Найти в Дзене
Записки Айтишника

Вспомним легендарный магнитофон «Вега МП-122С»

Оглавление

Магнитофон-приставка «Вега МП-122С» начала выпускаться на Бердском производственном объединении «Вега» в 1987 году. Это устройство заняло особое место в ряду советской бытовой радиоэлектроники. Оно не было первым двухкассетником в стране, но его появление стало заметным событием для меломанов и любителей техники. В отличие от компактных переносных моделей, эта модель позиционировалась как стационарная приставка для домашнего использования, что предполагало более высокое качество звука и расширенную функциональность. В конце восьмидесятых такой аппарат говорил о серьезном подходе владельца к созданию домашней фонотеки.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Два ЛПМ

Главной конструктивной особенностью «Веги МП-122С» стало наличие двух независимых лентопротяжных механизмов (ЛПМ). Это инженерное решение открывало для пользователя несколько полезных режимов работы. Самым востребованным в быту стала ускоренная перезапись с кассеты на кассету. В условиях дефицита оригинальных альбомов и активного обмена музыкой эта функция экономит много часов. Она позволяла быстро создать копию фонограммы, пусть и с некоторой потерей качества по сравнению со стандартной скоростью.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Вторым ключевым режимом было последовательное воспроизведение. Магнитофон мог автоматически начать играть вторую кассету после окончания первой. Такая возможность была ценна для организации длительного звукового сопровождения — на домашних праздниках или во время работы. Не нужно было отвлекаться на замену кассеты, что создавало эффект непрерывного звукового потока. Эта функция, как и двойной ЛПМ в целом, демонстрировала стремление разработчиков угнаться за передовыми зарубежными аналогами.

Управление и звук

Управление многочисленными функциями аппарата было реализовано через квазисенсорную систему. Для пользователя это означало, что вместо привычного щелчка механической кнопки нужно было просто прикоснуться к чувствительным кнопкам. Такой интерфейс в конце 1980-х годов воспринимался как современный и технологичный, придавая устройству футуристичный вид и делая взаимодействие с ним более комфортным.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Существенную роль в улучшении качества звучания играла встроенная компандерная система шумопонижения (СШП). Она боролась с вечной проблемой аналоговой магнитной ленты — фоновым шипением. При записи система динамически поднимала уровень тихих высокочастотных сигналов, а при воспроизведении возвращала его в исходное состояние, одновременно подавляя шумы. Цифры из технической документации хорошо это иллюстрируют: без использования СШП уровень шумов составлял -56/-48 дБ, а при ее включении улучшался до -74/-68 дБ. Разница была хорошо слышна даже неподготовленному уху.

Контроль над сигналом осуществлялся с помощью светодиодного индикатора уровня записи и воспроизведения. Его задачей было не допустить искажений при слишком высоком уровне или усиления шумов при слишком низком. Электронный счетчик расхода ленты с точностью до метра помогал ориентироваться в записях на кассете.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Технические параметры

Качество воспроизведения и записи во многом определялось сендастовыми головками. Этот материал обеспечивал хорошее воспроизведение высоких частот и отличался повышенной долговечностью по сравнению с более простыми аналогами. Долгий срок службы головок был важным преимуществом для устройства, рассчитанного на активное использование.

Магнитофон работал на двух скоростях: стандартной 4,76 см/с и удвоенной 9,53 см/с. Вторая скорость всегда использовалась для достижения высшего качества записи, так как позволяла значительно расширить воспроизводимый частотный диапазон. Заявленный коэффициент детонации +/-0,13% был показателем очень стабильного и ровного движения ленты, что минимизировало дрожание звука.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Частотный диапазон напрямую зависел от типа применяемой кассеты и выбранной скорости. С лентой МЭК1 на обычной скорости он составлял 31,5 – 14000 Гц, а с улучшенной лентой МЭК2 расширялся до 31,5 – 18000 Гц. При работе на скорости 9,53 см/с аппарат достигал значения в 31,5 – 22000 Гц, что перекрывало весь диапазон, воспринимаемый человеческим слухом. Низкий коэффициент нелинейных искажений в 2,5% гарантировал, что звук не будет «хриплым» или «грязным» даже на высокой громкости.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Дополнительные функции

«Вега МП-122С» обладала набором сервисных режимов, которые сегодня назвали бы «пользовательскими фичами». Режим «Ускоренный поиск» помогал быстро найти нужную песню. Функция «Память» позволяла запомнить позицию на счетчике для последующего возврата к этому месту. «Обзор» проматывал ленту, кратко играя начало каждого фрагмента, что помогало понять, что записано на кассете. «Возврат» автоматически отправлял кассету в начало после ее прослушивания. Функция «Запись паузы» была незаменимым инструментом для того, чтобы делать чистые, без посторонних шумов, переходы между песнями при записи.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

При габаритах 430х283х110 мм и массе 6 кг «Вега МП-122С» была солидным стационарным аппаратом. Устройство входило в комплекс «Вега-122С».

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Она создавалась как центральный элемент домашней аудиосистемы, требующий подключения к внешнему усилителю и акустике. Ее выпуск пришелся на самый конец советской эпохи, когда страна стояла на пороге больших перемен. Через несколько лет рынок наполнится импортной техникой, и эра таких монументальных отечественных магнитофонов завершится.

Поставим лайк этому аппарату?