Закон «о локализации такси», наделавший столько шума, все ближе к вступлению в законную силу.
Напомним, уже с 1 марта 2026 года работать в такси смогут только автомобили российского производства.
При этом они дополнительно должны соответствовать одному из двух требований: либо иметь уровень баллов локализации, установленный Минпромторгом для госзакупок (сейчас это 3200 баллов), либо выпускаться в рамках специнвестконтракта (СПИК), заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Какие именно машины соответствуют данными условиям, на момент принятия закона (в июне) не говорилось. Минпромторг обещал сообщить «ближе к делу» и слово сдержал: теперь опубликован список из 22 моделей, доступных для работы в такси с весны будущего года. Хотя и с оговоркой: список – предварительный (см. в конце статьи).
Огласите весь список, пожалуйста
- Уже беглый просмотр вызывает вопросы. Один из которых – почему аналогичный список машин, доступных для закупок для чиновников, включает 16 брендов и 55 моделей, а для такси – всего 6 марок и 22 модели? – удивляется вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. – Тем более, что и из этого числа примерно половина закупаться не будет – они просто для такси нерентабельны.
Речь, как минимум, о трех моделях Voyah, сборку которых запустили на предприятии «Моторинвест» в Липецкой области в начали года. Сам бренд (китайский, разумеется) считается премиальным и специализируется на гибридах и электромобилях. Так, начальная стоимость кроссовера Voyah Free – 4,9 млн рублей, седана Passion – 7,4 млн рублей, а минивэна Dream – и вовсе 10 млн рублей! Под вопросом и закупки гибридов и «электричек» Evolute (российский бренд, под которым собирают машины китайского концерна Dongfeng), производящихся на том же заводе.
- «Эволюты» в такси, к сожалению, не прижились, - продолжает Антон Шапарин. – Нехватка зарядных станций, медленная зарядка с очередями серьезно усложняет эксплуатацию. В холодное время обогрев съедает 30-40% заряда батареи и, соответственно – время работы машины. А стоимость электромобилей заметно выше, чем привычных авто с ДВС, что для таксопарков болезненно.
Рентабельность минивэна Sollers P7 (локализованная под нашим брендом версия китайского JAC Refine RF8 по цене – от 5 млн рублей) тоже вызывает сомнения. Если таксопарки и будут их закупать, то только в ограниченном количестве.
- Зато мы имеем в списке «Нивы» и даже УАЗ «Хантер»! – разводит руками автоэксперт, член Общественного совета при МВД Игорь Моржаретто. – Понятно, что их включили автоматом – потому что соответствуют условиям. Но по какому тарифу будет ездить «уазик»? По тарифу «Бездор»? Естественно, никто их закупать в таксопарки не будет. Если только штучными экземплярами.
В итоге остаются только «Лады» и «Москвичи». В принципе, «Гранта», «Веста» и новая «Искра» вполне пригодны для езды в «экономе». Как и кроссовер «Москвич 3» (включая его электрическую версию, но с теми же оговорками, что для машин Evolute). А вот «Аура», «Москвич 6» и «Москвич 8» тянут уже на «Комфорт».
Кому не хватило баллов?
А где же Haval, который на собственном заводе в Тульской области делает по 130 тысяч машин в год и лидирует по продажам среди всех китайских брендов на нашем рынке? Где набравшие популярность Solaris, выпускаемые в Санкт-Петербурге из машинокомплектов, оставшихся после ухода Kia и Hyundai? Ведь и производство у машин – российское, и модели – как раз для работы в такси! Возможно, все упирается в нехватку баллов локализации. Те же «Солярисы» не дотягивают и до 3000 баллов (напомним – нужно минимум 3200), а, скажем, Haval Jolion (самая популярная у нас иномарка) – и вовсе до 2000! Да и СПИКи на их производство были подписаны сильно ранее 2022 года.
В любом случае, понятно – выбор у таксопарков будет неширокий. Правда, машины, попавшие в реестр такси до 1 марта, смогут продолжить работу и после вступления закона в силу. И, видимо, их будут «гонять до последнего». Но это «последнее» все равно придет быстро. Средний пробег автомобиля такси – 80-100 тысяч км в год. Больше 5 лет такой «каторги» ни одна машина не выдержит. По крайней мере – без серьезных вливаний в ремонт, которые сделают ее эксплуатацию бессмысленной.
Есть ли надежда на будущее?
Впрочем, все может быть не так страшно, как может показаться на первый взгляд.
- Напомним – список, все-таки, предварительный. Знаю, что идут переговоры и с Haval, и с Solaris, и даже с белорусским c Belgee (под этой маркой на заводе под Минском выпускают модели китайского Geely, - Ред.). Возможно, наши чиновники пойдут на какие-то уступки, корректировки. И чуть позже, зимой или ближе к весне, список моделей расширят. Тем более, Минпромторг уже снизил цели по уровню локализации в рамках заключенных СПИКов - с 7000 до 5500 баллов. Может, также снизит свои требования и по уровню баллов для автомобилей такси, - считает Игорь Моржаретто.
Хотя этого можно не делать - если, например, разрешить работать в такси на машинах, произведенных в рамках СПИКов, заключенных уже после 1 марта. Такая возможность предусмотрена – правда, в каждом случае потребуется отдельное решение правительства. А с 2033 года ограничения по СПИКам уберут вовсе – останутся только требования по количеству баллов локализации. Вопрос – в каком состоянии подойдет к этому времени российский рынок такси.
А что по факту сейчас?
Минпромторг России опубликовал список моделей, допущенных для закупок в такси ⬇️
По материарам: consultant.ru, kp.ru