«Ты сделал первый шаг через порог, идёшь к Святилищу и Сердцу Храма. Ты встал на путь, что к Истине ведёт. Он труден, крут, но верен. Без обмана». Эти слова литургии тайного братства отражают символику, что тянется в глубь веков, в самое сердце христианской веры католического толка.
В соответствии с этой символикой были выстроены самые знаменитые соборы Европы. В том числе один из древнейших – Нотр-Дам в городе Страсбурге.
Этого город с незапамятных времён был центром важных исторических событий. Само его название означает Крепость-у-дороги. А дорога – это просто способ перемещения из одного места в другое. Это ещё и Путь, которым следует человек в поисках смысла.
Собор Страсбургской Богоматери: Храм истины
В конце девятого века два христианских короля принесли в Страсбурге клятвы, публично назвав друг друга братьями. Они и правда были братьями по крови, но, что важнее – объявили себя братьями по духу.
Клятвы свои они быстро забыли. Королям это свойственно. Но Христианская Церковь, представители которой засвидетельствовали братскую клятву, не забыла. Земные владыки сбились с пути, но владыки духовные желали, чтобы люди помнили о правилах, что помогают им следовать по Пути истинному.
Поэтому настояли на том, чтобы в Страсбурге был возведён большой собор, напоминающий о том, что дух важнее мирских забот, а христиане – братья, взыскующие одной Истины.
Нотр-Дам де Страсбур: по образу и подобию
Средневековые соборы строились по единому образцу. Сам этот образец к тому времени был уже утрачен. Но осталось его описание, в подлинности которого никто не сомневался. Это библейский рассказ о Храме Царя Соломона.
Внешнее здание Храма возводили для древнего царя вездесущие финикийцы. Но главный смысл строения остался от них скрыт. В самом сердце горы, на которой возвели Храм, скрывалась Святая Святых – внутренне святилище, где хранился Ковчег Завета. В святилище не было окон, а вход туда был открыт лишь для посвящённых.
Европейские средневековые соборы возводили по тому же принципу: чтоб выстроить прочное здание, охраняющее священные места.
Поэтому поиск площадки для строительства был делом долгим и тайным.
Страсбургский собор: что скрыто в глубине
Тысячу лет назад первые строители получили от духовных наставников точное указание – где будет заложен фундамент будущего собора. Прежде чем приступить к работам, они дали клятву.
Audio. Vide. Tace.
Так это звучало по-латыни. И означало: Слушай. Смотри. Молчи.
В ходе земляных работ строителям открылся вход в пещеру. Пройдя по нему, они увидели подземное озеро. По озеру плыла лодка без гребца. Но посвящённые строители явственно услышали плеск вёсел. А присмотревшись, увидели, что лодка управляется незримой рукой. Гребец, невидимый для живых, вёл свой ковчег из земного мира в иной. И возвращался обратно.
Потрясённые строители поднялись на поверхность и укрыли место тайного хода. Над ним возвели дом, в котором поселились сами. А напротив стали возводить здание нового собора – как раз над подземным озером.
Работы продлились не одно столетие. Но в конце концов Страсбургский Нотр-Дам был возведён. Первые строители давно ушли с невидимым гребцом к неведомым далям. Но передали тайное знание своим ученикам. А те – своим. И все они были верны клятве.
Слушай. Смотри. Молчи.
Когда вознеслось к небу величественное здание, строители спустились в подвал своего жилища, завалили вход и замуровали стену. Чтоб случайный человек не открыл путь к Истине. А тот, что чист помыслами, отыщет его и сам.
Собор города Страсбург: наши дни
Те времена давно прошли, но до сих пор рассказывают, что сваи Страсбургского собора уходят глубоко под землю – туда, где тихие воды озера нарушает лишь плеск вёсел гребца, невидимого для глаз живых.
Он уводит из мира уставшие души и приводит новые. Об этом знают лишь аисты, которые издавна гнездятся на стенах собора и помогают приводить в мир чистые души.
Следует взлететь над Эльзасом на головокружительной высоте с одной из четырех башен в то время, как шпили содрогаются от ударов колокола, а потом уснуть вечером на том же колоколе, меланхоличном и патриархальном. Следует проделать все это, чтобы понять, что этот собор одновременно мир и символ мира, народ и человек. (Эдуард Шюре, «Великие легенды Франции»).
А ещё в мире доныне сохранились те, кто следует заветам средневековых строителей. Они так и зовут себя до сих пор: Вольные Каменщики. И знают, где скрыт вход в Сердце Храма. Но по сию пору следуют заветам древности: