Найти в Дзене
Зин Зивер

Нотр-Дам, да не тот: Собор Страсбургской Богоматери – не хуже, чем в Париже

Оглавление

Не только не хуже – древнее, выше, эклектичнее. Но широко известен именно Парижский Собор. Когда вам говорят: Нотр-Дам – вы невольно продолжаете: де ПарИ.

Позвольте же познакомить вас ещё с одним достойным представителем гильдии великих католических кафедральных соборов: Нотр-Дам-де СтрасбУр, Собор Страсбургской Богоматери.

Страсбургский собор: устремлённый в Небеса

Долгое время Страсбургский Нотр-Дам был не просто величайшим собором, но самым высоким каменным зданием в мире. Но во второй половине XIX века началось движение вверх – кто окажется ближе к небесам. Германия и Франция соревновались за право владеть самым высоким церковным сооружением.

  • 1874 год – в Гамбурге построили собор Святого Николая (147 метров).
  • 1876 год – Франция подарила Руанскому собору чугунную башню (151 метр)
  • 1880 – Германия увенчала Кёльнский собор (157)
  • 1884 – Ульмский (161).

А в 1889 году Париж с помощью Эйфеля окончательно возвысился над остальным миром – пока не настала пора небоскрёбов.

Страсбург, Нотр-Дам: пришла пора соборов кафедральных

Его начали строить невероятно давно: в 1015 году. Тогда в Европе господствовал романский стиль. Крепкие стены, способные выдержать любую осаду. Простые формы, из внешней отделки – лишь росписи. Страсбургский собор был задуман как романская базилика: здание вытянутой формы, разделённое на несколько частей-нефов, причём центральный неф выше других. Оконные проёмы в романских соборах были узкими и длинными, но заканчивались полукруглой аркой.

Внутри здание должно было производить то же впечатление незыблемой устойчивости и подавляющего величия. Разделённые на равные промежутки залы перекрывались арочными сводами или куполами.

-2

По первоначальному плану выстроили южный и восточный порталы собора в Страсбурге.

А потом архитектурная мода изменилась. Игнорировать её было нельзя – правила строительства определялись сверху. С самого Верху. Земные наместники решили, что храмы должны стремиться к Небесам.

Замки, соборы – всё послушно подчинилось вертикальному ритму, заострили своды арок, снаружи покрылись каменной резьбой, внутри – цветными витражами.

Витражи в Страсбурге выложили в XIII веке. Конечно, с тех пор они неоднократно реставрировались, но все авторские задумки, сюжеты, исполнение – те самые, средневековые. Готические.

-3

Собор из красного песчаника возводился не один век. Менялся мир, над которым довлела готика. Но и сама готика менялась, в строгом каноне под влиянием идей свободы и Реформации возникли отступления.

Собор Нотр-Дам в Страсбурге: для пылающих сердец

Под покровительством Богоматери собор уловил первые веяния новой архитектуры, украсил стены в расцвете готики, пережил «пламенеющие» архитектурные стили. А в середине XV века, когда архитектурные стили разных стран смешались в общем ключе, кёльнский мастер Иоганн Хюльц решил возвести на соборе башню.

Уже два века Страсбургский Нотр-Дам привлекал прихожан в свой южный придел – со всей Европы ехали люди, чтоб увидеть Колонну Ангелов.

Теперь это легенда. Но тогда люди верили, что Ангелы удерживают посланников дьявола. Стоит тёмной душе ступить на площадь перед собором – и зло превратится в ветер.

Поэтому на Кафедральной площади всегда дует ветер.

-4

Но к XV веку зла в мире накопилось слишком много. Ангелы внутри не справлялись. И мастер Иоганн возвёл ещё один столп – с северной стороны. И сделал его высоким, насколько возможно – чтобы отправлять заблудшие души прямо к Всевышнему. А уж он разберётся, что с ними делать.

Благодаря именно этой башне Страсбургский Нотр-Дам и стал самым высоким зданием в Европе. Храмом, который ближе всех к Небу.

Соборов во славу Богоматери в Европе достаточно. Но все стремятся увидеть Парижский.

-5

Парижские собор элегантен, Страсбургский – строг и полон тайн. Парижский гармонично уравновешен горизонтальными линиями, Страсбургский стремится ввысь, рвётся из пут земного притяжения в горний мир.

-6

Они оба – Великие Готические Дома Богоматери.

Почему же Парижский известнее?

За это надо сказать спасибо Виктору-нашему-Гюго, и всем, кого он создал: Фролло, Фебу, Эсмеральде и особенно Квазимодо.

Однако, несмотря на популярность Собора Парижской Богоматери, Страсбургский в течение веков был более почитаем.

В определённых кругах.

Некоторые говорят, что эти круги до сих пор существуют.

В разное время они называли себя рыцарскими орденами или ложами.

Но у них есть общее имя – Вольные Каменщики.