Иногда для чуда достаточно скрипнувшей двери и молодой практикантки с коробкой, полной бумажных самолётиков. За один урок она не перевернула школьную программу — она перевернула наше сознание.
Мы сидели в классе и ждали Ольгу Васильевну, нашу классную руководительницу и учительницу математики, женщиной он была строгой, но справедливой и на её уроках обычно царила такая тишина, что, казалось, было слышно, как ползёт муха по подоконнику. Я, как полагается, сидел смирно и читал в учебнике очередную задачу про трубы: «Первая труба наполняет бассейн за 6 часов...». И думал: да кто эти люди, которые только и знают, что включать и выключать трубы? У них что, другой работы нет?
Дверь открылась с привычным скрипом, и мы замерли в ожидании…
Но вместо Ольги Васильевны в класс впорхнула... девушка. Она была настолько молодая, что, казалось, это ученица десятого класса, которая перепутала дверь. В руках у неё была охапка разноцветного мела и картонная коробка, из которой доносился подозрительный шелест.
— Всем привет! — оглушительно звонко сказала она, и от этого «привет» мы все дружно дёрнулись. — Меня зовут Виктория Сергеевна, я практикантка! Ольга Васильевна сегодня отсутствует! Так что этот урок проведу я!
Мы переглянулись, потому что это было очень неожиданно, как если бы в школьном буфете, вдруг начали продавать мандарины.
Она с грохотом поставила коробку на учительский стол и начала вытаскивать оттуда свои сокровища: стопку бумажных самолётиков, целую пачку конфет «Мишка на Севере» и учебник по математике.
— Ну что, команда, — глаза её хитро сверкнули, будто она затевала не урок, а ограбление банка, — готова вам доказать, что математика — это не про скучные трубы, а про самую настоящую, полную приключений жизнь! Задача номер один! Сегодня мы будем вычислять, сколько конфет нужно, чтобы подкупить директора!
В классе повисла такая тишина, что было слышно, как у Андрюхи отвисла челюсть и со стуком ударилась о парту.
— Подкупить... директора? — прошептал он, нарушая тишину. — Я пять лет в этой школе учусь, а такой полезной математики нам ещё не преподавали!
— Так точно! — Виктория Сергеевна весело подбросила в воздух пачку конфет. — Итак, задача номер один, повторяю! Директор соглашается исправить ваши двойки в журнале на пятёрки, если каждый двоечник подарит ему 300 граммов этих конфет. В одной пачке — 50 граммов. Вопрос: сколько пачек нам нужно собрать директору, если нас, двоечников, двадцать человек, и у каждого по две двойки? Время пошло!
Мы набросились на задачу с таким энтузиазмом, с каким обычно набрасываемся на только что привезенные в буфет свежие пирожки. Заскрипели ручки, зашелестели тетради, класс ожил... Оказалось, чтобы узнать, сколько пачек, нужно общее количество граммов разделить на вес одной пачки! И это же самое простое деление, которое Ольга Васильевна вбивала в нас целых две недели, а мы не понимали, зачем оно нам в жизни! Теперь понимали! Ещё как понимали!
— У меня шесть пачек! — первым выкрикнул Андрюха.
— А у меня шестьсот! — завопил Женька Колдунов с задней парты. — Я, наверное, ещё двойки соседнего класса прибавил к нашим!
Виктория Сергеевна только рассмеялась.
— Отлично! Задача номер два! — Она ловко запустила бумажный самолётик, который, сделав петлю, приземлился прямиком на голову Андрюхе. — Наш самолёт-разведчик должен пролететь над учительской и узнать тему завтрашней контрольной. Дальность его полёта зависит от угла запуска. Кто сможет рассчитать, с какой силой и под каким углом нужно его запустить, чтобы он пролетел ровно пять метров и приземлился в тайном месте, а не врезался в стену, провалив с треском нашу операцию?
Мы бросились к учительскому столу, на котором лежали самолетики, как стая голодных ястребов. Мы строили гипотезы, запускали самолётики, измеряли расстояние шагами, локтями и даже учебниками.
— Так, у меня пять шагов! — крикнул Андрюха, чей самолёт клюнул носом об ножку стула. — Это примерно... четыре метра! Не долетел!
— А у меня семь с половиной учебников по математике! — доложила Маринка. — Почти шесть метров! Перелёт!
Виктория Сергеевна, смеясь, пыталась навести порядок в нашем исследовательском хаосе.
— Прекрасно! — сказала она. — А теперь давайте превратим ваши «учебники» и «шаги» в точные цифры. Известно, что один ваш шаг — это примерно 60 сантиметров, а учебник по математике — 25. Кто посчитает, сколько же это в метрах?
Мы снова заскрипели ручками, переводя наши странные единицы измерения в привычные метры. Оказалось, что мой бросок под углом в 45 градусов был самым удачным — ровно 5 метров 20 сантиметров!
— А теперь внимание! — Виктория Сергеевна подняла палец. — Формула! Дальность полёта тела, брошенного под углом к горизонту, зависит от начальной скорости и угла броска. Кто догадается, почему у Лены получилось лучше всех запустить самолётик?
Мы хором выдохнули:
— Потому что она запустила его под тем самым углом в 45 градусов!
— И плавно! — добавила Ленка. — Я не дёрнула, а как бы... толкнула его вперёд.
— Вот именно! — обрадовалась Виктория Сергеевна. — Вы только что на практике доказали, что в математике важен не только расчет, но и аккуратность!
Оказалось, математика — это не цифры в учебнике, а настоящая физика, инженерия и искусство шпионажа!
— А теперь внимание, самая жизненная задача! — объявила наша практикантка, и в её голосе зазвучали трагические нотки. — Проценты! В школьном буфете беспредел! Подорожали сосиски в тесте! Вчера они стоили 10 рублей, а сегодня — целых 13! На сколько процентов нас ограбили?
В классе поднялся возмущённый рёв, это была не абстрактная задача! Это была задача про наши кровные, вернее, карманные деньги! Мы считали, загибали пальцы, спорили до хрипоты. Оказалось, проценты — это страшная сила, которая ворует у нас целых три рубля!
Сорок минут пролетели как один миг. Звонок прозвенел так неожиданно, что мы все подпрыгнули, но никто не бросился к дверям. Все смотрели на Викторию Сергеевну с немым укором: «Как же так?»
— Ну что, — улыбнулась она, собирая свои сокровища, — убедила вас, что математика — это не скучно?
— Убедили! — проревел весь класс так громко, что, наверное, было слышно даже в кабинете у директора.
На следующий день в класс снова вошла Ольга Васильевна. Вид у неё был деловой, строгий и не предвещающий ничего весёлого.
— Здравствуйте, садитесь, — сказала она своим ровным и строгим голосом. — Открываем учебники, страница пятьдесят три, задача номер семь. Два экскаватора роют траншею...
Она не успела договорить, весь класс, как по команде, взметнул лес рук. Ольга Васильевна замерла с указкой, направленной на доску.
— Ольга Васильевна! — выпалил я, не в силах сдержать прорывавшуюся наружу любовь к математике. — А можно мы решим, на сколько процентов один экскаватор копает медленнее другого? Это же вопрос эффективности!
— А можно мы выясним, под каким углом ковш должен зачерпнуть землю, чтобы получить максимальный КПД и не сломаться? — подхватила Ленка, и в её глазах горел огонь первооткрывателя.
— А давайте посчитаем, сколько нужно заплатить экскаваторщикам, чтобы они выкопали нам под школой бассейн! — не отставал Андрюха.
Ольга Васильевна медленно опустила указку, сняла очки, тщательно их протёрла и снова надела, будто не веря своим глазам. Она посмотрела на наши оживлённые лица, на тетради, где уже чертили какие-то графики и диаграммы, на Андрюху, который пытался изобразить экскаватор из линеек и ластика.
— Вы... — она сделала паузу, подбирая слова. — Вы все сегодня... чрезвычайно активны. Что это на вас нашло? Задача-то рядовая, типовая...
Мы переглянулись и рассмеялись, наш маленький, сладкий, бумажно-самолётный секрет так и остался с нами.
А я тогда понял: наша строгая Ольга Васильевна — на самом деле добрый человек. И на следующем уроке мы это проверили, подсунув с Андрюхой ей наш проект «Математика в жизни школьника» с расчётами полёта рюкзака и скорости бега по коридору. Она посмотрела и строго сказала:
— Андрей, Максим — это не по программе! На экзамене такого не будет!
Но, поворачиваясь к доске, так, чтобы слышал только наш первый ряд, добавила:
— Но творческий подход... это ценно.
И я понял — она за нас рада, просто по-своему, без конфет и самолётиков. И я теперь знал, что внутри каждого строгого учителя живёт весёлая Виктория Сергеевна, которая шепчет: «А давайте посчитаем, сколько нужно конфет, чтобы мы не получили двойки?»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ скорее на мой канал, а то всё самое интересное пролетит, как тот мой воздушный шарик!
А ещё... Вы же можете ЛАЙКНУТЬ! Я один раз ткнул пальцем в экран от радости, а папа сказал: «Вот это да! Этот лайк каналу — как мотор ракете! Помог развитию!». Вот так-то!