Найти в Дзене
Navygaming Channel

Где "Zulu IV" - там и "Zulu V", а где "Zulu" там и "Golf"/3/ С третьего раза - ракету из подводного положения на 125 км!

Завершаем вспоминать работы по созданию первых советских подводных лодок с баллистическим ракетами, за ДЭПЛ проекта 629/629А перешли к предшественникам "Гольфа" - проекту В611 и его последователей. Окончание, начало - ЗДЕСЬ и вторая часть ТУТ Итак, в ноябре 1955 года дизель-электрическая подводная лодка
Б-67 пр.В611 была принята в состав ВМФ в ка­честве учебно-опытового
корабля с ракетным оружием, и с нее уже можно было стрелять ракетами Р-11ФМ. Соответственно, успешным окончанием экспери­ментальной части темы «Волна» было доказано, что подводные лодки могут стать не только мощным средством борь­бы на море, но способны поражать цели и на суше, причем на большом удалении от береговой черты, на расстояниях, недоступных для ар­тиллерии даже таких крупных над­водных кораблей, как линкоры и крейсера. Руководство ВМФ и МСП приступи­ло к вопросу «включения в состав ВМФ этой ПЛ в качестве экспери­ментального корабля, предназна­ченного для выполнения работ по дальнейшему совершенствованию р
Завершаем вспоминать работы по созданию первых советских подводных лодок с баллистическим ракетами, за ДЭПЛ проекта 629/629А перешли к предшественникам "Гольфа" - проекту В611 и его последователей.

Окончание, начало - ЗДЕСЬ и вторая часть ТУТ

Итак, в ноябре 1955 года дизель-электрическая подводная лодка
Б-67 пр.В611 была принята в состав ВМФ в ка­честве учебно-опытового
корабля с ракетным оружием, и с нее уже можно было стрелять ракетами Р-11ФМ.

Советская дизель-электрическая подводная лодка Б-67 проекта В611 на испытаниях после модернизации, 1955 год
Советская дизель-электрическая подводная лодка Б-67 проекта В611 на испытаниях после модернизации, 1955 год

Соответственно, успешным окончанием экспери­ментальной части темы «Волна» было доказано, что подводные лодки могут стать не только мощным средством борь­бы на море, но способны поражать цели и на суше, причем на большом удалении от береговой черты, на расстояниях, недоступных для ар­тиллерии даже таких крупных над­водных кораблей, как линкоры и крейсера.

Руководство ВМФ и МСП приступи­ло к вопросу «включения в состав ВМФ этой ПЛ в качестве экспери­ментального корабля, предназна­ченного для выполнения работ по дальнейшему совершенствованию ракетного оружия, накопления опы­та его эксплуатации и подготовки личного состава будущих серийных подводных лодок».

В этих целях Главком ВМФ назначил специальную комиссию для государственной приемки экспериментальной Б-67, в задачи которой входила проверка работы всего обо­рудования и систем корабля на всех режимах его эксплуатации. Она на­чалась 2 апреля 1956 года и проводилась в течение почти трех месяцев. Вы­воды комиссии подтвердили воз­можность положительного решения о вводе в состав ВМФ Б-67. Но вер­немся к судьбе подводных лодок пр.АВ611, ставших серийным продолжением В611.

Отработка аварийного сброса ракеты Р-11ФМ с подводной лодки Б-67 пр.В611
Отработка аварийного сброса ракеты Р-11ФМ с подводной лодки Б-67 пр.В611

Еще не получив утвержденного решения о создании серии подводных лодок, шед­ших в развитие пр.В611, начальник и главный конструктор ЦКБ-16 орга­низовали работу по корректировке техпроекта В611, стремясь на се­рийных кораблях пр.АВ611 учесть все замечания и доработки, сделанные на заводе в процессе переобо­рудования и испытаний Б-67. К кон­цу 1955 года корректировка техпроекта была выполнена, и сразу же при­ступили к разработке рабочих чер­тежей на лодки проекта АВ611. Необхо­димость создания серии первых подводных ракетоносцев, отмечен­ная в совместном решении ВМФ и оборонных отраслей промышленно­сти, была подтверждена постанов­лением правительства 25 августа 1956 года. К этому времени бюро уже заканчивало разработку эксплуата­ционной документации серийных лодок пр.АВ611!

Схема внешнего вида подводной лодки пр.АВ611
Схема внешнего вида подводной лодки пр.АВ611

Столь оперативная разработка всех необходимых документов по­зволила северодвинскому ССЗ №402 - г. Молотовск (Северодвинск) в те­чение следующего (1957 года) года до­строить по пр.АВ611 четыре ПЛ (этим заказам, как принято в судо­строении, были присвоены следую­щие заводские номера: 209, 210, 404 и 515): Б-73 - достройка по пр.АВ-611, заводской №404; Б-78 - достройка по пр.АВ-611, заводской №209; Б-79 - достройка по пр.АВ-611, заводской №210 ; Б-89 - достройка по пр.АВ-611, заводской №515. Причем три из них подошли к моменту подписания приемного акта практически одновременно! И этому во многом содействовала ра­бота группы ведущих специалистов ЦКБ-16, активно участвовавших не только на этапах проектирования лодок пр.В611 и АВ611, но и в про­цессе их строительства (переобору­дования), а также испытаний.

Для заметок: Специалисты ЦКБ-16, обеспечившие оперативность в проектировании и строительстве серийных ракетоносцев: В.И.Сафоно­в, Л.В.Чернопятов, Н.И.Плющев, Я.С.Кноблер, Н.П.Седунов, В.М.Ланговая, В.В.Зенкевич, САДементьев, ЯАТува, Г.М.Томашевич, А.Т.Костюков, О.Н.Надирадзе. Все они оказывали заводчанам самую квалифицированную помощь. Надо запомнить этих инженеров!

Один из заводских заказов этого северодвинского предприятия №404 (головной корабль пр.АВ611, тактический номер Б-73) в соответствии с установленными в послевоенном кораблестроении правилами испытывался погруже­нием на предельную глубину. Эти­ми ответственными испытаниями руководил сотрудник ЦКБ-16 стар­ший инженер корпусного отдела Б.Е.Пукшанский.

Советская подводная лодка проекта АВ611- Б-73 на испытаниях, 1957 год
Советская подводная лодка проекта АВ611- Б-73 на испытаниях, 1957 год

А на Дальнем Востоке также были организованы работы по строительству (переоборудованию) подводной лодки по новому проекту, и здесь также ра­ботали представители ЦКБ-16 (конструкторы В.Н.Нестеров, И.И.Пет­ренко, Л.И.Маслова, Г.А.Рагинкин, В.П.Стручева, Н.И.Чикина) Но обста­новка с работами по теме «Волна» здесь складывались хуже. Владиво­стокскому судостроительному заво­ду №202 - ныне «Дальзавод» предстояло пе­реоборудовать только одну подводную лодку - Б-62 пр.611, выде­ленную ТОФ и строившуюся до это­го на «Судомехе». Ее переоборудо­вание было начато сразу же после постановки в завод. Однако возник­ли непредвиденные трудности с из­готовлением ракетных шахт и стака­нов для их монтажа в прочном корпусе: завод не мог их изготовлять самостоятельно. Пришлось привлечь другой ССЗ - № 199 (Амурский судостроительный завод им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре), что в итоге отодвинуло ра­боты над кораблем, а значит и срок его сдачи на целый год.

Установка ракетных шахт на се­рийных подводных лодках пр.АВ611 выполнялась так же, как и на Б-67 пр.В611, то есть за счет снятия одной группы аккумуля­торов, что тоже снижало дальность плавания подводных лодок под водой, ухудшало условия обитаемости личного соста­ва и сокращало автономность пре­бывания в море. И основной ракет­ный боезапас серийной лодки не превышал свой аналог на Б-67, оста­ваясь двухракетным. Флоту требо­вались специально спроектирован­ные подводные ракетоносцы, обла­давшие более высокой боевой эф­фективностью.

Подготовка к пуску на Б-67 - открывается крышка второй шахты
Подготовка к пуску на Б-67 - открывается крышка второй шахты

Результаты двухлетней работы позволяли переходить к выполне­нию последнего этапа «Волны» - созданию технического проекта океанской подводной лодки с ракетным вооруже­нием (пр.629), тактико-техническое задание на которую было выдано флотом еще в мае 1954 года (узнать подробности данного процесса можно прочитав статьи на нашем канале) . А за созда­ние баллистических ракет морского базирования и подводных лодок вооруженных ими, по итогам 1958 года группе проектантов, и в том числе главному конструктору Н.Н Исанину, была присуждена высшая премия страны – Ленинская. Кстати, наши "партнеры" за рубежом пристально следили за успехами советских ракетчиков и подводников.

Как отметили Т.Кохран, У.Аркин, Р.Нирис, Дж.Сэндс в своей книге "Ядерное вооружение СССР": "...Первой баллистической ракетой, разработанной как БРПЛ, была SS-N-4. В 1958 году ракеты SS-N-4, запускаемые с поверхности (дальность - 300-500 морских миль, боеголовка мощностью в 2-3,5 Мт) были готовы к развертыванию на шести модифицированных дизельных подводных лодках класса Zulu V (по две ракеты на подлодке).

Но эпопея «первых подводных ракетоносцев» на этом не конча­лась. Еще в самом начале работы по теме «Волна», когда обсуждался воп­рос о способе старта ракеты, были сторонники ее пуска непосред­ственно из вертикальной прочной шахты, без предварительного подъе­ма на уровень верхнего шахтного среза. Но из-за отсутствия информа­ции о характере проистекания про­цессов при старте ракеты в тесной трубе, боязни возможных аварий­ных ситуаций в результате воздей­ствия газопламенной струи ракетно­го двигателя на пусковую установ­ку, а также возможного заклинива­ния ракеты в шахте было решено принять более технически безопас­ную схему старта с открытой пло­щадки, как и у ракет, использовав­шихся на суше. Немаловажное зна­чение при этом имел и тот факт, что ракета обладала очень незначитель­ной начальной стартовой скорос­тью и пуск ее при волнении мог при­вести к соударению ракеты с шах­той, а значит к аварии. Однако очень весомые тактические преимуще­ства подводного старта заставляли моряков требовать от промышлен­ности создания ракет, способных стартовать из-под воды.

Подводная лодка проекта АВ611
Подводная лодка проекта АВ611

По предложению руководства ВМФ, оценившего возможность вооружения подводных лодок баллистическим ракетным оружием, было принято постановление №173-105 о проведении экспери­ментальных работ с целью опреде­ления возможности создания балли­стических ракет, способных старто­вать из-под воды, и при успешном за­вершении работ - создании баллистических ракет с подводным стартом и собственными тактико-техническими характерис­тиками «не хуже, чем у ракет типа Р-11ФМ». Этим постановлением был утвержден план основных НИОКР и его исполнители: НИИ-88 Минобщемаша (MOM СССР) в ко­операции с СКБ-626 Минрадиопрома (МРП СССР), НИИ-49 Минсудпрома (МСП СССР), НИИ-1 Мини­стерства общего приборостроения (МОП СССР), а также с ЦКБ-34 и 16 и заводом «Большевик». Руково­дителем работ по созданию нового ракетного комплекса был назначен главный конструктор КБ-10 (от НИИ-88) Е.В.Чарнко.

-7

Работы по этой теме планирова­лись также в три этапа, но их содер­жание было несколько отлично от содержания работ по теме «Волна». Первый этап предусматривал «бросковые» испытания макетов ракеты со специального погружаю­щегося стенда. Второй - пуски ма­кетов ракет с движущейся в подвод­ном положении специально пере­оборудованной подводной лодки пр.613. Третий - прицельные пуски ракет с движу­щейся подводной лодки.

В обеспечение выполнения работ первого и второго этапов специали­сты ЦКБ-16 в 1956 году совместно с представителями ВМФ участвовали в разработке схемы полигона, созда­нии чертежа первого погружающе­гося стенда, а также в доработке техпроекта подводной лодки пр.613. В конце декаб­ря 1956 года со стенда, построенного на «Черноморском судостроительном заводе» в г. Николаеве (главный строитель В.П.Кожущенко), был произведен первый пуск макета баллистической ракеты С4.1 Такие макеты имели габариты и форму ра­кеты типа Р-11ФМ и оснащались твердотопливными стартовыми дви­гателями. В 1956 году эксперименталь­ные пуски продолжились, но уже с использованием макетов С4.5, кото­рые теперь дооборудовались жид­костными стартовыми двигателями. Параллельно с этими работами Черноморский ССЗ в соответствии с новым проектом - пр.В613 - пере­оборудовал среднюю торпедную подводную лодку С-229 пр.613.

Подводная лодка С-229 проекта 613 после переоборудования
Подводная лодка С-229 проекта 613 после переоборудования

1 июля 1957 года этот корабль был предъявлен комиссии Главного штаба ВМФ, которую возглавлял ка­питан 1 ранга Г.Ф.Макаренков. Его заместителем и техническим руково­дителем являлся Е.В.Чарнко.

Первые пуски макетов ракет С4.1 с С-229 были выполнены в 1957 году, а макетов С4.5 - в следующем, 1958 году, по их готовности. Испытания первых двух этапов подтвердили возможность создания ракет с подводным стар­том и дали обширный материал для последующих работ. Положитель­ные результаты испытаний 1957 года послужили основанием для приня­тия 23 января 1958 года ВПК решения о переоборудовании одной шахты на Б-67 - лодки пр.В611 - для экспе­риментальных подводных пусков из нее опытных ракет. В том же году ЦКБ-16 под руководством Н.Н.Исанина разработало технический пр.ПВ611 и рабочие чертежи, а за­вод сумел по ним переоборудовать лодку и в сентябре 1958 года предъя­вить ее комиссии, назначенной Глав­комом ВМФ для испытаний опыт­ных баллистических ракет, изготов­ленных на базе ракет Р-11ФМ, но уже с подводным стартом - С4.7.

Подводная лодка проекта ПВ611 с ракетой для подводного старта
Подводная лодка проекта ПВ611 с ракетой для подводного старта

Однако первая такая ракета была готова к пуску лишь в августе 1959 года, а ее испытания, проходившие на СФ, закончились неудачно. Она не смогла стартовать из-под воды и взлетела «самопроизвольно» из от­крытой шахты во время нахождения лодки в надводном положении. Про­летев по случайной траектории око­ло 15 км, ракета рухнула на побере­жье Кольского полуострова. Комис­сия выявила причину неудачи - от­казала бортовая система управле­ния (сброс питания). Испытания прервали на год, так как ракета нуждалась в доработке, и продолжили позже. Второй пуск тоже оказался неудачным, и только с третьего раза - ракета успешно вышла из шахты (лодка в подводном положении, глубина 30 м, скорость хода - 3,2 узла) и пролетела 125 км до цели. Впервые ус­пешный старт из-под воды опытной баллистической ракеты (С4.7) в СССР состоялся 10 сентября 1960 года.

Варианты модернизаций дизельных ракетоносцев на базе проекта 611
Варианты модернизаций дизельных ракетоносцев на базе проекта 611

Бурное развитие советского под­водного кораблестроения, отмечав­шееся в 1960-1970 годах, требовало вы­полнения массы натурных экспери­ментов, необходимых для отработки вновь создаваемых образцов радио­электронного вооружения перед их установкой на серийные корабли. В этих целях ВМФ предложил про­мышленности использовать уже вы­полнившие свои задачи и устарев­шие морально и технически подвод­ные ракетоносцы.

В 1964 году после очередного учебно­го похода Б-67 была поставлена в мурманский СРЗ-35 ВМФ, где ее в соответствии с решением ВПК от 30 октября 1963 года за №252 переобору­довали в корабль пр.611РА, разра­ботанный коллективом ЦПБ «Вол­на». Для этого лодку поставили в плавдок ПД-35, отрезали носовую оконечность, демонтировали тор­педные аппараты, а на их место ус­тановили опытную ГАС «Радиан-1» разработанную НИИ-3. Эта ГАС яв­лялась одним из трактов миноискания также нового ГАК «Рубин», со­здававшегося для АПЛ пр.661.

Подводная лодка Б-67 проекта 611РА в парадном строю на Северной Двине, июль 1966 года
Подводная лодка Б-67 проекта 611РА в парадном строю на Северной Двине, июль 1966 года

В соответствии с постановлением Правительства от 11 сентября 1964 года за №762-319 тогдашний горьковский ССЗ «Красное Сормово» на своей севастопольской базе в 1966-1969 годах по чертежам ЦКБ-16 пере­оборудовал Б-78 пр.АВ611 в лодку прАВ611С. На ней после демонта­жа ракетного комплекса в целях ис­пытаний установили радио-оптико-электронную астронавигационную систему «Символ». На месте носо­вой ракетной шахты, после устране­ния пусковой установки, смонтиро­вали ПМУ антенного поста системы, вместо кормовой шахты поставили приборы обеспечения испытаний - аппаратуру «Сатурн» и «Маяк». После окончания испытаний через некоторое время эта ПЛ вновь под­верглась переоборудованию.

Подводная лодка Б-78 проекта АВ611С в Севастополе, 1970-е годы
Подводная лодка Б-78 проекта АВ611С в Севастополе, 1970-е годы

В 1971-1974 годах Севастопольский морской завод имени С.Орджони­кидзе в соответствии с пр.АВ611Д установил на Б-78 и обеспечил про­ведение испытаний аппаратуры из­мерения и контроля ФПК «Днестр» и «Днепр».

Подводная лодка Б-78, переоборудованная по проекту АВ611Д в доке, середина 70-х годов
Подводная лодка Б-78, переоборудованная по проекту АВ611Д в доке, середина 70-х годов

Подводная лодка Б-89 в 1967-1969 годах переоборудова­лась «Дальзаводом» по пр.АВ611Е, разработанному ЦКБ-16 (Постановление Правитель­ства от 30 мая 1966 года), для испытаний и принятия на вооружение нового ГАК «Енисей». На ней после демон­тажа шахт ракетного оружия и носовых ТА на осво­бодившихся местах установили при­боры, а в носовой оконечности, ог­раждении прочной рубки, килевой части - антенны всех трактов ГАК «Енисей», ГАС миноискания «Луч», «абсолютного» лага «Мечта», эхоло­та «Тисса» и лага НЭЛ-4.

Подводная лодка Б-89 проекта АВ611Е в Амурском заливе на параде
Подводная лодка Б-89 проекта АВ611Е в Амурском заливе на параде

В 1968-1971 годах в соответствии с ре­шением ВПК КМОЛЗ в кооперации с северодвинским ГМП «Звездоч­ка» по проекту АВ611К переоборудовали Б-73 ( пр. АВ611), установив на ней для испытаний и последующего приня­тия на вооружение навигационную космическую систему «Штырь-М». В это же время «Дальзаводом» по пр.АВ611Ц была переоборудована Б-62, в ходе чего лодку оснастили в тех же целях аппаратурой косми­ческой связи «Цунами-Б».

Подводная лодка Б-73 проекта АВ611К
Подводная лодка Б-73 проекта АВ611К

Первые дизель-электрические подводные ракетоносцы - носители баллистических ракет, успешно решив все возлагавшиеся тогда на них задачи, вскоре уступи­ли свое место кораблям того же бо­евого назначения - сначала океан­ским дизель-электрическим подводным лодкам проекта 629 и 629А и атомным подводным лодкам пр.658, обладавшим большими, нежели они сами, боевыми и эксплуатаци­онными достоинствами, а затем и кораблям последующих проектов и поколений. Начало было положено!

Пуск натурного макета ракеты Р-21 с подводной лодки С-229
Пуск натурного макета ракеты Р-21 с подводной лодки С-229

.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс Ядерное вооружение СССР.
Справочное издание - Москва.:ИздАТ, 1992. -460 с. ; Стратегическое
ядерное вооружение России / Кол. авторов под ред. П. Л. Подвига. — М.:
ИздАТ, 1998. — 492 с; Кузин В.П., Никольский В.И.Военно-морской Флот
СССР 1945-1991.- СПб.: Историческое морское общество, 1996. - 614 с.;
Жарков В.И. Большие ракетные ДЭПЛ на основе проекта 611/Военно-технический альманах "Тайфун", специальный выпуск. - СПб.: Серия "На службе
Отечеству" - выпуск № 5.- С.40-49. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-
космические системы (История, Развитие, Перспективы). М., 1996 г. - 326
с.; Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.