О выставке «Наш авангард» я уже рассказывала, но предлагаю вернуться и задержаться в зале портретов. Давайте посмотрим, как художники-экспериментаторы изображали себя, близких и собратьев по цеху, вспомним их истории, так непохожие одна на другую.
Наталья Гончарова
Авангардистка Наталья Гончарова (1881-1962) – не просто тёзка жены Александра Сергеевича Пушкина. Она приходилась первой красавице XIX века правнучатой племянницей и тоже была дворянкой.
Гончарова занималась скульптурой, увлекалась импрессионизмом, писала картины в манере примитивизма на крестьянские и религиозные сюжеты. Её персональные выставки имели успех в России и в Европе, но часто сопровождались скандалами. После выставки 1910 года, например, из-за провокационных картин проводилось даже судебное разбирательство. Правда, суд художницу оправдал.
После выставки 1913 года Сергей Дягилев предложил ей заняться созданием театральных декорации для Русских сезонов. Она приняла предложение и сотрудничала с импресарио, вплоть до его кончины. Поэтому и оказалась после событий 1917 года в вынужденной эмиграции вместе со спутником жизни, художником Михаилом Ларионовым. С Ларионовым она познакомились в 1901 году в Москве, а поженились они в 1955 в Париже, но все эти годы были вместе.
Михаил Ларионов
Михаил Ларионов (1881-1964) был бунтарем и в жизни, и в искусстве. Начинал как импрессионист, а в 1910 году оказался в числе основателей футуристического объединения «Бубновый валет». Он и придумал это провокационное название: в ту пору каторжников называли бубновыми тузами, а мошенников – валетами. Однако вскоре они с Гончаровой откололись от «валетов» и организовали выставку «Ослиный хвост». Что стоит за этим названием?
В 1910-м году в Париже на престижной выставке «Салон независимых» экспонировалась картина под названием «Заход солнца над Адриатикой». Она особо не выделялась на фоне оригинальных работ других авангардистов. Но в один прекрасный день в редакцию популярного издания явился писатель Ролан Доржеле и сообщил, что эту картину написал осёл по кличке Лоло.
Дело было так: несколько молодых людей устроили розыгрыш. Пригласили нотариуса, чтобы засвидетельствовать «эксперимент». Привязали к хвосту осла кисточку, обмакнув её в краску, и стали угощать Лоло морковкой. От радости он двигал хвостом, и на холсте, который положили под кисточку, появлялись волнистые полосы. СМИ растиражировали сенсацию, вот Ларионов и назвал выставку, а затем и целое объединение художников «Ослиный хвост».
Ларионов был приверженцем примитивизма, затем – абстракционизма. В Париже он продолжал писать картины и вместе с Гончаровой создавал костюмы и декорации для Русских сезонов Дягилева.
Владимир Машков
На первой выставке «Бубнового валета» секретарь этого объединения Владимир Машков (1881-1944) представил 20 своих работ. Среди них был «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского». Художник изобразил себя и сотоварища в трусах рядом с книгами, нотами и музыкальными инструментами. Критики сочли картину вызывающей. Не лучше они отзывались и о других работах авангардиста.
Родители Машкова – простые крестьяне – в своих мечтах видели сыны торговцем, а он, преодолев массу трудностей, стал учиться живописи. Подражал Сезанну, увлекался фовизмом (одно из авангардных течений), интересовался народным творчеством. Затем вошёл в объединение «Мир искусства».
После революции, которую принял восторженно, Машков стал оформлять парады и рисовать агитационные плакаты. Как член коллегии ИЗО Наркомпроса разрабатывал программы для советских художественных школ и училищ. Перешёл к реализму, писал натюрморты, портреты медиков, военных, передовиков производства.
Пётр Кончаловский
Пётр Кончаловский (1876-1956) учился живописи в Париже, затем в Академии художеств в Петербурге. Мучительно искал собственный путь в искусстве, пробуя себя в разных стилях. Был постимпрессионистом, футуристом, членом «Бубнового валета», «Мира искусства» и некоторых других объединений.
Женился он на дочери знаменитого Сурикова – Ольге. (На картине «Семейный портрет на фоне китайского панно» Кончаловский изобразил жену и детей). Василий Суриков вначале был категорически против этого брака, считал, что дочери нужен муж с более серьёзной профессией. Но потом всё же смирился и, будучи реалистом, согласился даже стать почётным членом авангардного «Бубнового валета».
После революции Кончаловский остался в России. В творчестве перешёл к реализму. Получил Сталинскую премию и звание народного художника СССР.
Аристарх Лентулов
Сын священника Аристарх Лентулов (1882-1943) в духовном училище учился плохо. Стараниями матери его перевели в Пензинское художественное училище, но вскоре выгнали из-за конфликта с преподавателем. А потом выгнали и из Киевского художественного училища.
Вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге он провалил. Писал портрет девушки, а тени на портрете сделал зелёными. Преподаватели креатив не оценили. Занятия живописью Лентулов, однако, не оставил. Познакомился с художниками-авангардистами, стал участвовать в выставках. Постоянно экспериментировал с композицией, цветом, формами предметов, да так смело, что искусствовед Абрам Эфрос называл его абракадабристом.
С годами художник все больше склонялся к реализму и даже сам критиковал своё раннее творчество. В последний период в реалистичной манере рисовал рабочих и колхозников, а также улицы и здания Москвы.
Давид Бурлюк
«Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая…», – так Владимир Маяковский описал художника Давида Бурлюка (1882-1967), с которым познакомился в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. Как и Маяковский, Бутлюк не только рисовал, но и писал стихи.
Не поступив в Академию художеств в Петербурге, он поехал учиться живописи в Мюнхен, затем – в Париж. Вернувшись в Россию, с головой погрузился в творческую жизнь. Активно участвовал в художественных выставках авангардистов. Был в числе основателей литературной группы «Гилея», куда входили поэты-футуристы. Они ездили с гастролями по городам и весям, выпускали поэтические сборники. Самым известным стал сборник «Пощечина общественному вкусу», который включал в себя манифест футуристов с призывом сбросить классиков с парохода современности.
После революции Бурлюк с женой и детьми уехал во Владивосток, оттуда – в Японию, где в это время наблюдался большой интерес к авангарду. Бурлюк организовывал выставки и неплохо зарабатывал на этом. В 1922 году перебрался в Нью-Йорк, там работал журналистом в просоветских газетах, читал лекции про СССР, писал картины, участвовал в выставках, издавал книги со своими стихами и рисунками. А ещё основал журнал «Цвет и рифма», который можно сравнить с лайфстайл-блогом в Дзене. На протяжении 30 лет художник рассказывал на странице журнала о себе и своей семье. Давид Бурлюк благополучно дожил до 84 лет. Его прах родственники развеяли над Атлантическим океаном.
Натан Альтман
Натан Альтман (1890-1970) изучал скульптуру и живопись в художественном училище в Одессе. Затем уехал в Париж, где, благодаря общительности и обаянию, подружился со многими творческими людьми. Он пробовал себя в разных стилях, но так и не примкнул ни к одному из модных течений.
Поселившись в Петербурге, художник участвовал в авангардных выставках, иллюстрировал книги, писал портреты современников (самый известный – портрет А. Ахматовой), создавал декорации для театральных постановок. Он входил в круг художников «еврейского ренессанса» – движения, сторонники которого, используя язык авангардизма, обращались к еврейским мотивам и символам.
Альтман спокойно воспринял революцию, более того, создал один из первых скульптурных портретов Ленина. Известно, что вождь мирового пролетариата лишь несколько раз позировал художникам. Альтман в 1920 году был допущен в кремлевский кабинет, где с натуры делал карандашные зарисовки и лепил скульптуру из глины. На основе этой скульптуры был отлит бронзовый бюст Ильича (хранится в Историко-мемориальном музее «Смольный»).
В 1928 году Альтман, как автор декораций, поехал с одним из театров на гастроли в Европу и остался в Париже. В 1935-м вернулся в СССР, продолжал работать как театральный художник, занимался книжной графикой, но не так плодотворно, как прежде.
И в заключение ещё несколько портретов художников-авангардистов.
Все фото сделаны автором на выставке «Наш авангард».
Выставка продлится до 1 декабря 2025 года. О ней я рассказывала здесь: