Найти в Дзене
Петербург. Детали+

Портреты с выставки

О выставке «Наш авангард» я уже рассказывала, но предлагаю вернуться и задержаться в зале портретов. Давайте посмотрим, как художники-экспериментаторы изображали себя, близких и собратьев по цеху, вспомним их истории, так непохожие одна на другую. Авангардистка Наталья Гончарова (1881-1962) – не просто тёзка жены Александра Сергеевича Пушкина. Она приходилась первой красавице XIX века правнучатой племянницей и тоже была дворянкой. Гончарова занималась скульптурой, увлекалась импрессионизмом, писала картины в манере примитивизма на крестьянские и религиозные сюжеты. Её персональные выставки имели успех в России и в Европе, но часто сопровождались скандалами. После выставки 1910 года, например, из-за провокационных картин проводилось даже судебное разбирательство. Правда, суд художницу оправдал. После выставки 1913 года Сергей Дягилев предложил ей заняться созданием театральных декорации для Русских сезонов. Она приняла предложение и сотрудничала с импресарио, вплоть до его кончины. Поэт
Оглавление

О выставке «Наш авангард» я уже рассказывала, но предлагаю вернуться и задержаться в зале портретов. Давайте посмотрим, как художники-экспериментаторы изображали себя, близких и собратьев по цеху, вспомним их истории, так непохожие одна на другую.

Наталья Гончарова

Наталья Гончарова. Автопортрет с жёлтыми лилиями (1907-1908)
Наталья Гончарова. Автопортрет с жёлтыми лилиями (1907-1908)

Авангардистка Наталья Гончарова (1881-1962) – не просто тёзка жены Александра Сергеевича Пушкина. Она приходилась первой красавице XIX века правнучатой племянницей и тоже была дворянкой.

Гончарова занималась скульптурой, увлекалась импрессионизмом, писала картины в манере примитивизма на крестьянские и религиозные сюжеты. Её персональные выставки имели успех в России и в Европе, но часто сопровождались скандалами. После выставки 1910 года, например, из-за провокационных картин проводилось даже судебное разбирательство. Правда, суд художницу оправдал.

После выставки 1913 года Сергей Дягилев предложил ей заняться созданием театральных декорации для Русских сезонов. Она приняла предложение и сотрудничала с импресарио, вплоть до его кончины. Поэтому и оказалась после событий 1917 года в вынужденной эмиграции вместе со спутником жизни, художником Михаилом Ларионовым. С Ларионовым она познакомились в 1901 году в Москве, а поженились они в 1955 в Париже, но все эти годы были вместе.

Михаил Ларионов

Наталья Гончарова. Портрет Михаила Ларионова и его взводного (1911)
Наталья Гончарова. Портрет Михаила Ларионова и его взводного (1911)

Михаил Ларионов (1881-1964) был бунтарем и в жизни, и в искусстве. Начинал как импрессионист, а в 1910 году оказался в числе основателей футуристического объединения «Бубновый валет». Он и придумал это провокационное название: в ту пору каторжников называли бубновыми тузами, а мошенников – валетами. Однако вскоре они с Гончаровой откололись от «валетов» и организовали выставку «Ослиный хвост». Что стоит за этим названием?

В 1910-м году в Париже на престижной выставке «Салон независимых» экспонировалась картина под названием «Заход солнца над Адриатикой». Она особо не выделялась на фоне оригинальных работ других авангардистов. Но в один прекрасный день в редакцию популярного издания явился писатель Ролан Доржеле и сообщил, что эту картину написал осёл по кличке Лоло. 

Дело было так: несколько молодых людей устроили розыгрыш. Пригласили нотариуса, чтобы засвидетельствовать «эксперимент». Привязали к хвосту осла кисточку, обмакнув её в краску, и стали угощать Лоло морковкой. От радости он двигал хвостом, и на холсте, который положили под кисточку, появлялись волнистые полосы. СМИ растиражировали сенсацию, вот Ларионов и назвал выставку, а затем и целое объединение художников «Ослиный хвост».

Ларионов был приверженцем примитивизма, затем – абстракционизма. В Париже он продолжал писать картины и вместе с Гончаровой создавал костюмы и декорации для Русских сезонов Дягилева.

Владимир Машков

Владимир Машков. Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского (1910)
Владимир Машков. Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского (1910)

На первой выставке «Бубнового валета» секретарь этого объединения Владимир Машков (1881-1944) представил 20 своих работ. Среди них был «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского». Художник изобразил себя и сотоварища в трусах рядом с книгами, нотами и музыкальными инструментами. Критики сочли картину вызывающей. Не лучше они отзывались и о других работах авангардиста.

Родители Машкова – простые крестьяне – в своих мечтах видели сыны торговцем, а он, преодолев массу трудностей, стал учиться живописи. Подражал Сезанну, увлекался фовизмом (одно из авангардных течений), интересовался народным творчеством. Затем вошёл в объединение «Мир искусства».

После революции, которую принял восторженно, Машков стал оформлять парады и рисовать агитационные плакаты. Как член коллегии ИЗО Наркомпроса разрабатывал программы для советских художественных школ и училищ. Перешёл к реализму, писал натюрморты, портреты медиков, военных, передовиков производства.

Пётр Кончаловский 

Пётр Кончаловский. Семейный портрет на фоне китайского панно (1911)
Пётр Кончаловский. Семейный портрет на фоне китайского панно (1911)

Пётр Кончаловский (1876-1956) учился живописи в Париже, затем в Академии художеств в Петербурге. Мучительно искал собственный путь в искусстве, пробуя себя в разных стилях. Был постимпрессионистом, футуристом, членом «Бубнового валета», «Мира искусства» и некоторых других объединений. 

Женился он на дочери знаменитого Сурикова – Ольге. (На картине «Семейный портрет на фоне китайского панно» Кончаловский изобразил жену и детей). Василий Суриков вначале был категорически против этого брака, считал, что дочери нужен муж с более серьёзной профессией. Но потом всё же смирился и, будучи реалистом, согласился даже стать почётным членом авангардного «Бубнового валета».

После революции Кончаловский остался в России. В творчестве перешёл к реализму. Получил Сталинскую премию и звание народного художника СССР.

Аристарх Лентулов

Аристарх Лентулов. Автопортрет (1908-1909)
Аристарх Лентулов. Автопортрет (1908-1909)

Сын священника Аристарх Лентулов (1882-1943) в духовном училище учился плохо. Стараниями матери его перевели в Пензинское художественное училище, но вскоре выгнали из-за конфликта с преподавателем. А потом выгнали и из Киевского художественного училища.

Вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге он провалил. Писал портрет девушки, а тени на портрете сделал зелёными. Преподаватели креатив не оценили. Занятия живописью Лентулов, однако, не оставил. Познакомился с художниками-авангардистами, стал участвовать в выставках. Постоянно экспериментировал с композицией, цветом, формами предметов, да так смело, что искусствовед Абрам Эфрос называл его абракадабристом.

С годами художник все больше склонялся к реализму и даже сам критиковал своё раннее творчество. В последний период в реалистичной манере рисовал рабочих и колхозников, а также улицы и здания Москвы.

Давид Бурлюк

Николай Фешин. Портрет Давида Бурлюка (1924)
Николай Фешин. Портрет Давида Бурлюка (1924)

«Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая…», – так Владимир Маяковский описал художника Давида Бурлюка (1882-1967), с которым познакомился в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. Как и Маяковский, Бутлюк не только рисовал, но и писал стихи.

Не поступив в Академию художеств в Петербурге, он поехал учиться живописи в Мюнхен, затем – в Париж. Вернувшись в Россию, с головой погрузился в творческую жизнь. Активно участвовал в художественных выставках авангардистов. Был в числе основателей  литературной  группы «Гилея», куда входили поэты-футуристы. Они ездили с гастролями по городам и весям, выпускали поэтические сборники. Самым известным стал сборник «Пощечина общественному вкусу», который включал в себя манифест футуристов с призывом сбросить классиков с парохода современности.

После революции Бурлюк с женой и детьми уехал во Владивосток, оттуда – в Японию, где в это время наблюдался большой интерес к авангарду. Бурлюк организовывал выставки и неплохо зарабатывал на этом. В 1922 году перебрался в Нью-Йорк, там работал журналистом в просоветских газетах, читал лекции про СССР, писал картины, участвовал в выставках, издавал книги со своими стихами и рисунками. А ещё основал журнал «Цвет и рифма», который можно сравнить с лайфстайл-блогом в Дзене. На протяжении 30 лет художник рассказывал на странице журнала о себе и своей семье. Давид Бурлюк благополучно дожил до 84 лет. Его прах родственники развеяли над Атлантическим океаном.

Натан Альтман

Натан Альтман. Автопортрет (1911)
Натан Альтман. Автопортрет (1911)

Натан Альтман (1890-1970) изучал скульптуру и живопись в художественном училище в Одессе. Затем уехал в Париж, где, благодаря общительности и обаянию, подружился со многими творческими людьми. Он пробовал себя в разных стилях, но так и не примкнул ни к одному из модных течений.

Поселившись в Петербурге, художник участвовал в авангардных выставках, иллюстрировал книги, писал портреты современников (самый известный – портрет А. Ахматовой), создавал декорации для театральных постановок. Он входил в круг художников «еврейского ренессанса» – движения, сторонники которого, используя язык авангардизма, обращались к еврейским мотивам и символам.

Альтман спокойно воспринял революцию, более того, создал один из первых скульптурных портретов Ленина. Известно, что вождь мирового пролетариата лишь несколько раз позировал художникам. Альтман в 1920 году был допущен в кремлевский кабинет, где с натуры делал карандашные зарисовки и лепил скульптуру из глины. На основе этой скульптуры был отлит бронзовый бюст Ильича (хранится в Историко-мемориальном музее «Смольный»).

В 1928 году Альтман, как автор декораций, поехал с одним из театров на гастроли в Европу и остался в Париже. В 1935-м вернулся в СССР, продолжал работать как театральный художник, занимался книжной графикой, но не так плодотворно, как прежде.

И в заключение ещё несколько портретов художников-авангардистов.

Михаил Ларионов. Портрет А. В. Фонвизина (ок.1910)
Михаил Ларионов. Портрет А. В. Фонвизина (ок.1910)

Елена Гуро. Портрет М. В. Матюшина (1903)
Елена Гуро. Портрет М. В. Матюшина (1903)

Владимир Татлин. Матрос (Автопортрет) (1911)
Владимир Татлин. Матрос (Автопортрет) (1911)

Роберт Фальк. Автопортрет в жёлтом (1924)
Роберт Фальк. Автопортрет в жёлтом (1924)

Эдуард Спандиков. Автопортрет (1910-1911)
Эдуард Спандиков. Автопортрет (1910-1911)

Все фото сделаны автором на выставке «Наш авангард».

Выставка продлится до 1 декабря 2025 года. О ней я рассказывала здесь: