Магнитофон-приставка «Вега МП-122С» начала выпускаться на Бердском производственном объединении «Вега» в 1987 году. Это устройство заняло особое место в ряду советской бытовой радиоэлектроники. Оно не было первым двухкассетником в стране, но его появление стало заметным событием для меломанов и любителей техники. В отличие от компактных переносных моделей, эта модель позиционировалась как стационарная приставка для домашнего использования, что предполагало более высокое качество звука и расширенную функциональность. В конце восьмидесятых такой аппарат говорил о серьезном подходе владельца к созданию домашней фонотеки.
Два ЛПМ
Главной конструктивной особенностью «Веги МП-122С» стало наличие двух независимых лентопротяжных механизмов (ЛПМ). Это инженерное решение открывало для пользователя несколько полезных режимов работы. Самым востребованным в быту стала ускоренная перезапись с кассеты на кассету. В условиях дефицита оригинальных альбомов и активного обмена музыкой эта функция экономит много часов. Она позволяла быстро создать копию фонограммы, пусть и с некоторой потерей качества по сравнению со стандартной скоростью.
Вторым ключевым режимом было последовательное воспроизведение. Магнитофон мог автоматически начать играть вторую кассету после окончания первой. Такая возможность была ценна для организации длительного звукового сопровождения — на домашних праздниках или во время работы. Не нужно было отвлекаться на замену кассеты, что создавало эффект непрерывного звукового потока. Эта функция, как и двойной ЛПМ в целом, демонстрировала стремление разработчиков угнаться за передовыми зарубежными аналогами.
Управление и звук
Управление многочисленными функциями аппарата было реализовано через квазисенсорную систему. Для пользователя это означало, что вместо привычного щелчка механической кнопки нужно было просто прикоснуться к чувствительным кнопкам. Такой интерфейс в конце 1980-х годов воспринимался как современный и технологичный, придавая устройству футуристичный вид и делая взаимодействие с ним более комфортным.
Существенную роль в улучшении качества звучания играла встроенная компандерная система шумопонижения (СШП). Она боролась с вечной проблемой аналоговой магнитной ленты — фоновым шипением. При записи система динамически поднимала уровень тихих высокочастотных сигналов, а при воспроизведении возвращала его в исходное состояние, одновременно подавляя шумы. Цифры из технической документации хорошо это иллюстрируют: без использования СШП уровень шумов составлял -56/-48 дБ, а при ее включении улучшался до -74/-68 дБ. Разница была хорошо слышна даже неподготовленному уху.
Контроль над сигналом осуществлялся с помощью светодиодного индикатора уровня записи и воспроизведения. Его задачей было не допустить искажений при слишком высоком уровне или усиления шумов при слишком низком. Электронный счетчик расхода ленты с точностью до метра помогал ориентироваться в записях на кассете.
Технические параметры
Качество воспроизведения и записи во многом определялось сендастовыми головками. Этот материал обеспечивал хорошее воспроизведение высоких частот и отличался повышенной долговечностью по сравнению с более простыми аналогами. Долгий срок службы головок был важным преимуществом для устройства, рассчитанного на активное использование.
Магнитофон работал на двух скоростях: стандартной 4,76 см/с и удвоенной 9,53 см/с. Вторая скорость всегда использовалась для достижения высшего качества записи, так как позволяла значительно расширить воспроизводимый частотный диапазон. Заявленный коэффициент детонации +/-0,13% был показателем очень стабильного и ровного движения ленты, что минимизировало дрожание звука.
Частотный диапазон напрямую зависел от типа применяемой кассеты и выбранной скорости. С лентой МЭК1 на обычной скорости он составлял 31,5 – 14000 Гц, а с улучшенной лентой МЭК2 расширялся до 31,5 – 18000 Гц. При работе на скорости 9,53 см/с аппарат достигал значения в 31,5 – 22000 Гц, что перекрывало весь диапазон, воспринимаемый человеческим слухом. Низкий коэффициент нелинейных искажений в 2,5% гарантировал, что звук не будет «хриплым» или «грязным» даже на высокой громкости.
Дополнительные функции
«Вега МП-122С» обладала набором сервисных режимов, которые сегодня назвали бы «пользовательскими фичами». Режим «Ускоренный поиск» помогал быстро найти нужную песню. Функция «Память» позволяла запомнить позицию на счетчике для последующего возврата к этому месту. «Обзор» проматывал ленту, кратко играя начало каждого фрагмента, что помогало понять, что записано на кассете. «Возврат» автоматически отправлял кассету в начало после ее прослушивания. Функция «Запись паузы» была незаменимым инструментом для того, чтобы делать чистые, без посторонних шумов, переходы между песнями при записи.
При габаритах 430х283х110 мм и массе 6 кг «Вега МП-122С» была солидным стационарным аппаратом. Устройство входило в комплекс «Вега-122С».
Она создавалась как центральный элемент домашней аудиосистемы, требующий подключения к внешнему усилителю и акустике. Ее выпуск пришелся на самый конец советской эпохи, когда страна стояла на пороге больших перемен. Через несколько лет рынок наполнится импортной техникой, и эра таких монументальных отечественных магнитофонов завершится.
Поставим лайк этому аппарату?