Почему чувство и разум воюют?
Возможна ли совершенная конкуренция или это миф, и всегда нужно будет бороться за "место под солнцем"?
Куда девать негативные эмоции и что определяет успешность человека?
Ученый Андрей Всеволодович Курбатов, разработчик социальных технологий, раскроет основные мысли о научном подходе к счастью.
Научные труды Курбатова Андрея Всеволодовича
Чтобы разговор был более убедительным, прежде чем приступить к сути вопроса, покажем небольшой перечень научных трудов российского ученого Андрея Всеволодовича Курбатова. Сейчас их можно пролистнуть вниз, и если содержание статьи "Научный подход к счастью" Вам понравится, то появится смысл ознакомиться со статьями на научном языке:
Ценностно-смысловая парадигма воспитания Publishing House "ANALITIKA RODIS" Pedagogical Journal. 2018, Vol. 8. Is. 5A
Парадигма устойчивого развития в образовании Электронное научное издание www.yrazvitie.ru «Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика» вып. 2 (7), 2011, ст. 6
Ценностно-смысловая эстетика в системе организационно-педагогических условий гражданского воспитания Управление образованием: теория и практика. Управление образованием: теория и практика. 13, 12-2 (дек. 2023), 141–153. DOI:https://doi.org/10.25726/u3652-2468-3544-d.
Педагогическая технология ценностно-смысловой социологии Управление образованием: теория и практика. 12, 4 (июн. 2022), 132–147. DOI:https://doi.org/10.25726/d0417-4818-1237-r.
Система ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики устойчивого мира // Евразийский союз ученых (ЕСУ) №3 (72) 2020, ч 4. С. 17-32. DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.72.643
Ценностно-смысловое самоуправление - средство гармонизации процесса трансформации идейных взглядов // Инновационные исследования как локомотив развития современной науки: от теоретических парадигм к практике. Электронный сборник научных статей по материалам XXIХ Международной научно-практической конференции. М.: НИЦ МИСИ. 2020. С. 33-53.
Ценностно-смысловая философия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». № 5. 2021. С. 142-150.
Ценностно-смысловая психология в информационном обществе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. Московская область, Ногинск: изд-во «Аналитика родис», 2021. Т. 10. No 2А. С. 199-2910.
Педагогическая технология ценностно-смысловой социологии // Управление образованием: теория и практика. Education Management ReviewТом 12 (2022). No4 / Volume 12 (2022). Issue 4. С. 132-147.
Ценностно-смысловая система профилактики нарушений психического здоровья обучающихся Управление образованием: теория и практика. 13, 10-1 (окт. 2023), 118–124. DOI:https://doi.org/10.25726/w4781-0500-5673-v.
Управление счастьем
Прежде всего о счастье. Когда человек чувствует себя счастливым? Человек чувствует себя счастливым, когда он живет так, как он хочет.
То есть, когда его эмоции, внутренние мотивы, которые определяются этими эмоциями, реализуются. И эта реализация приводит к успеху. Вот в этом случае он чувствует себя счастливым.
В природе человека есть очень проблемное свойство.
Проблемное свойство внутренних мотивов. Внутренние мотивы деятельности это те, которые, собственно, продиктованы самой природой человека, а не внешними факторами. Внешняя мотивация, понятно, это когда вам обещают за какую-то деятельность большую премию, а если вы что-то не сделаете, то штраф. Это внешняя мотивация. Но у человека есть внутренние мотивы, которые присущи ему от природы.
И вот у этих внутренних мотивов есть проблемное качество. С одной стороны, если они не исполняются, то есть такая пословица: "Неисполненные желания разрушают изнутри" - человек становится несчастным.
С другой стороны, не всегда внутренние мотивы человека являются, если говорить педагогическими терминами, не всегда являются зрелыми. То есть исполнение этих внутренних мотивов, реализация этих внутренних мотивов может привести к причинению вреда и человеку, и окружающим.
И если система воспитания и, скажем так, культура, культурная среда, в которой помещен человек, не позволяет ему разрешить эту проблему, то мы встречаемся с такими парадоксальными явлениями, например, как трудные дети. Есть такие подростки, которые считаются неисправимыми. Официальная наука считает, что им нельзя помочь. И когда с ними работают, то, как правило, ведутся видеозаписи.
И вот эти видеозаписи помогают очень хорошо понять, что заложено в природе человека. Я просто опишу, что происходит. Подросток, трудный подросток, мы все знаем, что это такое, и с ним разговаривают пять докторов наук. Педагогических, медицинских, психологических, социологических и психиатр, например. И они говорят: "Молодой человек, если вы дальше будете вести вот такой образ жизни антисоциальный, вы умрёте. Это просто несовместимо с жизнью. Очень скоро вы умрёте".
Вот если вы дальше будете, так сказать, бродяжничать, употреблять наркотики, ну и так дальше, вести нездоровый образ жизни, вы умрёте. А молодой человек говорит: "Ну и что? Это моя жизнь!" То есть, он согласен на этот разворот. Понимаете? Он чувствует себя... счастливым, когда он свободен и когда он реализует все свои внутренние мотивы, которые все остальные, все доктора наук социологических, педагогических, философских считают асоциальными или антисоциальными. Да, и действительно, такие молодые люди долго не живут.
Очень часто считают их неисправимыми. Говорят: "Всё, здесь такая педагогическая запущенность, что исправить уже ничего нельзя. Человек всегда будет получать счастье вот именно таким образом, антисоциально". На самом деле это не так. Ценностно-смысловая педагогика позволяет решать любые задачи, но для этого нужно опираться на научный аппарат, на точные гуманитарные науки, которые точно позволяют определить, какое воздействие педагогическое, психологическое, какую помощь надо оказать человеку, попавшему в ситуацию скрытой подмены истинных ценностей на фальшивые.
С одной стороны, понятно, неисполненные желания разрушают изнутри. С другой стороны, они могут быть незрелыми. И тогда, если уже запущенная ситуация, то человеку оказывается помощь, он погружается в такую среду, где специалисты помогают ему организовать определенный режим ограничений и нагрузок.
Развитие или деградация – это всегда результат точного соблюдения режима ограничений и нагрузок.
Желательно научиться самостоятельно организовывать себе режим ограничений и нагрузок, который, с одной стороны, позволяет быстро достичь высокой степени зрелости внутренних мотивов. И тогда их реализация всегда приводит к успеху, и человек всегда ощущает себя счастливым, потому что его ожидания оправдались.
Ну и с другой стороны, позволяют установить гармоничные отношения между внутренними мотивами и внешними мотивами. То есть установить гармоничные отношения человека и общества.
Гармония мотивов
Итак, успешность зависит от гармонии осознанных и неосознанных мотивов. Внутренние мотивы человека делятся на две категории, то есть это тоже консенсус в науке, установленный факт, осознанные мотивы и неосознанные мотивы. А что происходит, когда человек пытается реализовать свои осознанные мотивы? О неосознанных он, как правило, не думает. Понятно, он же их не осознаёт, а их значительно больше, чем осознанных.
То есть, вот когда мы говорим, мы обычно говорим, айсберг, приводим пример, над водой возвышается, скажем, она десятая часть, а под водой невидимая, значит, в десять раз больше. А здесь в тысячу раз больше. неосознанных мотивов в тысячу раз больше. Что происходит, когда человек пытается реализовать неосознанные мотивы? Неосознанные мотивы просто препятствуют этому, и он не понимает, что происходит. То есть внутри человека идёт борьба осознанных и неосознанных мотивов.
В некоторых научных школах говорят, что сознание и подсознание борются между собой. Ну, например, известный наш психолог Леви, который написал бестселлер «Искусство быть собой», он пишет, что подсознание обычно ведёт себя как серый кардинал. Сознание его не осознаёт. И когда для сознания главное - это логика, и человек пытается делать что-то логичное, ну, например, надо бросить курить, чтобы повысить свои резервы здоровья. А подсознание совершенно по-другому себя ведёт.
И для подсознания, обратите внимание, самая высшая ценность – это самостоятельно принятое решение. Поэтому, когда врач-нарколог и его пациент разговаривают, обычно разговор идет такой, что нарколог говорит, что вам нужно задуматься о том, что ваш образ жизни имеет признаки алкоголизма, и это очень плохо влияет и на семью, и на вашу личную жизнь. Он говорит, нет, я не алкоголик, если я захочу, я брошу То есть всегда идёт такой диалог между пациентом и врачом-наркологом.
Есть у нас специальная такая служба в медицине - наркологи. И вот они работают с теми, кто попал в зависимость. Примерно то же самое и с теми, кто попал в наркотическую зависимость и в компьютерную. Вообще все виды зависимости построены по одному принципу. И как раз вот это расхождение, разница или противоречие, конфликтность между сознанием и подсознанием, между осознанными мотивами и неосознанными мотивами, они просто не могут разрешить. Им кажется, что они могут в любой момент... Значит, он говорит, если я захочу, я перестану употреблять...
Кузнецы своего счастья
Если я захочу, я не буду пропадать целыми днями у компьютера и, так сказать, заниматься не тем, чем нужно.
Это иллюзия. И, к сожалению, если вовремя не оказать помощь, то человек действительно может очень сильно снизить свой образ жизни.
Так вот, для сознания высшая ценность и логика, для подсознания это самостоятельное принятое решение. И если мы говорим о счастье, то можно сказать так. Человек сам кузнец своего счастья. Есть такая пословица. Но кузнецы бывают умелые, а бывают неумелые.
Поэтому счастье зависит от мастерства кузнеца. И если каждый человек сам кузнец своего счастья, то надо знать, как его ковать. Уметь ковать. Но я напомню, что в народных сказках говорится, что у неумелого кузнеца, чтобы он не пытался сковать, получается только пшик. Напомню, что это такое. Он долго-долго бьёт по заготовке, потом металл весь сгорает, а потом пшик – это когда маленький кусочек раскалённого металла остался, и щипцами бросают в воду. Вот всё, что он мог сковать. Итак, счастье зависит от мастерства кузнеца. Вот как быть умелым кузнецом?
Для того, чтобы быть умелым кузнецом, конечно, нужно помнить, что решающую роль в успехе и в ощущении счастья играют эмоции. И здесь очень важно понимать, какова роль эмоций, потому что чувства, прежде всего, чувства являются ведущим. И, кстати, Василий Александрович Сухомлинский говорил, что если нет эстетического воспитания, то никакого нет. Эстетика – это чувственное восприятие. Если чувства не воспитаны, если они, так сказать, не усовершенствованы, если эстетического воспитания нет, то никакого нет. Всё остальное – это иллюзия, так сказать, разговоры.
И вот это эстетическое воспитание, оно должно приводить к тому, что чувства, разум и инстинкты должны находиться в гармонии. Но чувства играют определяющую роль. И поэтому, что нужно помнить? Нужно помнить, что если мы говорим о жизненной энергии, то что такое положительные эмоции? Что такое чувство? Когда у человека увеличивается жизненная энергия, он испытывает положительные эмоции. И у него идёт эмоциональный подъём, вдохновение, воодушевление, приподнятое состояние духа и так далее.
А если идёт отток жизненной энергии, тогда он испытывает отрицательные эмоции. И вот этим процессом можно научиться управлять. На научной основе. Для того, чтобы научиться гармонизировать чувство и разум. Для этого и была создана социальная технология ценностно-смыслового самоуправления. И, кстати, если мы посмотрим на критерии психического здоровья Всемирной Организации Здравоохранения, то там первый критерий – это чувство и осознание непрерывности и идентичности своего физического и психического «я». Видите, какая сложная фраза?
Когда мы просим докторов наук перевести с русского на понятный, они каждый переводят по-разному, по-своему. И в общем-то единой точки зрения нет, что это означает. А человеку нужно понять, что нужно делать, как ковать свое счастье. Вот как это "чувство и осознание непрерывности, идентичности своего психического и физического я". Критерий такой. И если с ним хорошо разобраться, то выясняется, что нужно делать, как ковать своё счастье.
Это следующее. Самое сложное слово здесь – идентичность.
Самоидентификация
Идентичность – самое сложное слово, потому что это как раз традиционные ответы психологов, это когда человек отвечает на вопрос «Кто я? Какой я? Каким я хочу быть?» и так далее. Все о себе. О себе сейчас, о себе в будущем, о себе в прошлом, свои планы на жизнь и попытки реализовать свое самое высокое и прекрасное представление о своем будущем. И вот если об этом сейчас вести речь, то есть об идентификации, то выясняется, что это очень сложный процесс. И так это и написано в научных трудах.
То есть большинство научных трудов примерно по такой схеме построено. Что идентичность, самоидентификация - это очень сложный процесс, и он зависит от многих-многих параметров. И дальше вся научная работа обычно посвящается перечислению этих параметров. Этим перечислением можно заниматься всю свою жизнь и так и не понять, что же надо делать, чтобы свою идентичность определить и самоидентификация была успешной.
И для того, чтобы это понять и всё-таки научиться управлять своим состоянием счастья, необходимо делать следующее.
Значит, идентификация, в чём её проблема?
Проблема в том, что в природе человека есть очень интересное свойство. Один и тот же человек, но один и тот же вопрос (например, кто я, какой я, в чём моё счастье, ну и так далее... То, что обычно предлагают психологи) На один и тот же вопрос в разных ситуациях даёт разный ответ. Он иногда этого не замечает.
Но если он пользуется научным подходом, то он должен просто об этом знать. И, следовательно, идентификация более-менее адекватна, она может претендовать на адекватность в том случае, если человек задает себе этот вопрос в разных ситуациях и сравнивает потом эти ответы, и пытается осмыслить, а почему это так. Вот тогда получается идентификация. Но нас же интересует не просто идентификация. Нас же интересует успешная идентификация. Нас интересует управление состоянием счастья. Оно должно быть высоким.
И вот тогда я просто не буду сейчас рассказывать все исследования, которые к этому привели. Но метод совершенно проверенный, абсолютно надежный. Государственную апробацию прошел. Доступен каждому и всегда ведет к успеху. Что нужно делать? Учитывая, что идентификация - такой сложный процесс, если вы действительно хотите свои внутренние мотивы познать, то нужно хотя бы раз в день оставаться наедине с собой. Почему? Потому что когда вы будете задавать важные для себя вопросы, ответы на них должны быть такими, чтобы они радовали только вас.
Только именно у вас и не у кого-то другого вызывали наивысшее чувство радости, счастья, вдохновения. Ну дальше можете продолжить Положительный эмоциональный отклик, наивысший положительный эмоциональный отклик, как сегодня принято говорить. И обычно это делается так.
Понимаете, научный подход требует обязательно наблюдения. Поэтому мы рекомендуем завести, например, личный толковый словарь высшей ценностей. Специально для этого наблюдения. И на первой странице написать вопрос:
"Какими должны быть мои высшие ценности для того, чтобы моё личное представление о счастье реализовалось наиболее полно?"
Вот такой вопрос.
И оставаясь наедине с собой, обязательно наедине с собой, потому что присутствие даже близкого человека сразу изменит ваши ответы. А вы это увидите, потому что вы же будете работать не только наедине с собой, но и, допустим, если это в семье, значит, с супругами, супруги будут вместе работать, или вся семья соберется, вместе будут работать. И вы увидите, что ответы всегда будут разные.
Если вы соберётесь с друзьями, ответы тоже будут уже другими. Если вы делаете это на работе, ответы совсем будут другими. А если вы будете выступать по первому каналу телевидения, то совсем-совсем будут другими ответы. Это обоснованно. Это очень правильно. Здесь нет никакого недостатка. И просто рассказывать об этом долго, почему это так и почему это необходимо, но надо просто это знать. И знать, как работать с этим свойством природы человека.
И вот когда вы находитесь, так сказать, наедине с собой, и что нужно сделать, прежде чем отвечать на вопрос? То есть тетрадь у вас уже готова, вот личный толковый словарь высших ценностей. Вопрос записан, но отвечать не нужно торопиться.
Нужно прежде всего привести себя в самое радостное состояние, самое счастливое состояние. Потому что только в этом состоянии, только на положительном эмоциональном фоне осуществляется успешное обучение и успешное развитие. На отрицательном эмоциональном фоне в худшем случае можно чего-то излечить.
Не всегда, но можно. Не всегда, но можно. Применяется шоковая терапия. В Германии она очень распространена. Это немецкая школа. И там есть труды, которые доказывают, что шоковой терапией можно избавить человека от каких-то вредных привычек, исправить какие-то неправильные рефлексы и так далее. Но научить чему-то, обеспечить развитие, именно развитие и приобретение новых возможностей, усовершенствоваться с помощью шоковой терапии нельзя. Поэтому только на положительном эмоциональном фоне.
И для того, чтобы прийти в это положительное эмоциональное состояние, используется тоже свойство природы человека – память. И у памяти есть такое свойство, как если мы вспоминаем счастливые моменты своей жизни, которые были в прошлом, то состояние счастья и радости мы испытываем в настоящем. Вот можно использовать это чувство. И это как раз именно такая методика. Она использовалась с незапамятных времен. Даже трудно понять, когда она не использовалась. Если обратиться к источникам, то она использовалась всегда. Это по информации, доступной нам из источников.
Есть второй аспект, это когда мы можем представить себе, именно представить себе, есть такая операция представления. Художники очень хорошо понимают, что это такое, потому что у них есть такое направление "рисования по памяти". И один художник так развил у себя память, что он, пройдя через дворец Шереметьевых, пришел домой и, так сказать, воспроизвел все комнаты в мельчайших подробностях. То есть, просто мельком проходил по большому дворцу. То есть, они вот так... Но это профессионалы.
Конечно, это могут делать только профессионалы. Профессионалы с большой буквы. Но, в принципе, каждый человек может закрыть глаза и представить себе какой-то образ своего счастливого будущего. Так же, как художник представляет картину. Можно представить себе то, что вы уже видели. А можно представить то, что вы еще не видели и хотели бы видеть. Представить себе образ своего счастливого будущего. Или позитивный образ позитивного будущего. Как сейчас модно говорить. На онлайн-курсе "Управление счастьем" мы рассказываем более подробно, как научиться вспоминать хорошие моменты и приводить себя в прекрасное расположение духа.
И тогда вот на этом положительном эмоциональном фоне уже отвечать на этот вопрос. Отвечать на этот вопрос нужно таким образом. Каждую ценность называть одним словом. Стараться называть одним словом. Если не получается, ничего страшного. Можно несколькими словами. Главное – положительный эмоциональный фон. Это получается всегда и у всех. Это проверено уже 40 лет, 40-летней практикой. И что такое называть одну ценность одним словом?
Я просто привожу всегда примеры апостола Павла, который говорил, например, любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость, вера, кротость, воздержание.
Вот получалось же у апостола Павла в незапамятные времена. Но и у всех сегодня тоже получается. У всех получается. Практика большая, широкая есть. И научные наблюдения за теми, у кого это получается, тоже есть. У них бывает всё хорошо. Когда человек вот так называет свои ценности и записывает их в столбик. Что происходит? Происходит очень важный процесс. Гармонизация чувства и разума.
Потому что "в начале было слово, и слово было Бог, и слово было Бог". Как раз возможность выражать свои эмоции словом, членораздельной речью, она считается даже, что отличает человека от животного. Потому что животные тоже переживают определённые чувства радости, страха, боли, гнева и так далее. Эмоции у них есть. Но выразить их словами они не могут. Они это выражают по-другому. Мы все знаем, как они это делают. И можем читать эти эмоции, и можем даже общаться хорошо с животными. Есть большие мастера в этом деле. Но членораздельной речи нет.
Когда есть членораздельная речь, и выражаются они словами, вот этот момент очень важен. К сожалению, в школе этому не учат. В школе этому не учат, поэтому... Первый критерий психического здоровья, он до сих пор и остаётся таким туманным. Он только в ценностных, он только в точных гуманитарных науках разработан. Вот там можно измерять его точным числом, а только то, что можно измерять числом, собственно говоря, поддаётся серьёзному управлению, точному управлению.
Управление - это приведение объекта, системы, субъекта, что угодно, можно сказать, любого явления в заданное состояние. И если нам нужно состояние счастья, значит это будет счастье. И причем счастье такое, которое приводит к развитию человека, а не к деградации.
Если мы систематически ведем эту практику, то есть систематически наблюдаем и вот проводим эту практику, то что происходит? Происходит вот что. Дисгармония между осознанными мотивами и неосознанными, она уменьшается.
И мы увидим, что только если мы систематически занимаемся, я хочу сказать, что здесь самое главное – режим ограничений и нагрузок. Вот почему один раз три дня? Ну, во-первых, нам об этом говорит народный опыт, опыт всех народов мира. Цикл три дня есть. Это просто результат наблюдения. Он есть у всех. Но наиболее такой разительный и наглядный эффект нам дала космонавтика. Наглядность нам обеспечивала космонавтика.
Потому что космонавт выходит в космос очень подготовленным человеком, но как только попадает в невесомость и пропадает привычная нагрузка, его физическое тело начинает моментально деградировать. И он через четыре дня, когда он опускается, приземляется, он не может самостоятельно выйти из кабины. Его выносят. Три дня, и он уже ходить не может.
Мы знаем о том, что когда человек долго лежит после какой-то операции в больнице, вынужден лежать, то потом приглашают родственников его и для того, чтобы они заново учили его ходить. Казалось бы, какое там умение? Ходить. Несколько месяцев. Два месяца достаточно. А вообще-то достаточно меньше гораздо. И человек уже ходить не может. То есть, настолько быстро физическое тело деградирует. А в космосе вот это более наглядно. Три дня и всё. Три дня и человека выносят.
Объём сердечной мышцы за четыре дня уменьшается на 25%. То есть получается, что мужчина крупный, взрослый мужчина, а у него сердце, как у ребенка. И уже даже если, допустим, он заставит себя встать, а что будет с этим сердцем? Оно нагрузки не выдержит. То есть деградация физического тела, как показала нам космическая медицина, осуществляется именно с космической скоростью. С космической скоростью, если нагрузка пропадает. На Земле мы этого не замечаем, потому что вес у нас есть постоянно. Эту нагрузку обеспечивает нам Земля.
Но вот когда мы говорим о развитии интеллектуальных способностей, духовных способностей, нравственных качеств, то в этом случае нагрузку мы должны давать себе сами. Режим ограничений нагрузок обеспечивать себе сами. Вот самый простой способ выше я рассказал как, но здесь сразу объясняю в чем немногие это выдерживают. У многих дисциплины не хватает, многим еще чего-то не хватает. Но не реже чем раз в три дня. Если реже, что начнет происходить? Гармония между осознанными и неосознанными ценностями начнёт уменьшаться, дисгармония начнёт увеличиваться. Успешность будет падать.
Что будет происходить? Да, человек может вести себя таким образом, как трудные подростки. То есть, он будет реализовывать все свои внутренние мотивы. Но при этом очень быстро уходить из жизни. Может вести себя так, пожалуйста. Или он будет видеть, что его осознанные мотивы, он пытается их реализовать, а они не реализуются. Что у человека при этом происходит? Депрессия. Длительная депрессия с жизнью несовместима. Причина в чем? Он не умеет работать с той особенностью, с которой мы начали с помощью технологии ЦССУ.
Да, у человека есть внутренние мотивы от природы, от рождения. Эти мотивы несовершенны. И вот тут противоречивое, еще раз подчеркиваю, противоречивое такое свойство. Неисполненные желания разрушают изнутри. То есть, если он их не исполняет, то он разрушается. Если он их исполняет, а они несовершенны, то он тоже разрушается. Поэтому нужен четкий процесс, режим ограничения нагрузок, который обеспечивает процесс совершенствования внутренних мотивов. Процесс гармонизации осознанных и неосознанных мотивов.
Это называется повышение ценностной осознанности. Если этот процесс организован строго в соответствии с технологией, о которой мы сейчас говорили, она очень простая. Потому что задать себе этот вопрос может каждый. Обеспечить в течение дня. Рекомендуется всё-таки раз в день это делать. Такую ситуацию минут на 30, когда человек остаётся наедине с собой и ничьё мнение больше на него не влияет. Главное, чтобы ему это нравилось. Вот это его внутренние мотивы.
А потом уж он будет решать, надо их реализовывать и преобразовывать или не надо. Это может каждый. Написать этот вопрос: "Какими должны быть мои высшие ценности для того, чтобы моё личное представление о счастье (вот не чьё-то, а моё) реализовалось наиболее полно?", - это может каждый. Привести себя в состояние счастья может каждый, вспоминая счастливый случай или моделируя образ самого желаемого для себя будущего. Это может каждый. И потом ответить на этот вопрос, стараясь каждую ценность называть одним словом.
Да, и есть еще одно очень важное технологическое условие. Ни в коем случае не выходить из зоны комфорта. То есть вот идут слова, вы их говорите, пишете. Нет, не надо вымучивать из себя ничего не нужно. Сколько есть, столько есть. А дальше, если вы работаете систематически, то вы увидите, что количество слов очень быстро увеличивается. И если вы хотите наибольшего развития, наибольшего качества развития, в прошлой записи подсматривать нельзя.
Вот я обложечку дневника поднимаю. И допустим, что в первый день на первой страничке вы записали свои ценности. Потом вы берете и страничку к обложечке скрепочкой скрепляете. То есть, когда вы в следующий раз открываете, вы открываете чистый лист. Понятно, о чем речь? Потому что даже если вы стараетесь не подсматривать, у человека очень быстро начинают развиваться все его внутренние скрытые возможности. Они у него не ограничены.
В том числе есть такое качество - боковое зрение. Никогда не слышали? Боковым зрением. То есть смотрю прямо, но боковым зрением вижу. И здесь у каждого человека начнет развиваться в том числе и вот это боковое зрение и способность видеть ситуацию в целом. И поэтому даже пролистывая эти странички вы невольно их считаете, хотя не будете этого осознавать. И это повлияет на результат следующей диагностики. Ничего страшного не произойдет, но темп вашего развития замедлится, а это нежелательно.
То есть если вы хотите очень наиболее быстрым, называется градиентным путем идти вверх по градиенту, то есть метод наискорейшего подъема, И при этом никаких нагрузок, таких сверхнагрузок, никакого выхода из зоны комфорта нет. Оставаясь в зоне комфорта. То есть наискорейший подъем, оставаясь в зоне комфорта. Перегрузок быть никаких не может и поэтому эмоционального выгорания быть не может.
И вот дальше вы увидите, что Ваша способность к вербализации эмоций очень быстро растёт. Ну, например, я знаю, что буквально за две недели многие, если о количестве ценностей говорить, в комфортном состоянии, не вымучивая, в комфортном, сам поток идёт. Идёт поток ценностей, и каждое новое слово прибавляет вам энергии, то есть положительный эмоциональный фон повышается. То большинство практикующих за 2 недели увеличивает ценностную проявленность. Например, первый раз они позанимались и написали 5 ценностей. А через 2 недели 200 они пишут легко.
Этот навык формируется очень быстро и он становится опорным навыком. Они дальше могут на него опираться. То есть как бы уже не думают, что и как надо делать, а вот эти ценности, поток ценностей у них идет, и они находятся в потоке позитивных ценностей. Вот если вы делаете это систематически, то через две недели эту скрепочку нужно убрать и сравнить всё, что было за эти две недели.
И тогда вы увидите, что ваше состояние, ваша способность находиться в потоке позитивных ценностей и положительных эмоций при одновременном повышении возможностей рационального интеллекта, она значительно меняется. И самое главное, что вы обнаружите, это то, что ценности находятся у вас в постоянном изменении. Но если вы за ними наблюдаете, вот что сейчас очень важно, если вы наблюдаете за ценностями, то они меняются в положительную сторону, то есть в сторону развития. Наблюдение меняет поведение.
Если вы не наблюдаете, они начинают деградировать. То есть постоянное наблюдение, это уже свойство научного подхода, или, скажем так, одна из особенностей научного подхода. Постоянное наблюдение, которое позволяет потом перейти к систематизации, оно меняет качество изменения или, скажем так, качество ценностной динамики. Так в науке это называется.
То есть всегда у человека ценности меняются. Замечает он этого или нет. Он может находиться в иллюзии. Большинство людей и так находятся в иллюзии. Говорят, у меня есть ценности...
Они вечны, они неизменны и прочее. Это он диагностики ни разу не проводил. Поработает с ним хороший социолог и психолог. Он сразу выявит, что меняются они очень сильно. И совсем они не те, о которых он думает.
По этому поводу Бернард Шоу, лауреат Нобелевской премии, он сделал такое известное изречение, что 2% людей думают, 3% думают, что они думают, а остальные скорее умрут, чем будут думать. Понимаете, диагностика ценностей и вообще проблема досократической философии и сократической философии в чем?
Оказалось, что человеку проще, гораздо проще изучать окружающий мир, чем погружаться в глубины собственного разума. Я сейчас цитату привел из одного очень известного труда. Она даже в фильмы попала, эта цитата. Так вот, именно поэтому 2% думают, 3% думают, что они думают. Они просто диагностику ценностную ни разу не проводили и думают, что у них ценности такие, как они себе это представляют. А вот если начнут заниматься этой практикой, они сразу увидят, что все немножко не так...
И самое главное, что если мы сравним теперь за две недели, что было каждый день: первый день, второй день, третий и так далее.
Мы увидим, во-первых, что они всё время меняются, а во-вторых, что через некоторое время вот в этих изменяющихся ценностях, увеличивающемся списке, перечне, называйте это как хотите, появляется постоянная часть, то есть есть такие ценности, которые появляются всегда, каждый день. Если вы работаете каждый, а есть такие, которые когда-то появляются, когда-то не появляются. И, обязательно, есть такие, как правило, которые появляются внезапно. Раньше они никогда не появлялись, и вдруг начали появляться. Вот такие ценности есть.
А есть ядро. Я почему об этом говорю? Потому, что если человек более высокого уровня развития и ценностно-смысловой осознанности дошёл до этого, доработал своё умение ковать своё счастье до этого... Вот, например, на международном форуме экономическом Андрей Рэмович Белоусов сделал такое заявление, которое всех шокировало. Форум экономический международный в Санкт-Петербурге. А он вдруг сказал: "Да мы с экономикой всегда разберемся. Главное – это смысловое ядро." Экономисты все пришли в шок. Как это? Что такое вообще смысловое ядро?
Вдруг в экономике появилось новое понятие. Производительные силы, производственные отношения, средства производства, капитал. Все это было. А вот смысловое ядро. Я просто поясняю, что это такое. Если человек работает над собой систематически, и у него осознанность хотя бы ценностная повышается, то у него появляется постоянная группа ценностей, которая появляется всегда.
И принятие решений такого человека в смысле трезвости, в смысле их качества, это совершенно разные вещи по сравнению с тем, когда он вообще не знал, что там с его ценностями происходит, но имел иллюзию, что у него какие-то ценности есть. Иллюзии тоже есть. Иллюзии тоже есть, да. Ну и иногда они успокаивают, иногда они бывают полезны. Но лучше всё-таки, по-моему, видеть ситуацию такой, какая она есть. И тем более, что есть метод привести её к идеалу. Пожалуйста, куйте собственное счастье, и всё будет хорошо. Технология ЦССУ в вашем распоряжении.
Пройти обучение по "Идентичность и ценности" с помощью технологии ценностно-смыслового самоуправления можно здесь.