Таинственный дядя короля в дораме
Извините, текст очень скучный. Подбиваю остатки информации по времени правления Ёнсан-гуна с акцентом на политическом противостоянии бедных конфуцианцев из фракции сорим и богатых конфуцианцев янбанов из фракции хунгу.
Для начала небольшой небольшая справка о том, кем был принц крови из дорамы «Шеф-повар тирана», предводитель заговорщиков. По сюжету он дядя Ёнсан-гуна и единственный, кто в реальной истории может им быть, — родной сын вана Йеджона и двоюродный брат Сонджона.
История странная. Король Седжо отрекается от трона в пользу Йеджона, тот правит чуть больше года, но успевает усыновить сына брата и почему-то объявляет его наследником, а не своего старшего сына. Вот этот родной сын Йеджона, И Хён, дядя Ёнсан-гуна, лишенный законного титула наследника престола, и мутит воду в дораме.
Спор с Elena K (отдельное спасибо, стимулирует) побудил меня еще покопаться в истории Ёнсан-гуна, и мнение особо не изменилось.
- Особым реформатором не был, но есть личные заслуги перед страной.
- Действия Ёнсан-гуна не требуют объяснения с точки зрения психического заболевания, поскольку не выходят за рамки логики событий и причинности. Но, учитывая некоторую экстравагантность поступков (устроил личный дом удовольствий в академии и монастыре, почти детская привязанность к кисен), возможно.
- Жестокие моменты в правление были, но всё в рамках политической борьбы и желания быть самостоятельным правителем.
- Страна, если не брать пару лет засухи и голода, жила вполне спокойно, тотального террора не устраивал.
- Многочисленные негативные слухи в большинстве не находят подтверждения в достоверных источниках.
- Негативная оценка правления связана с тем, что ее писали в желании оправдать дворцовый переворот его политические противники — конфуцианцы.
Вот о почитателях учения мудреца Куна в Корее сегодня и поговорим, как умные люди старались стать еще и «богатыми».
Сонджон лелеет почитателей Конфуция
- Правление отца Ёнсан-гуна, Сонджона, в Корее считается чуть ли не эталонным: экономика растет, наконец-то завершен и введен «Великий свод законов о государственном управлении», правительство сбалансировано созданными департаментами советников и цензоров.
- Для еще большей сбалансированности системы власти Сонджон привлекает в органы управления сообщество конфуцианцев Чосон (сарим) в противовес фракции хунгу (чиновники из влиятельных кланов и королевской фамилии).
- Благодаря поддержке Сонджона фракция конфуцианцев в правительстве (сорим) достигла пика влияния и начала сильно раздражать богатых и влиятельных сановников (хунгу).
- Мать Сонджона, вдовствующая королева Инсу, была неофициальным лидером хунгу. Она же занималась воспитанием наследного принца Ёнсан и прививала ему с пеленок нелюбовь к «выскочкам» из сорим.
- На бумаге всё выглядело идеально, королю только и оставалось, что подписывать указы правительства. Увы, система не учитывала личные амбиции как короля, так и фракций, что и привело в будущем к жесткому конфликту.
- Хотя Сонджон и считается идеалом короля, но были у него и свои заморочки. Не очень почитал буддистов, так что в какой-то момент своего правления запретил строительство новых монастырей и прием новых монахов. Старался загнать женщин в строгие рамки конфуцианства — запретил повторный брак вдовам, а их сыновьям — поступать на государственные должности. Дело дошло до того, что казнил одну из знатных вдов королевских кровей за сожительство с рабом. Видимо, считал, что вдовы должны следовать за мужем, как в Китае.
- У самого Сонджона было не меньше 15 жен и родилось не меньше 19 сыновей. Особо выделялась наложница Сук-уи (титул) из клана Нам-ян Хон (숙의 홍씨; 1457–1510) — родила 8 сыновей и две дочери. Свою вторую королеву Юн, мать принца Ёнсан, казнил по неизвестным причинам. Возможно, она где-то перешла границы, а может, пала жертвой интриг клана будущей королевы Чонхён. Две наложницы (из 15) с титулами Гви-ин были казнены принцем Ёнсан как причастные к смерти его матери. Детей не трогали. А вот четырех сыновей самого Ёнсан-гуна казнили после его свержения. И кто был более жестоким?
Ёнсан-гун против сорим
- С первых дней правления отношения сорим и Ёнсан-гун не задались. Ёнсан-гун потребовал, чтобы его отцу при погребении оказали почести по буддийским обрядам, дабы упокоить его дух. Учитывая отношения Сонджона к буддистам, причина такого требования — загадка. Хотел что-то доказать? Эпатаж? И фракция хунгу была не рада такому, но членов сорим это просто взбесило, было много возражений, но указ свежеиспеченный король не отменили.
- Фракция сорим продолжала качать права и требовала, чтобы король слушал только их на заседаниях правительства. Ёнсан-гун ответил назначением в правительство большего количества своих кровных родственников из фракции хунгу. Работа правительства была практически парализована — принять совместное решение стало очень проблематично, а ключевые чиновники менялись указом короля по несколько раз в месяц.
- В этот напряженный момент обнаруживается некий черновик записей из сорим, где он (Ким Ильсон) черным по белому пишет, что дед Ёнсан-гуна, король Седжо, силой захватил власть. Это было расценено как призыв к свержению нынешнего правителя, потому как его дед ненастоящий царь. Началось расследование, кто еще так думает. По результатам 15 человек из сорим казнены, множество объявили рабами или сослали за сомнения в легитимности нынешнего короля. Это была первая литературная чистка.
- Сорим перестал быть таким агрессивным, что сразу улучшило работу правительства. Но репрессии сорим не остановили, они решили зайти с другой стороны и превратили традицию формальных поучений правителя конфуцианскими наставниками (кёнъён) в инструмент политического давления.
- Особенно Ёнсан-гуна раздражало, что в поучениях ему постоянно твердили, что конфуцианская традиция требует сыновней почтительности, надо продолжать дело отца и дать конфуцианцам еще больше власти. Это подрывало его амбиции быть самостоятельным правителем, так что в 1504 он затеял новую «литературную чистку».
- Примерно в это же время он узнает правду о своем рождении и что его настоящая мать пала жертвой политических интриг. Под каток репрессий попадут все: и сорим, и хунгу. Казнены две наложницы (но не их дети) отца по подозрению в кознях против матери. С бабушкой случается большая ссора, после которой у нее обостряется старая болезнь и она умирает. В результате второй литературной чистки казнены около 50 влиятельных чиновников, большинство из которых — сорим. Сотни отправлены в ссылку.
- Через два года янбаны устраивают дворцовый переворот и сажают на трон младшего сводного брата короля, великого князя Чисона (Ли Ёк). Ёнсан-гун пытается бежать из столицы, по дороге его ловят, лишают титула короля и отправляют в ссылку на остров Канхва. Через два месяца он умирает то ли от болезни, то ли от отравления. Его четыре сына казнены. Любимая жена из кисен (аморальная?) Ноксу приговорена и четвертована. Понятие гуманизма конфуцианцам неведомо.
- Если кто-то решит почитать, кто совершил переворот, то обнаружит, что официальные источники называют инициаторами переворота фракцию хунгу (янбаны). Но если вчитаться в подробности, то оказывается, что основными организаторами были конфуцианские ученые. Более того, сорим получили основные выгоды, поскольку больше не подвергались преследованиям, а академия Сонгюнгван снова была открыта.
- В заговоре участвовало около 50 человек. По крайней мере, столько получили налоговые скидки за свое деяние.
Чонджон в плену идей Конфуция
- Во всей этой истории лично меня поражает, что вроде бы книжные черви, простые заучки действуют как профессиональные революционеры. Против Ёнсан-гуна они ведут постоянную информационную войну: пишут и распространяют листовки со слухами, порочащими честь и достоинство короля. Дело доходит до того, что Ёнсан-гун вынужден запретить (на время) хангыль, проводит полномасштабное расследование, но так и не находит тех, кто их пишет.
- Конфуцианцы придумывают и осуществляют акцию по мгновенному захвату власти. Конспирация была на таком уровне, что даже будущий король, на тот момент великий князь Чисона, не знал, что он ключевая фигура в плане заговорщиков. Первой его мыслью, когда он увидел подходящую к его дому толпу вооруженных людей, что Ёнсан-гун решил с ним расправиться и лучше самому отравиться. Только уговоры жены подождать спасли его от преждевременной кончины.
- Первое время король Чонджон, не имея поддержки влиятельных кланов, был как марионетка в руках правительства — только подписывал их указы. Но со временем хватка кланов ослабла, и место самого влиятельного чиновника занял неоконфуцианец из фракции сорим Чо Гван-джо. Мечта сорим править Чосон осуществилась.
- С одной стороны он провел ряд реформ ограничивающих власть янбанов, а с дугой разрушал даосские храмы и конфисковал имущество буддийский монастырей. В общем, народу он нравился. Но коварство янбанов на знает границ, уловками со знамениями они убедили Чонджона, что Чо Гван-джо сам хочет стать королем.
- История Ёнсан-гуна повторилась. Чонджон, чувствуя угрозу своей власти, даровал Чо Гван-джо, которого называл другом, яд. Большинство социальных реформ были отменены, а сорим снова были подвергнуты гонениям, прошла третья литературная чистка. Конфуцианцы из фракции хангу победили неоконфуцианцев из сорим.
А на сегодня все...