Почти в каждом городе есть улица Ленина. У нас она — на Петроградской стороне. Здесь более 20 шедевров модерна, эклектики, неоренессанса, конструктивизма и сталинского ампира. А сколько историй с ней связано!
С чего все начиналось
До революции улица носила название Широкая и заканчивалась у Большого проспекта, но в 1956 ее продлили, включив в состав продолжение — улицу Матвеевскую (в советские годы Калинина). Так что теперь она идет от Газовой до Сытнинской. Почему имени Ленина? В Петербурге Владимир Ильич жил много где, но тут — пожалуй, главное место.
Дом Эрлиха с квартирой-музеем Елизаровых
Стартуем мы с конца улицы, и первый дом по нечетной стороне №52 — и есть ленинский адрес. Но сперва о доме.
Появился на свет он в 1913 году по проекту Александра Марковича Эрлиха — архитектора, который построил «доходник» для себя.
Эрлих смешал в нем классические и готические мотивы, соединив тяжелые колонны со стрельчатыми арками. На такое нестандартное решение его толкнула необходимость как-то использовать острый угол, возникавший при пересечении Широкой и Газовой улиц. Срезать угол, теряя полезную площадь, не хотелось, так появился многоярусный балкон.
Больше подобных я не встречал:
Фасад со стороны Ленина:
Обратите внимание на этих товарищей над входом в парадную:
Двери:
Здесь и находится квартира №24 на третьем этаже — тот самый адрес.
Вернувшись в Россию в апреле 1917, вождь большевиков поселился с Надеждой Константиновной Крупской у зятя, Марка Елизарова, на тот момент — управляющего Петербургского пароходства «По Волге» (и, на минуточку, члена РСДРП). Напомню, что Елизаров — муж старшей сестры Ленина Анны.
Положение и зарплата Марка Тимофеевича позволяли снимать пять комнат и отвести одну из них «свалившимся как снег на голову» родственникам — в течение 3 месяцев, пока Ленину не пришлось покинуть столицу.
Музей открыли «по горячим следам» в 1927 году, поэтому почти все вещи и обстановка подлинные. Бесценный памятник быта. Я уже рассказывал о квартире Аллилуевых:
Здесь — аналогичный мемориал.
Печь с медведем:
Итак, отсюда мы начали свой путь:
Сразу за домом Эрлиха — его «одногодка» по проекту гражданского инженера Павла Соколова.
Улицу Широкую активно застраивали накануне 1-й мировой войны. Многие зодчие выбирали ее для собственных домов, и это не последний пример.
Через 50 метров выходим к Старо-Ленинскому скверу.
Это перекресток с Чкаловским проспектом. Слева — «сталинка» 1955 года (улица Ленина, 43).
Изначально на этом месте было подворье Ягодинского женского монастыря с церковью во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Справа же — доходный дом Голубева.
Памятное место. В прежнем здании на этом участке (высотку в стиле модерн построили в 1912) размещалось Петроградское отделение «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Петербурга», созданного священником Георгием Гапоном. Отсюда 9 января 1905 года около 20 тысяч человек двинулись на Каменноостровский проспект, чтобы идти к Зимнему дворцу.
А на нечетной стороне после «сталинки» — сразу пять подряд знаковых адресов.
Дом Лишневского
Во-первых, собственный доходный дом Александра Львовича Лишневского.
После сдачи дома в 1913 мэтр перевез сюда семью. От модерна он к тому моменту отошел, и мы видим великолепную «неоклассику» с элементами ренессанса. При этом богатство декора никуда не делось, в этом отношении Лишневский себе не изменял. Вазы с буйной растительностью, венки, морские раковины, античные девы.
И для полного счастья — образ Гения славы между 3 и 4 этажом:
Вид из арки:
В доме жили художник Исаак Бродский, писатель Евгений Замятин, один из лидеров большевиков Яков Свердлов. Причем, одновременно. Да, и сам Лишневский, напомню. Он занимал «пентхаус» на последнем этаже, где фасад вогнут (см. фото выше). Представляете себе компанию?!
А с 1965 по 1980 здесь живет Эдита Пьеха.
Дом Лишневского зажат между двумя «сталинками». Эта особенно хороша:
Консоли балконов:
Перспектива улицы:
Дом №37 рядом принадлежал гражданскому инженеру Георгию Михайловичу Курдюмову, который построил его по собственному проекту.
Неоклассицизм с элементами модерна:
Главная его изюминка — барельеф на левом ризалите между 3 и 4 этажом:
Дальше — в углублении модерновый полуособняк фотографа Альфонса Жено.
Проект архитектора Демикелли 1906 года, то есть появился он раньше соседей. Похоже, что внутренний двор не используется.
Парадный вход — со стороны улицы Полозова, и там фасад совсем иной:
Дом Волькенштейн
Справа от владения Жено — шедевр мастера модерна Симы Минаша (одного из соавторов проекта Витебского вокзала). Принадлежал он жене кандидата права Кларе Волькенштейн.
Наверху — глазурованные вставки.
Эркер — словно волна:
Но самое интересное — на первом этаже. Парадный вход охраняет медведь, готовый выйти из камня. Портал напоминает дом Путиловой на Большом проспекте.
Над окнами, а также слева и справа — сова в разных образах. А здесь перекличка с домом Бубыря на Стремянной.
Между окнами второго этажа планировались барельефы, изображающие горожан, вероятно, в одеждах эпохи модерна (женщины в зауженных юбках и модных шляпках, мужчины во фраках) за разными занятиями: зрители рукоплещут танцовщице, ведут светскую беседу, дама с зонтиком совершает променад.
В реальности вместо них появились картины северной природы: северное сияние, бегущие олени, парящие над скалами чайки, готовящиеся к охоте обитатели Севера – именно эти пейзажи изображены на фиксационных чертежах.
Увы, «северные» барельефы между окнами второго этажа утрачены – очевидно, они были выполнены в штукатурке. Фотографий дома с этими барельефами обнаружить не удалось…
А мы тем временем подошли к еще одному шедевру Александра Львовича Лишневского.
Дом Алюшинского
Иван Федорович Алюшинский — почетный гражданин Петербурга, член правления Петровского общества взаимного кредита на Петербургской стороне, член правления Преображенского кабельного завода, член правления Общества Сиверского деревообделочного завода. Владел двумя домами.
Первый — на углу Большого проспекта и Ординарной улицы.
А второй — на углу Широкой и Малого проспекта, наш сегодняшний герой. 1908 год, проект Александра Лишневского при участии Павла Светлицкого. На фото — справа:
Один из самых насыщенных по декору домов на Петроградской стороне (да и вообще в городе). Кто только не живет на его фасадах.
Медведь с картушем для герба:
Разинувшие пасть химеры:
Фирменные чертенята Лишневского:
Наконец, боевые коты:
Вся эта «гвардия» охраняет вход со стороны улицы Ленина:
Угол с Малым проспектом — это целый «клондайк» открытий. На нечетной стороне — дом, построенный двумя годами ранее Алюшинского.
Навес над входом в бывший магазин со стороны Ленина — с канделябром на пять свечей!
А на четной — собственный доходный дом архитектора Василия Косякова. Вот он выглядывает за Алюшинским:
Соло:
Слева от него — дом булочника Казакова, проект Дмитрия Андреевича Крыжановского. Кажется, все мэтры модерна сошлись в одном месте.
Особенность дома №28 — его жители. Архитектор Александр Барановский, ученый-математик Яков Успенский, скульптор и один из пионеров автомобильного движения Иннокентий Безпалов — его салон находился на Австрийской площади, на месте дома №15 по Каменноостровскому проспекту.
Наконец, в июне-июле 1917 здесь снимает жилье Иосиф Сталин, пока не переезжает к будущему тестю на 10-ю Рождественскую (ссылку на обзор музея-квартиры Аллилуевых я давал выше).
Еще одно обстоятельство, чем замечателен угол Широкой и Малого проспекта — несбывшийся проект Николая Васильевича Васильева, гениального мастера модерна (наиболее известная работа в Петербурге — соборная мечеть).
О, если бы этот дом построили! Сейчас на этом месте «сталинка».
Дальше только успевай поворачивать голову и замирать от восхищения.
Напротив дома Казакова — еще один проект Дмитрия Крыжановского, на сей раз для владельца кирпичного завода Макария Стрелина.
Перспектива с этой точки:
Следом застройка отступает от красной линии — здесь скверик с детской площадкой. Это место — одна из легенд Петроградской стороны благодаря Нельсону Искандаряну, или просто Нельсону. Олицетворение неформальной культуры, много лет живет в подвальной каморке и превращает двор дома №19 в арт-объект.
Кстати, он есть на этом фото:
Сколько сюда прихожу, каждый раз — новые предметы, новые рисунки.
Фасад дома №19:
Проект Павла Светлицкого, работавшего вместе с Лишневским над домом Алюшинского. А теперь скажите, фасад какого дома он вам напоминает)? Уточню: центральную часть.
Напротив — неоренессанс Адрея Бертельса. 1899 год, первый из ныне сохранившихся шедевров той эпохи на улице Ленина.
Перспектива с этой точки:
Дальше — последняя пара на этом участке.
На нечетной стороне — скромный модерн по проекту архитектора Астафьева.
Навес над входом в парадную:
Напротив него — самый роскошный дом в стиле сталинский ампир на улице Ленина.
Вид из арки:
Итак, друзья, мы с вами добрались до перекрестка с Большим проспектом Петроградской стороны.
Когда-то улица Ленина здесь заканчивалась. Дальше нас ждет продолжение — с главным героем. Но не будем забегать вперед. Сделаем небольшую остановку — подкрепиться.
В доме №11 (на верхнем фото он слева) находится кафе «Север-Метрополь». Эту сеть вы наверняка знаете. На улице Ленина — какая-то особенно уютная, домашняя атмосфера.
Возвращаемся к маршруту. Оглянемся назад:
Впереди, на углу с Большим проспектом — два примечательных дома.
Слева — дом по проекту Петра Гилева. Владел им председатель Петербургской купеческой управы, гласный городской думы, член совета множества коммерческих компаний Иван Семенович Крючков.
Кстати, Иван Семенович в начале XX века выкупил дачу в Куоккале у баронов Ридингеров и стал соседом Ильи Ефимовича Репина. Об этом памятнике деревянного зодчества, к сожалению, ныне заброшенном, я писал здесь:
Вернемся к дому на углу Большого проспекта и улицы Ленина. После революции в нем долгое время жил детский писатель Борис Житков. В 1934 он переехал в «писательский небоскреб» на канале Грибоедова, а в его квартире поселился автор романа «Человек-амфибия» Александр Беляев.
А справа — дом Пантелеймона Трифоновича Бадаева, строительного подрядчика (под его руководством возводили, например, Политехнический институт). Владел он и собственными доходными домами. Вы наверняка знаете шедевр модерна на углу Восстания и Жуковского (показывал его в этой статье).
Автор проекта — не кто-нибудь, а Павел Юльевич Сюзор, знакомый по дому Зингер. Эклектика 1903 года рождения, и, глядя на угловую часть, полное ощущение, что не хватает башни. Она действительно была.
Чертеж из проекта:
Обратите внимание на декор эркеров:
Через 70 метров мы выходим к перекрестку с Большой Пушкарской.
Обратная перспектива. Справа на фото — шестиэтажка 1963 года:
В течение 35 лет, с 1966 и до кончины в 2001 здесь жил великий драматург Александр Володин.
Пересекаем Большую Пушкарскую, слева — Матвеевский сад.
Матвеевский сад
В 1719 году сюда перенесли первую деревянную церковь из Петропавловской крепости, когда шло строительство каменного собора. Еще при Петре I ее освятили в честь святого Апостола Матфия. В этом месте также квартировал Белозерский пехотный полк, было воинское, затем и гражданское кладбище.
Впоследствии храм много раз перестраивали, при этом в нем неизменно хранился иконостас первой деревянной Петропавловской церкви.
С 1923 году храм получил статус собора. Несмотря на историко-художественную ценность, в 1932 по решению Ленинградского облисполкома был закрыт, и в том же году весь церковный комплекс — взорван. Обломки были сгруппированы и засыпаны, в результате чего образовался существующий ныне холм в центре сада.
Почти за два столетия до этого неподалеку, где нынешняя улица Лахтинская, жили супруги Петровы из дворянского сословия — Андрей и Ксения. В 1758 Андрей Федорович скоропостижно умирает, а его жена Ксения Григорьевна раздает все имущество бедным, надевает одежду покойного мужа и странствует по улицам Петербурга, называя себя его именем.
Думаю, вы уже догадались, что речь о святой Ксении Петербургской. Именно в этой части города она подвизалась больше всего, а Матфиевский храм, где отпевали мужа, до конца жизни оставался для нее родным.
Вот такая история...
К слову, именно от храма вся окрестная топонимика — сад и несуществующая ныне улица, которую в 1956 году присоединили к улице Ленина.
А мы тем временем приближаемся к финалу. Напротив Матвеевского сада — модерн 1911 года по проекту Александра Сысоева.
Над окнами третьего этажа протянулся своеобразный фриз из барельефов со сценами из античной жизни.
А вот и наш главный герой следом за этим перекрестком.
Дом Колобовых
Братья Федор и Николай Яковлевич Колобовы — уроженцы рязанской губернии. Приехали в Петербург в 1880-х вместе с матерью Прасковьей Степановной. Она помогла сыновьям деньгами, чтобы сделать первую покупку — это была старая баржа. Продав ее на дрова, они на свой страх и риск приобрели лесопилку на Малой Невке, которая стала приносить приличный доход, дела пошли в гору.
Прибыль от производства Колобовы вкладывали в строительство доходных домов. Комлекс между улицами Ленина, Малой Пушкарской и Пушкарским переулком — самый известный.
Шедевр необарокко по проекту Сергея Григорьевича Гингера. Пожалуй, его лучшая работа. Мастер сделал бОльшую часть фасадов парадными, в отличие от привычной планировки с «колодцем» — есть курдонер со стороны улицы Ленина, вход в который охраняют атланты:
И два подобия двора с небольшим садиком в каждом со стороны Пушкарского переулка.
В этой части фасад словно волнами переливается:
Открытые балконы на третьем этаже украшают кариатиды, а 4 и 5 — колонны.
Угол дома как нос корабля «рассекает» пространство между улицей Ленина и Пушкарским переулком:
Улица Ленина продолжается дальше еще 180 метров вплоть до Сытнинской, но сегодня мы остановимся здесь.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.