Завершаем вспоминать работы по созданию первых советских подводных лодок с баллистическим ракетами, за ДЭПЛ проекта 629/629А перешли к предшественникам "Гольфа" - проекту В611 и его последователей.
Окончание, начало - ЗДЕСЬ и вторая часть ТУТ
Итак, в ноябре 1955 года дизель-электрическая подводная лодка
Б-67 пр.В611 была принята в состав ВМФ в качестве учебно-опытового
корабля с ракетным оружием, и с нее уже можно было стрелять ракетами Р-11ФМ.
Соответственно, успешным окончанием экспериментальной части темы «Волна» было доказано, что подводные лодки могут стать не только мощным средством борьбы на море, но способны поражать цели и на суше, причем на большом удалении от береговой черты, на расстояниях, недоступных для артиллерии даже таких крупных надводных кораблей, как линкоры и крейсера.
Руководство ВМФ и МСП приступило к вопросу «включения в состав ВМФ этой ПЛ в качестве экспериментального корабля, предназначенного для выполнения работ по дальнейшему совершенствованию ракетного оружия, накопления опыта его эксплуатации и подготовки личного состава будущих серийных подводных лодок».
В этих целях Главком ВМФ назначил специальную комиссию для государственной приемки экспериментальной Б-67, в задачи которой входила проверка работы всего оборудования и систем корабля на всех режимах его эксплуатации. Она началась 2 апреля 1956 года и проводилась в течение почти трех месяцев. Выводы комиссии подтвердили возможность положительного решения о вводе в состав ВМФ Б-67. Но вернемся к судьбе подводных лодок пр.АВ611, ставших серийным продолжением В611.
Еще не получив утвержденного решения о создании серии подводных лодок, шедших в развитие пр.В611, начальник и главный конструктор ЦКБ-16 организовали работу по корректировке техпроекта В611, стремясь на серийных кораблях пр.АВ611 учесть все замечания и доработки, сделанные на заводе в процессе переоборудования и испытаний Б-67. К концу 1955 года корректировка техпроекта была выполнена, и сразу же приступили к разработке рабочих чертежей на лодки проекта АВ611. Необходимость создания серии первых подводных ракетоносцев, отмеченная в совместном решении ВМФ и оборонных отраслей промышленности, была подтверждена постановлением правительства 25 августа 1956 года. К этому времени бюро уже заканчивало разработку эксплуатационной документации серийных лодок пр.АВ611!
Столь оперативная разработка всех необходимых документов позволила северодвинскому ССЗ №402 - г. Молотовск (Северодвинск) в течение следующего (1957 года) года достроить по пр.АВ611 четыре ПЛ (этим заказам, как принято в судостроении, были присвоены следующие заводские номера: 209, 210, 404 и 515): Б-73 - достройка по пр.АВ-611, заводской №404; Б-78 - достройка по пр.АВ-611, заводской №209; Б-79 - достройка по пр.АВ-611, заводской №210 ; Б-89 - достройка по пр.АВ-611, заводской №515. Причем три из них подошли к моменту подписания приемного акта практически одновременно! И этому во многом содействовала работа группы ведущих специалистов ЦКБ-16, активно участвовавших не только на этапах проектирования лодок пр.В611 и АВ611, но и в процессе их строительства (переоборудования), а также испытаний.
Для заметок: Специалисты ЦКБ-16, обеспечившие оперативность в проектировании и строительстве серийных ракетоносцев: В.И.Сафонов, Л.В.Чернопятов, Н.И.Плющев, Я.С.Кноблер, Н.П.Седунов, В.М.Ланговая, В.В.Зенкевич, САДементьев, ЯАТува, Г.М.Томашевич, А.Т.Костюков, О.Н.Надирадзе. Все они оказывали заводчанам самую квалифицированную помощь. Надо запомнить этих инженеров!
Один из заводских заказов этого северодвинского предприятия №404 (головной корабль пр.АВ611, тактический номер Б-73) в соответствии с установленными в послевоенном кораблестроении правилами испытывался погружением на предельную глубину. Этими ответственными испытаниями руководил сотрудник ЦКБ-16 старший инженер корпусного отдела Б.Е.Пукшанский.
А на Дальнем Востоке также были организованы работы по строительству (переоборудованию) подводной лодки по новому проекту, и здесь также работали представители ЦКБ-16 (конструкторы В.Н.Нестеров, И.И.Петренко, Л.И.Маслова, Г.А.Рагинкин, В.П.Стручева, Н.И.Чикина) Но обстановка с работами по теме «Волна» здесь складывались хуже. Владивостокскому судостроительному заводу №202 - ныне «Дальзавод» предстояло переоборудовать только одну подводную лодку - Б-62 пр.611, выделенную ТОФ и строившуюся до этого на «Судомехе». Ее переоборудование было начато сразу же после постановки в завод. Однако возникли непредвиденные трудности с изготовлением ракетных шахт и стаканов для их монтажа в прочном корпусе: завод не мог их изготовлять самостоятельно. Пришлось привлечь другой ССЗ - № 199 (Амурский судостроительный завод им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре), что в итоге отодвинуло работы над кораблем, а значит и срок его сдачи на целый год.
Установка ракетных шахт на серийных подводных лодках пр.АВ611 выполнялась так же, как и на Б-67 пр.В611, то есть за счет снятия одной группы аккумуляторов, что тоже снижало дальность плавания подводных лодок под водой, ухудшало условия обитаемости личного состава и сокращало автономность пребывания в море. И основной ракетный боезапас серийной лодки не превышал свой аналог на Б-67, оставаясь двухракетным. Флоту требовались специально спроектированные подводные ракетоносцы, обладавшие более высокой боевой эффективностью.
Результаты двухлетней работы позволяли переходить к выполнению последнего этапа «Волны» - созданию технического проекта океанской подводной лодки с ракетным вооружением (пр.629), тактико-техническое задание на которую было выдано флотом еще в мае 1954 года (узнать подробности данного процесса можно прочитав статьи на нашем канале) . А за создание баллистических ракет морского базирования и подводных лодок вооруженных ими, по итогам 1958 года группе проектантов, и в том числе главному конструктору Н.Н Исанину, была присуждена высшая премия страны – Ленинская. Кстати, наши "партнеры" за рубежом пристально следили за успехами советских ракетчиков и подводников.
Как отметили Т.Кохран, У.Аркин, Р.Нирис, Дж.Сэндс в своей книге "Ядерное вооружение СССР": "...Первой баллистической ракетой, разработанной как БРПЛ, была SS-N-4. В 1958 году ракеты SS-N-4, запускаемые с поверхности (дальность - 300-500 морских миль, боеголовка мощностью в 2-3,5 Мт) были готовы к развертыванию на шести модифицированных дизельных подводных лодках класса Zulu V (по две ракеты на подлодке).
Но эпопея «первых подводных ракетоносцев» на этом не кончалась. Еще в самом начале работы по теме «Волна», когда обсуждался вопрос о способе старта ракеты, были сторонники ее пуска непосредственно из вертикальной прочной шахты, без предварительного подъема на уровень верхнего шахтного среза. Но из-за отсутствия информации о характере проистекания процессов при старте ракеты в тесной трубе, боязни возможных аварийных ситуаций в результате воздействия газопламенной струи ракетного двигателя на пусковую установку, а также возможного заклинивания ракеты в шахте было решено принять более технически безопасную схему старта с открытой площадки, как и у ракет, использовавшихся на суше. Немаловажное значение при этом имел и тот факт, что ракета обладала очень незначительной начальной стартовой скоростью и пуск ее при волнении мог привести к соударению ракеты с шахтой, а значит к аварии. Однако очень весомые тактические преимущества подводного старта заставляли моряков требовать от промышленности создания ракет, способных стартовать из-под воды.
По предложению руководства ВМФ, оценившего возможность вооружения подводных лодок баллистическим ракетным оружием, было принято постановление №173-105 о проведении экспериментальных работ с целью определения возможности создания баллистических ракет, способных стартовать из-под воды, и при успешном завершении работ - создании баллистических ракет с подводным стартом и собственными тактико-техническими характеристиками «не хуже, чем у ракет типа Р-11ФМ». Этим постановлением был утвержден план основных НИОКР и его исполнители: НИИ-88 Минобщемаша (MOM СССР) в кооперации с СКБ-626 Минрадиопрома (МРП СССР), НИИ-49 Минсудпрома (МСП СССР), НИИ-1 Министерства общего приборостроения (МОП СССР), а также с ЦКБ-34 и 16 и заводом «Большевик». Руководителем работ по созданию нового ракетного комплекса был назначен главный конструктор КБ-10 (от НИИ-88) Е.В.Чарнко.
Работы по этой теме планировались также в три этапа, но их содержание было несколько отлично от содержания работ по теме «Волна». Первый этап предусматривал «бросковые» испытания макетов ракеты со специального погружающегося стенда. Второй - пуски макетов ракет с движущейся в подводном положении специально переоборудованной подводной лодки пр.613. Третий - прицельные пуски ракет с движущейся подводной лодки.
В обеспечение выполнения работ первого и второго этапов специалисты ЦКБ-16 в 1956 году совместно с представителями ВМФ участвовали в разработке схемы полигона, создании чертежа первого погружающегося стенда, а также в доработке техпроекта подводной лодки пр.613. В конце декабря 1956 года со стенда, построенного на «Черноморском судостроительном заводе» в г. Николаеве (главный строитель В.П.Кожущенко), был произведен первый пуск макета баллистической ракеты С4.1 Такие макеты имели габариты и форму ракеты типа Р-11ФМ и оснащались твердотопливными стартовыми двигателями. В 1956 году экспериментальные пуски продолжились, но уже с использованием макетов С4.5, которые теперь дооборудовались жидкостными стартовыми двигателями. Параллельно с этими работами Черноморский ССЗ в соответствии с новым проектом - пр.В613 - переоборудовал среднюю торпедную подводную лодку С-229 пр.613.
1 июля 1957 года этот корабль был предъявлен комиссии Главного штаба ВМФ, которую возглавлял капитан 1 ранга Г.Ф.Макаренков. Его заместителем и техническим руководителем являлся Е.В.Чарнко.
Первые пуски макетов ракет С4.1 с С-229 были выполнены в 1957 году, а макетов С4.5 - в следующем, 1958 году, по их готовности. Испытания первых двух этапов подтвердили возможность создания ракет с подводным стартом и дали обширный материал для последующих работ. Положительные результаты испытаний 1957 года послужили основанием для принятия 23 января 1958 года ВПК решения о переоборудовании одной шахты на Б-67 - лодки пр.В611 - для экспериментальных подводных пусков из нее опытных ракет. В том же году ЦКБ-16 под руководством Н.Н.Исанина разработало технический пр.ПВ611 и рабочие чертежи, а завод сумел по ним переоборудовать лодку и в сентябре 1958 года предъявить ее комиссии, назначенной Главкомом ВМФ для испытаний опытных баллистических ракет, изготовленных на базе ракет Р-11ФМ, но уже с подводным стартом - С4.7.
Однако первая такая ракета была готова к пуску лишь в августе 1959 года, а ее испытания, проходившие на СФ, закончились неудачно. Она не смогла стартовать из-под воды и взлетела «самопроизвольно» из открытой шахты во время нахождения лодки в надводном положении. Пролетев по случайной траектории около 15 км, ракета рухнула на побережье Кольского полуострова. Комиссия выявила причину неудачи - отказала бортовая система управления (сброс питания). Испытания прервали на год, так как ракета нуждалась в доработке, и продолжили позже. Второй пуск тоже оказался неудачным, и только с третьего раза - ракета успешно вышла из шахты (лодка в подводном положении, глубина 30 м, скорость хода - 3,2 узла) и пролетела 125 км до цели. Впервые успешный старт из-под воды опытной баллистической ракеты (С4.7) в СССР состоялся 10 сентября 1960 года.
Бурное развитие советского подводного кораблестроения, отмечавшееся в 1960-1970 годах, требовало выполнения массы натурных экспериментов, необходимых для отработки вновь создаваемых образцов радиоэлектронного вооружения перед их установкой на серийные корабли. В этих целях ВМФ предложил промышленности использовать уже выполнившие свои задачи и устаревшие морально и технически подводные ракетоносцы.
В 1964 году после очередного учебного похода Б-67 была поставлена в мурманский СРЗ-35 ВМФ, где ее в соответствии с решением ВПК от 30 октября 1963 года за №252 переоборудовали в корабль пр.611РА, разработанный коллективом ЦПБ «Волна». Для этого лодку поставили в плавдок ПД-35, отрезали носовую оконечность, демонтировали торпедные аппараты, а на их место установили опытную ГАС «Радиан-1» разработанную НИИ-3. Эта ГАС являлась одним из трактов миноискания также нового ГАК «Рубин», создававшегося для АПЛ пр.661.
В соответствии с постановлением Правительства от 11 сентября 1964 года за №762-319 тогдашний горьковский ССЗ «Красное Сормово» на своей севастопольской базе в 1966-1969 годах по чертежам ЦКБ-16 переоборудовал Б-78 пр.АВ611 в лодку прАВ611С. На ней после демонтажа ракетного комплекса в целях испытаний установили радио-оптико-электронную астронавигационную систему «Символ». На месте носовой ракетной шахты, после устранения пусковой установки, смонтировали ПМУ антенного поста системы, вместо кормовой шахты поставили приборы обеспечения испытаний - аппаратуру «Сатурн» и «Маяк». После окончания испытаний через некоторое время эта ПЛ вновь подверглась переоборудованию.
В 1971-1974 годах Севастопольский морской завод имени С.Орджоникидзе в соответствии с пр.АВ611Д установил на Б-78 и обеспечил проведение испытаний аппаратуры измерения и контроля ФПК «Днестр» и «Днепр».
Подводная лодка Б-89 в 1967-1969 годах переоборудовалась «Дальзаводом» по пр.АВ611Е, разработанному ЦКБ-16 (Постановление Правительства от 30 мая 1966 года), для испытаний и принятия на вооружение нового ГАК «Енисей». На ней после демонтажа шахт ракетного оружия и носовых ТА на освободившихся местах установили приборы, а в носовой оконечности, ограждении прочной рубки, килевой части - антенны всех трактов ГАК «Енисей», ГАС миноискания «Луч», «абсолютного» лага «Мечта», эхолота «Тисса» и лага НЭЛ-4.
В 1968-1971 годах в соответствии с решением ВПК КМОЛЗ в кооперации с северодвинским ГМП «Звездочка» по проекту АВ611К переоборудовали Б-73 ( пр. АВ611), установив на ней для испытаний и последующего принятия на вооружение навигационную космическую систему «Штырь-М». В это же время «Дальзаводом» по пр.АВ611Ц была переоборудована Б-62, в ходе чего лодку оснастили в тех же целях аппаратурой космической связи «Цунами-Б».
Первые дизель-электрические подводные ракетоносцы - носители баллистических ракет, успешно решив все возлагавшиеся тогда на них задачи, вскоре уступили свое место кораблям того же боевого назначения - сначала океанским дизель-электрическим подводным лодкам проекта 629 и 629А и атомным подводным лодкам пр.658, обладавшим большими, нежели они сами, боевыми и эксплуатационными достоинствами, а затем и кораблям последующих проектов и поколений. Начало было положено!
.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс Ядерное вооружение СССР.
Справочное издание - Москва.:ИздАТ, 1992. -460 с. ; Стратегическое
ядерное вооружение России / Кол. авторов под ред. П. Л. Подвига. — М.:
ИздАТ, 1998. — 492 с; Кузин В.П., Никольский В.И.Военно-морской Флот
СССР 1945-1991.- СПб.: Историческое морское общество, 1996. - 614 с.;
Жарков В.И. Большие ракетные ДЭПЛ на основе проекта 611/Военно-технический альманах "Тайфун", специальный выпуск. - СПб.: Серия "На службе
Отечеству" - выпуск № 5.- С.40-49. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-
космические системы (История, Развитие, Перспективы). М., 1996 г. - 326
с.; Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.