16 серий по 1 часу 20 минут (серия как полноценный фильм)
канал тивиЭН, Южная Корея, 2025 год
Режиссёр: Чан Тхэ Ю, В главных ролях: Им Юн А, Кан Хан На, Ли Чхэ Мин, Чхве Гви Хва.
О дораме
Вышла вся, так что начал смотреть. В целом — проходная дорама с акцентом на кулинарию, но за счет юмора смотрится бодренько. Сюжет дорамы «Шеф-повар тирана» (2025) (иногда называют «Приятного аппетита, Ваше Величество») крутится вокруг «попаданки» во времена короля Ён-сан-гуна, освоившей профессию кухарки до уровня мишленовской звезды. В чем-то плагиат темы «Королевы Чхорин», но добавили перчинки неоднозначной личностью Ён-сан-гуна (с красавчиком в роли). Во многих местах, стараясь подчеркнуть тонкости профессии повара, практически делали рекламу ресторанам высокой кухни.
(дорама в подборке о «попаданцах»)
Из очевидных недостатков. Очень неспешное повествование, иногда из 80-минутной серии и вспомнить-то нечего. Самолюбование поварским мастерством, занимающего львиную часть времени, лично у меня вызывало зевоту. Тонкости готовки — не мое. Хотя, возможно, многие сочтут это главным достоинством. Юный главный герой Ли Чхэ Мин (25 лет) в окружении великовозрастных девиц (35+ лет) Им Юн А и Кан Хан На. На момент реальных событий (1504 год) Ёнсан-гуну 28 лет, его жене (в исполнении Кан Хан-на) — 29. С другой стороны, опытные актрисы-красавицы добавили глубины персонажам.
Лично меня больше кулинарных изысков интересовали исторические подробности, так что, еще не досмотрев, отправился копать о том времени и вот что обнаружил.
Исторический контекст: мыльный пузырь
По прочтении множества текстов и сравнения других правителей сложилось впечатление, что суть истории не стоит и выведенного яйца. Любят корейцы создавать на пустом месте бурю в стакане и придумывать значительность в целом своего «скучного» государства. Множество нелепых слухов, вроде такого, что Ёнсан-гун стал причиной вспышки сифилиса в армии. Не то чтобы корейские правители (Конмин-ван) не любили фактурных войнов (как в «Ледяном цветке»), но тут совсем притянуто за уши.
Долгое время в корейской историографии Ёнсан-гуна называли худшим тираном в истории, который, заняв трон, вдруг начал отправлять на небеса чиновников пачками с особой жестокостью. И параллельно с этим у него случился необычайный подъем мужской силы, и он в перерывах между жестокостью прыгал в постель к ближайшей девице любого возраста и сословия, чтобы зарядиться для следующей жестокости. Образ классического маньяка с девиацией влечения.
В поздних работах уже появляются сомнения в таком образе, и ему начинают прорисовывать реформатора, борющегося с косностью тогдашней знати. Новые веяния в толковании возникли не на пустом месте, а в связи с открывшимися документами и переоценкой достоверности более ранних. Как обычно, победившие Ёнсан-гуна постарались «оправдаться» за свержение и придумали много баек (слухов) для этого. Попробую изложить наиболее достоверные факты и развенчать наиболее устойчивые мифы.
- Для начала, в классическом смысле Ёнсан-гун был деспотом (единоличным правителем с особой жестокостью), а не тираном (узурпатором, отобравшим власть у законного правителя). Может, мелочь, но когда пишут «тиран», у меня первая мысль: «И у кого он власть забрал?». Ёнсан-гун правил Корей по праву рождения как старший сын короля (вана).
- Миф по сюжету дорамы: жена Ёнсан-гун в исполнении Кан Хан На не имела никакого отношения к заговорщикам. Звали ее в девичестве Чан Ноксу (как героиню в дораме «Алхимия души»), была дочерью уважаемого судьи, но поскольку мать была наложницей, то попала в служанки, где неудачно забеременела от слуги господина. За аморалку сослали в кисен, где она охмуряла богатеньких музыкой и пением. И этим поразила Ёнсан-гун. В конечном итоге была жестоко казнена заговорщиками как «призрак». Ее история важна, чтобы понимать предпочтения ее мужа.
- Еще один миф в дораме, что принц крови стоял во главе заговора. Дезинформация, искажающая суть свержения Ёнсан-гун. Принц Ли Ёк, будущий ван Чонджон, ни сном ни духом, и когда заговорщики пришли к нему толпой, первой его мыслью было, что их прислал Ёнсан-гун и нужно срочно отравиться, пока не стали пытать. Еле жена уломала отравиться после беседы. Оказалось, что к нему пришли с предложением занять трон, чем несказанно обрадовали. Долгое время уже в статусе вана и пикнуть не смел, а плясал под дудку заговорщиков. Тоже важная деталь для понимания у кого была реальная власть.
- Перейдем к историческим мифам: принц Ёнсан — реформатор? Не особый, но все же успел поработать над усилением армии, флота и даже сумел надавать люлей чжурчженям на севере. Для звания реформатора ему не хватало свежих идей и могучей кучки единомышленников, но это показывает его как адекватного лидера, не затронутого распадом личности, свойственным шизофреникам.
- Ёнсан-гун поехал крышей и потому начал всех отправлять к предкам? Возможно, но лично мне это видится сомнительным. В репрессиях видна последовательность и причинность. За время правления его отца в Чосон сложилось несколько влиятельных группировок, каждая из которых, с одной стороны, хотела управлять королем, а с другой — подавить другие. Ни одна не хотела прислушиваться к королю, за что и были репрессированы.
- За время его правления случились две «литературные чистки» (репрессии фракций чиновников, знавших «литературу» — Конфуция). В первой пострадали чуть больше сотни (включая сосланных), во второй — чуть больше 200. Но почему-то никто не хочет вспоминать, что у следующего правителя тоже была «литературная чистка», третья, и было репрессировано тоже более 200 чиновников. Масштабы сопоставимы, но первые раздуты до небес, потому что историкам не нравился правитель.
- Ёнсан-гун был патологически жестоким? Сложно сказать о патологии, во всяком случае подвалов, заваленных безвинными жертвами, у него не обнаружили. Вполне достоверно можно говорить о вспышках неконтролируемого гнева, но начались они лишь после того, как он узнал о том, как умерла его мать. Этот гнев был мстительным, но не тотальным. Он не страдал паранойей, не трогал своих сторонников.
- В любом случае, он не был королем, как в «Легенде о Сяо Ча», где исторический правитель киданей мог просто ткнуть мечом за поднятые глаза. Не говоря уже о римских императорах вроде Нерона или Калигулы. Думаю, история слишком раздута, когда из единичных случаев пытались создать образ маньяка. Надо же было оправдать свержение законного правителя.
- У Ёнсан-гуна тяжелая наследственность, потому что его мать была психичкой и на всех кидалась? Скорее всего, миф, придуманный, чтобы оправдать ее казнь. Слухи, что она травила наложниц мужа и даже поцарапала его из ревности, именно слухи, даже хроникальные записи не подтверждают их. Скорее всего, стала жертвой клана новой пассии мужа. Так что у Ёнсан-гуна был веский повод для гневной мстительности.
- Ёнсан-гун не любил конфуцианцев? С точностью да наоборот, конфуцианцы хотели контролировать Ёнсан-гуна, так что тот разогнал их академию и устроил там бордель. Естественный ход истории, когда ван занялся централизацией власти, а ему ставили палки в колеса.
- Ёнсан-гун не любил буддистов? Тут случилась обычная «информационная битва». В дораме есть момент, когда герои попадают в охотничьи угодья, откуда выселили всех людей. По Чосон поползли слухи, что жителей этих мест казнили. Оказалось, что распространили их буддийские монахи, и когда об этом узнали, то показательно монахов выгнали на улицу, а в монастыре устроили еще один бордель. На самом деле жителей переселили, заплатив достойную компенсацию на покупку нового дома.
- Вообще, Ёнсан-гун заботился о народе. Не знаю, как именно, может, налоги понизил или помогал пострадавшим, но за время его правления не было бунтов или восстаний. Его свержение не более чем дворцовый переворот «конфуцианских литераторов», примерно как в России свергли Павла.
- Ёнсан-гун запретил хангыль? Нет, только ограничивал на некоторое время. «Конфуцианские литераторы» старательно вели подрывную деятельность, распространяя слухи, порочащие короля на хангыле, что и стало поводом для временного запрета, чтобы поймать «писателей». Не поймали, но запрет сняли, и король лично приказал перевести на хангыль несколько исторических книг.
- Ёнсан-гун был болезненно озабочен женщинами? Действительно собирал женщин по всему королевству, но не до конца понятно зачем. Сразу оценим масштаб. По свидетельствам было собрано, как пишут, «несколько сотен», куда иногда попадали из знатных семей. При династии Мин по подозрению, что евнух ненастоящий, во внутреннем дворе казнили порядка двух тысяч его обитательниц, наложниц и служанок. Несколько сотен забранных и две тысячи казненных, как вам разница?
- А вот почему он собирал, есть у меня странная гипотеза. Его отец был известным ревнителем морали. Например, запретил вдовам второй раз заводить мужа. Даже казнил одну из вдов королевских кровей за сожительство с рабом. Ладно бы изгнал, но казнить? Но, что более важно для нашей истории, запретил продажную любовь и откровенные дома удовольствий (не кисен). Не было причин у Ёнсан-гуна в стольких женщинах со всей страны, у него своих жен было около двух десятков, но насолить конфуцианцам за то, что они насоветовали отцу такой указ, вполне мог. Мол, хотите морали? Не хотите указ отменить? Ну тогда открою личные дома удовольствия в вашей академии и буддийском монастыре. Это только гипотеза. В любом случае, для азиатских правителей множество женщин — обычное дело, а ее подали как разложение общества, отход от конфуцианских устоев.
Хотел еще представить саму историю Ёнсан-гун с учетом достоверных фактов, но уже итак много получилось. В другой раз.
(и другой раз настал, дополнение к истории, раскрыт секрет кто был лидером заговорщиков)
А на сегодня все...