Наконец-то раскрыла тайну выступов на корешках книг прошлых веков. Если честно, то всегда думала, что это такой элемент декора, но оказалось, что все дело в технике сшивания корешка. Эти выступы маскировали шитье книжного блока, а на самой обложке можно найти специальные выемки для укладки шитья. С одной стороны, много дополнительного труда, а с другой — надежное крепление корешковой части к обложке. Сейчас уже такого не делают.

Отдельное внимание заслуживает мраморная бумага, которая скрепляла переплет с книжным блоком. Эти части книги называются: форзац и нахзац. Каждый рисунок уникальный в своем роде. Было много различных техник по разработке типов узоров.

А это примеры мраморной бумаги, из которой делали форзац и нахзац
А это примеры мраморной бумаги, из которой делали форзац и нахзац
  • Верстка, книжная навигация и типографические символы. Отдельная тема, с которой было непросто разобраться. Целая история была с амперсантом. Это знакомый нам всем символ, обозначающий "и". Раньше он постоянно использовался в тексте и даже входил в состав алфавита.

Еще интересный момент, что абзацы раньше выделялись символами, а не отступами. Они до сих пор используются, при редактировании документов в ворде. Кстати, к нумерации страниц пришли не сразу. В начале были специальные обозначения для тетрадей из которых состояла книга. Их было несколько. Плюс последнее слово на странице всегда дублировалось на следующей, а вот это отличная идея и забота о читателе. Я бы возродила эту добрую традицию. Как минимум, убрала бы переносы слов.

Книга с клапанами. Поражает, конечно, трудоемкость работы. Сложно представить, сколько времени понадобилось, чтобы эту гравюру перенести на бумагу.
Книга с клапанами. Поражает, конечно, трудоемкость работы. Сложно представить, сколько времени понадобилось, чтобы эту гравюру перенести на бумагу.

Сначала показалось, что дублирование не обязательно, а потом с подругой поняли, что при сборе книги можно было легко запутаться в хаотично разложенных листках тетрадей. Это более чем обоснованная предосторожность, хотя и это порой не спасало от ошибок. Система в целом поразила своей сложностью, но в тоже время восхитила продуманностью.

Еще по достоинству оценила большие поля, которые заботливые типографы оставляли для читателей. Раньше книга была больше инструментом для обучения и работы, чем для развлечения. На экскурсии показывали книги с пометками читателей. Больше всего заинтересовали рисунки руки с указательным пальцем, которые часто дополняли заметки на полях. Знакомьтесь — это маргиналии. Банальные галочки и стрелочки появились сильно позже, поэтому в позапрошлых веках указывающий перст был официальным типографским символом.

Это пример маргиналии. Были рисунки с красивыми манжетами. Творческий подход проявлялся, даже в таких мелочах.
Это пример маргиналии. Были рисунки с красивыми манжетами. Творческий подход проявлялся, даже в таких мелочах.

Отдельное внимание было уделено типографским ошибкам, которые в наше современное время встретить практически невозможно. Например, плохое качество оттиска изображения. Это видно по серому фону от формы. Если передержать формы с гравюрой или текстом, то краска могла проявиться на другой стороне листа. Но больше всего удивила история со страницами.

Оказывается, книги часто продавались с неразрезанными страницами. Почему-то эта работа оставалась для читателя. Для разрезки страниц были специальные ножи (не путать с ножами для писем). Даже, в классических произведениях можно встретить об этом упоминание. Например, в романе "Анна Каренина":

"Анна ответила несколько слов дамам, но, не предвидя интереса от разговора, попросила Аннушку достать фонарик, прицепила его к ручке кресла и взяла из своей сумочки разрезной ножик и английский роман."

Еще одна моя мечта исполнилась. Я собственными руками листала и изучала книги XVI-XVIII веков и это ни с чем не сравнимый опыт. Книги интересно не только читать, но и узнавать их эволюционный путь и историю, в том числе историю всех процессов ее создания.

Не забывайте ставить 👍. Подписывайтесь на канал в Телеграме.