Найти в Дзене

Прогулка от Карповки до Малой Невки

Оглавление

На этот раз, друзья, я покажу вам свои любимые места. Казалось бы, знаю о них все, но Петербург тем и прекрасен, что каждый раз открывает что-то новое. Не обошлось без сюрпризов и сейчас. В пути вас ждет множество интересных историй и архитектурных шедевров от модерна до деревянного зодчества.

Итак, вперед!

Начинаем с Петропавловского моста, соединяющего два острова — Петроградский и Аптекарский.

Вид с моста на Карповку:

Первый дом на Аптекарском острове, и сразу какой!

Дом Ленсовета

Проект Евгения Левинсона и Игоря Фомина был уникальным для тех лет. Для партийной, творческой, научно-технической элиты Ленинграда в 1935 году на набережной Карповки появился дом из 73 квартир от двух до шести комнат.

Среди достоинств — солярий под крышей, детские учреждения на втором этаже, механическая прачечная, парикмахерская, магазины и комнаты для обслуживающего персонала.

-2

Председатель горисполкома Петр Лазутин, Алексей Толстой, Всеволод Мейерхольд — эти разные судьбы объединил дом Ленсовета. Также сюда планировал переселиться Сергей Миронович Киров, но не успел.

Декор в духе тех лет:

-3

Мы еще сюда вернемся и посмотрим на дом Ленсовета со стороны двора, а пока идем по набережной дальше.

-4

За поворотом — бывшая подстанция городского трамвая и дом для ее работников 2 в 1. «Лицом» к нам — жилая часть:

-5

Техническая часть со стороны улицы Литераторов:

-6

Автор проекта — Алексей Иванович Зазерский. Здание построено в 1907, а первый трамвай пошел здесь год спустя — два маршрута до Новой деревни. Их и обслуживала подстанция.

Зазерского можно назвать пионером жилищной кооперации в Петербурге. Он — вдохновитель и соучредитель петербургских товариществ для устройства постоянных квартир. Один из примеров — справа от подстанции.

Дом второго петербургского товарищества

Набережная Карповки, 19
Набережная Карповки, 19

Появился на свет в 1913 году и принадлежал обществу пайщиков — тому самому товариществу.

-8

Вопрос знатокам: входную группу какого дома вам это напоминает? Подсказка: Алексей Иванович Зазерский тоже «приложил к нему руку».

Замечательных жителей в доме за его более чем 100-летнюю историю было много. Назову одного. Это писатель Евгений Замятин. Именно здесь он закончил в 1921 году антиутопию «Мы».

Зайдем во двор.

-9

Одна из парадных:

-10

Декор первого этажа:

-11

Волшебная щука)

-12

Такие «мелочи» и придают неповторимость любому дому.

Выходим обратно.

-13

С Карповкой на этом прощаемся и следуем по параллельной ей улице Литераторов. Не зря ее так назвали, и скоро вы поймете, почему.

По соседству с «кооперативом» Зазерского — детский сад.

Улица Литераторов, 19а
Улица Литераторов, 19а

Изначально это Дом-общежитие писателей, построенный на средства промышленника и инженера Голубева. В 1903 году Виктор Федорович отказал по завещанию капитал в 150 000 рублей на устройство дома. А в 1905 в него заехали первые жильцы.

Журнал «Зодчий» тогда писал:

Двухэтажное здание состоит из просторного вестибюля, общей приемной, библиотеки, столовой и кухни; для престарелых, больных или неспособных к работе литераторов устроено 12 комнат; последние не имеют характера гостиницы или меблированных комнат, как это часто бывает в таких случаях; каждая комната имеет свой характер, размеры и число окон не одинаковы. В доме много света, воздуха, помещения просторны, изящно меблированы.

Стены его помнят не только литераторов — Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского, например. А еще и художников. Казимир Малевич был частым гостем, а вот Павел Филонов, один из «столпов» русского авангарда, прожил здесь более 20 лет, пока не замерз в страшную блокадную зиму 1941 года.

Дом №19а также стал последним пристанищем для Веры Засулич — в 1919 году.

После войны это сначала — детский дом, затем — детский сад, вот уже более 60 лет.

-15

Да, за проект дома — поклон Евгению Петровичу Вейнбергу. Его мы еще встретим. Очень скоро.

А пока любуемся на особняк Савиной справа от детсада (такая она, улица Литераторов — что ни дом, то «звезда»).

Дом Савиной
Дом Савиной

Дом Савиной и Молчанова

Мария Гавриловна — заслуженная артистка Александринского театра, любимица Алексея Островского. Дом — подарок ее мужа, предпринимателя и мецената Анатолия Молчанова.

До чего же он хорош:

Улица Литераторов, 17
Улица Литераторов, 17

Майоликовый фриз:

-18

Омега-окно, фирменная деталь стиля модерн:

-19

Дальше перейдем на четную сторону улицы Литераторов — нас ждет обещанный двор дома Ленсовета.

-20

Обрамляет его ограждение в виде бетонных «сот»:

-21

Изнутри:

-22

А это дворовой фасад с аркой:

-23

Обратите внимание на геометрию лестниц:

-24

По проекту это подъем не к жилой части, а к детскому саду и другим благам для первых обитателей дома.

Вернемся на улицу Литераторов, и прямо напротив дома Ленсовета — видим творение кого бы вы думали? Александра Львовича Лишневского, «отца» Дома городских учреждений на Садовой, дома на Пяти углах, дома с Мефистофелем и еще множества шедевров в стиле модерн.

В данном случае — 1913 год, мэтр отошел от увлечения модерном, и у дома — классические черты без «выкрутасов».

Улица Литераторов, 17
Улица Литераторов, 17

Но кое-что есть. «Привет» от Александра Львовича за окном на третьем этаже:

-26

Идем в арку дома, и за ней нас ожидает такая картина:

-27

В центре — детская площадка, фото 1 октября. А это летний снимок:

-28

Вы скажете: ну и что, разве мало милых двориков с цветами? И правда: достаточно. Однако, присмотритесь к детали прямо за цветником на фото выше. Какая-то груда камней, труба. Наверно они что-то означают.

Мастерская Ветрогонского

Разгадка кроется в доме за площадкой:

-29

Это мастерская именитого ленинградского художника Владимира Ветрогонского, перешедшая по наследству сыну Андрею, тоже художнику и большому выдумщику. Уличное творчество — его заслуга.

У входа в дом:

-30

Кто-то гоняет на авто, а кто-то на доисторическом велосипеде:

-31

Портал в иной мир:

-32

Но больше всего меня умиляют скворечники на дереве:

-33

Вообще, Аптекарский остров — «рассадник» авангарда в хорошем смысле. Из двора Ветрогонского мы не выходим обратно на улицу Литераторов, а углубляемся дальше.

Через 30 метров — снова что-то необычное. За невысокой оградой — усадьба с деревянным домом:

-34

На Петроградской стороне деревянное зодчество занесено в «красную» архитектурную книгу. По пальцам одной руки можно пересчитать. Что это за уникум, и почему его сохранили?

Дом Матюшина

Сейчас это музей русского авангарда. И не просто так. Когда-то весь участок между Песочной (ныне имени профессора Попова) и улицей Литераторов принадлежал Владимиру Михневичу — публицисту и издателю, автору путеводителя «Петербург весь на ладони» и книги «Язвы Петербурга». Частыми гостями его были Алексей Суворин и Николай Лесков.

Деревянный особняк построен по заказу Михневича, на основе существовавшего еще с середины XIX века дома купца Балашова. Проект Евгения Вейнберга. Знакомые все лица!

В 1899, после смерти Владимира Михневича участок выкупает Литературный фонд — тот самый, что основал общежитие, которое мы видели 5 минут назад. У дома на Песочной — то же назначение. Квартиры предоставлялись нуждающимся творцам безвозмездно либо сдавались внаем за умеренную плату.

Таким образом, в 1912 в квартире из трех комнат на втором этаже дома поселился один из зачинателей русского авангарда — художник, музыкант, педагог и издатель Михаил Васильевич Матюшин.

Михаил Матюшин
Михаил Матюшин

Эта квартира стала своеобразным салоном, куда стекались все «неформальные» таланты той поры. Например:

-36

И, конечно же, Маяковский. Какое-то время Владимир Владимирович «дневал и ночевал» здесь — Матюшин с супругой помогали ему с постановкой первой футуристической пьесы в 1913 году.

Об этих событиях и не только я рассказываю на экскурсии «Террористы, футуристы и символ победившего социализма» по Аптекарскому острову — о пути революционных романтиков в политике и искусстве. О чем мечтали, что делали и что из этого вышло.

Посмотрим на парадный фасад дома. Для этого выходим с задворок на улицу профессора Попова.

-37

Дом, по сути, пересобран заново с сохранением оригинальных черт:

-38

Дальше направляемся в сторону Каменноостровского проспекта.

-39

Большинство фотографий я делал ранним утром, а несколько кадров — вечером. Один из них:

-40

На углу с проспектом в глаза бросаются два дома с башнями. Слева — дом Каплуна по проекту Сергея Гингера:

Каменноостровский проспект, 53/22
Каменноостровский проспект, 53/22

А справа — дом Берштейна по проекту еще одного мэтра модерна Дмитрия Крыжановского:

Каменноостровский проспект, 54/31
Каменноостровский проспект, 54/31

После заката его башня как маяк:

-43

Перспектива Каменноостровского в одну:

-44

И в другую сторону, куда мы идем:

-45

Следом за домом Берштейна — ЖК «Каменноостровская коллекция» 1999 года. Умеют же строить, когда захотят)

Фасад с обратной стороны:

-46

Со стороны Аникушинского сквера:

-47

Вид из сквера на доходный дом Агафонова на противоположной стороне:

-48

А на этом снимке он в паре с творением Федора Лидваля:

-49

Но обо всем по порядку.

У купца Иллариона Агафонова было два дома. Напротив «Каменноостровской коллекции» — проект Павла Резвого:

Каменноостровский проспект, 57
Каменноостровский проспект, 57

А виденный нами выше дом — слева.

-51

В перспективе:

-52

Строились они одновременно, в 1909-1910 годах. Второй красавец — уже по проекту Павла Мульханова, самого плодовитого мастера Петроградской стороны.

«Охранники» над окнами второго этажа:

-53

А это их спутницы на последнем этаже под башней:

-54

Так вот, дома Агафонова связаны не только фамилией первого владельца. Тут настоящий архитектурный нонсенс! О нем я рассказываю на экскурсии от Лопухинского сада до дома эмира Бухарского — заходим в парадные и видим все своими глазами.

Обратная перспектива:

-55

Дальше — дом по проекту Федора Ивановича Лидваля. Кусочек его уже «выглядывал» на фото выше. В «полный рост»:

-56

На его брандмауэре со стороны улицы Чапыгина — панно «Дружба», выполненное в технике сграффито. 1960-е годы, автор — Борис Аксельрод.

-57

Почему именно здесь? Рядом с домом тогда построили гостиницу под названием «Дружба» — для гостей из стран соцлагеря. Власти Ленинграда решили, что они должны любоваться на символ единства народов, а мастер взял и «пошутил». На ноге светлой девушки — шесть пальцев, что заметили не сразу.

Что это за шутник такой? Борис Петрович Аксельрод занимался как монументальными работами, так и живописью в редкой технике «энкаустика».

В ней, например, выполнен его автопортрет:

-58

Для друзей Борис Петрович был просто Аксель.

Его мастерская в мансарде углу Фонтанки и Вознесенского проспекта была особым местом, особым миром, который притягивал к себе молодых художников, музыкантов, поэтов.

Именно там Анри Волохонский написал слова легендарной композиции «Над небом голубым», известной благодаря исполнению Бориса Гребенщикова, который, правда, изменил первый предлог (в его версии «Под небом голубым»). На экскурсии от Лопухинского сада до дома эмира Бухарского я рассказываю эту историю более подробно.

Мы же следуем дальше.

На четной стороне проспекта — «долгоремонт».

-59

Внушительный участок за забором можно условно разделить на 2 части.

В левой — бывшие механические мастерские Ветцера. Фото 2018 года:

-60

источник

В советские годы здесь были райком ВЛКСМ и ЗАГС Ждановского района.

А в правой части участка — бывшее имение князей Вяземских, более известное благодаря последнему перед революцией владельцу Эрнесту Игелю.

Знаменитый ресторатор содержал гремевшее на весь Петербург заведение «Медведь» на Большой Конюшенной (в том здании сейчас театр эстрады). В 1894 он покупает у Вяземских усадьбу на Каменноостровском, капитально ее перестраивает, поселяется здесь сам, а главное, открывает новый ресторан с претенциозным названием «Вилла Эрнеста». Для полного счастья еще и оранжерею организовал. Представляете все это хозяйство?

Открытка 1908 года:

-61

Внутри:

-62

Кто только не проводил здесь веселые вечера. Из великих назову трех: Горький, Чехов, Шаляпин.

Незадолго до реставрации:

-63

Движения с ремонтом совсем не видно, но верю, что когда-нибудь это место возродится.

А в 20 метрах — уже восстановленный дом Андрея Никифоровича Воронихина. Того самого, что строил Казанский собор.

Дача архитектора, скорее всего, по собственному проекту:

-64

источник

Первоначальное деревянное здание было разобрано в 1980 году под предлогом реконструкции и не сохранилось. В 2009 воссоздано с сохранением внешнего облика.

Как-то увлеклись мы реставрационной темой) Между тем на нечетной стороне проспекта — шедевры следуют один за другим.

Остановились мы здесь:

-65

После Лидваля — три подряд дома Константина Маркова, гражданского инженера.

№63:

-66

№65:

-67

И №67:

-68

Подробнее о них вы можете прочитать в статье:

У нас остается последние два дома.

№69 построен для работников Института экспериментальной медицины в 1934 году по проекту Николая Лансере:

-69

А №73 на двадцать лет раньше.

-70

Дом третьего петроградского товарищества собственников квартир

И это еще один «кооператив» Алексея Ивановича Зазерского. Вот так у нас герои кочуют по Аптекарскому острову, все рядом.

-71

На одном из форумов написали «дом с чувством собственного достоинства». Согласен!

-72

Из всех подобных проектов этот — наиболее роскошный. И с точки зрения украшения фасадов, и с точки зрения технического оснащения.

Центральное отопление с горячей водой, мусоропровод, прачечная, лифты не только на парадных, но и на черных лестницах, наконец, пылевысасывающая станция. Все это было в кооперативном доме.

-73

Обратная перспектива на Каменноостровский:

Угол с улицей Академика Павлова:

-75

Каменноостровский проспект убегает дальше, а мы идем в Лопухинский сад справа.

-76

Лопухинский сад

В центре его — дача купца Громова.

-77

Благодаря Василию Федуловичу это место славилось когда-то на весь Петербург. Лесопромышленник, благотворитель, а еще знатный садовод —кроме дома Громов построил оранжерею. К слову, один из видов чертополоха назван в его честь Gromovia pulchella.

Василий Громов
Василий Громов

Подойдем ближе к дому.

-79

8 мая 1869 года в Петербурге состоялась Международная выставка садоводства. Европейские ученые посетили сад и оранжереи Василия Федуловича и были поражены увиденным.

Площадка перед парадным входом:

-80

В советские годы чего только здесь не было. Сад переименовали в честь Дзержинского, поставив к тому же памятник «железному Феликсу».

-81

Дом отдыха шоферов, клуб Союза банковских работников, наконец, дом пионеров Ждановского района, а в бывшей оранжерее устроили опытную телестудию.

В более поздние годы дача Громова отошла Союзкоопвнешторгу. Затем — почти полное забвение.

Фото до реставрации:

-82

Сейчас привели в порядок фасады дома, но внутри работы еще непочатый край.

С историей и архитектурой на этом закончим, давайте прогуляемся по саду.

-83

Вид на дом с противоположного берега пруда:

-84

Ближе:

-85

Как же здесь чудесно!

-86

Ранним утром:

-87

Вечером:

-88

Подходим к набережной Малой Невки:

-89

На том берегу — Каменноостровский дворец:

-90

Здесь мы и остановимся.

P.S. На все перечисленные мной экскурсии вы можете записаться в Telegram-канале, где я выкладываю расписание. Либо стучитесь в личку.

Путеводители для самостоятельного изучения:

До встречи и хороших вам прогулок!