На днях в культурной жизни Санкт-Петербурга произошло важное событие. В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения». Последний раз так масштабно творчество художника было представлено в Москве в 1937 году.
Сейчас у петербуржцев и гостей города есть возможность увидеть порядка 120 произведений великого мастера из музеев Петербурга, Москвы, Красноярска и частных коллекций. Многие из картин знакомы нам с детства по репродукциям в школьных учебниках.
Третьяковская галерея предоставила около 40 работ, в том числе наиболее известные полотна. Это и исполненная трагизма картина «Меншиков в Березове», отражающая печальную судьбу фаворита Петра I. И «Боярыня Морозова», где изображена сцена из истории церковного раскола, в центре которой героиня с несгибаемой силой духа, готовая отдать жизнь, но не изменить своим убеждениям.
К этой картине Суриков сделал десятки эскизов и этюдов. Некоторые из них можно увидеть на выставке.
Впервые после сложной реставрации представлено последнее историческое произведение художника «Степан Разин». Донской казак и атаман Стенька Разин плывет в ладье по простору реки в окружении соратников. Персидский поход уже позади, и княжна уже брошена за борт «в набежавшую волну» (на некоторых эскизах художник изображал её рядом с Разиным). А впереди у атамана организация народного восстания, которое перерастет в крестьянскую войну, пытки и казнь. Удивительным образом автору удалось передать предчувствие тревоги.
Ещё одно монументальное полотно – «Покорение Сибири Ермаком». Его Николай II приобрёл для Русского музея за 40 тысяч рублей. На тот момент в России так дорого не приобреталась ещё ни одна картина.
Кстати, Суриков – потомок казаков, которые с Ермаком пришли в Сибирь. Он родился и вырос в Красноярске, где уклад жизни не менялся с XVII века, возможно, поэтому его исторические полотна столь убедительны.
Но он был не только мастером исторической живописи, но и мастером портрета. На выставке представлена целая галерею женских портретов, где автор любуется физической красотой и здоровьем своих героинь. На лицах девушек читается душевная гармония.
Мужские портреты художника – это, прежде всего, глубина внутреннего мира и сила характера. Пожалуй, один из самых выразительных – «Портрет доктора А. Д. Езерского». По мнению искусствоведа Николая Машковцева, здесь перед нами врач, который не хочет мириться со старостью.
Кстати, Суриков не писал портретов на заказ, поэтому его модели – это не люди высшего света или знаменитые современники, а родные и близкие, друзья и знакомые.
Девочка с куклой – старшая дочь Сурикова Ольга. Она стала женой художника рубежа XIX – XX веков Петра Кончаловского и бабушкой известного кинорежиссера Никиты Михалкова.
Никита Сергеевич, правнук великого художника, был на открытии экспозиции. Он предоставил Русскому музею на время проведения выставки генеалогическое древо рода Суриковых – Кончаловских – Михалковых. Его можно увидеть в одном из залов. Я заметила, что посетители с интересом изучают родственные связи и находят много известных фамилий.
СМИ уже успели окрестить выставку «блокбастером», признать событием года и вместе с тем найти множество изъянов. Объективности ради надо сказать, что выставочные залы корпуса Бенуа маловаты для масштабных полотен Сурикова. Всё же сложно воспринимать пяти-шестиметровые картины с расстояния вытянутой руки. Цветовое решение залов, мягко говоря, удивительное. Освещение тоже довольно своеобразное. Моя знакомая, вернувшись с выставки, иронично заметила, что, рассматривая картины, опасливо прижимала сумочку к себе: при таком освещении ощущение было, как в тёмном переулке.
А другая знакомая заявила: «Вам лишь бы к чему-нибудь придраться. Радуйтесь, что есть возможность увидеть шедевры гениального художника». И с этим трудно не согласиться.
Все фото сделаны автором на выставке «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения».
Выставка продлится до 13 мая.
Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2. Русский музей, Корпус Бенуа. Ст. метро «Невский проспект».