Не только не хуже – древнее, выше, эклектичнее. Но широко известен именно Парижский Собор. Когда вам говорят: Нотр-Дам – вы невольно продолжаете: де ПарИ.
Позвольте же познакомить вас ещё с одним достойным представителем гильдии великих католических кафедральных соборов: Нотр-Дам-де СтрасбУр, Собор Страсбургской Богоматери.
Страсбургский собор: устремлённый в Небеса
Долгое время Страсбургский Нотр-Дам был не просто величайшим собором, но самым высоким каменным зданием в мире. Но во второй половине XIX века началось движение вверх – кто окажется ближе к небесам. Германия и Франция соревновались за право владеть самым высоким церковным сооружением.
- 1874 год – в Гамбурге построили собор Святого Николая (147 метров).
- 1876 год – Франция подарила Руанскому собору чугунную башню (151 метр)
- 1880 – Германия увенчала Кёльнский собор (157)
- 1884 – Ульмский (161).
А в 1889 году Париж с помощью Эйфеля окончательно возвысился над остальным миром – пока не настала пора небоскрёбов.
Страсбург, Нотр-Дам: пришла пора соборов кафедральных
Его начали строить невероятно давно: в 1015 году. Тогда в Европе господствовал романский стиль. Крепкие стены, способные выдержать любую осаду. Простые формы, из внешней отделки – лишь росписи. Страсбургский собор был задуман как романская базилика: здание вытянутой формы, разделённое на несколько частей-нефов, причём центральный неф выше других. Оконные проёмы в романских соборах были узкими и длинными, но заканчивались полукруглой аркой.
Внутри здание должно было производить то же впечатление незыблемой устойчивости и подавляющего величия. Разделённые на равные промежутки залы перекрывались арочными сводами или куполами.
По первоначальному плану выстроили южный и восточный порталы собора в Страсбурге.
А потом архитектурная мода изменилась. Игнорировать её было нельзя – правила строительства определялись сверху. С самого Верху. Земные наместники решили, что храмы должны стремиться к Небесам.
Замки, соборы – всё послушно подчинилось вертикальному ритму, заострили своды арок, снаружи покрылись каменной резьбой, внутри – цветными витражами.
Витражи в Страсбурге выложили в XIII веке. Конечно, с тех пор они неоднократно реставрировались, но все авторские задумки, сюжеты, исполнение – те самые, средневековые. Готические.
Собор из красного песчаника возводился не один век. Менялся мир, над которым довлела готика. Но и сама готика менялась, в строгом каноне под влиянием идей свободы и Реформации возникли отступления.
Собор Нотр-Дам в Страсбурге: для пылающих сердец
Под покровительством Богоматери собор уловил первые веяния новой архитектуры, украсил стены в расцвете готики, пережил «пламенеющие» архитектурные стили. А в середине XV века, когда архитектурные стили разных стран смешались в общем ключе, кёльнский мастер Иоганн Хюльц решил возвести на соборе башню.
Уже два века Страсбургский Нотр-Дам привлекал прихожан в свой южный придел – со всей Европы ехали люди, чтоб увидеть Колонну Ангелов.
Теперь это легенда. Но тогда люди верили, что Ангелы удерживают посланников дьявола. Стоит тёмной душе ступить на площадь перед собором – и зло превратится в ветер.
Поэтому на Кафедральной площади всегда дует ветер.
Но к XV веку зла в мире накопилось слишком много. Ангелы внутри не справлялись. И мастер Иоганн возвёл ещё один столп – с северной стороны. И сделал его высоким, насколько возможно – чтобы отправлять заблудшие души прямо к Всевышнему. А уж он разберётся, что с ними делать.
Благодаря именно этой башне Страсбургский Нотр-Дам и стал самым высоким зданием в Европе. Храмом, который ближе всех к Небу.
Соборов во славу Богоматери в Европе достаточно. Но все стремятся увидеть Парижский.
Парижские собор элегантен, Страсбургский – строг и полон тайн. Парижский гармонично уравновешен горизонтальными линиями, Страсбургский стремится ввысь, рвётся из пут земного притяжения в горний мир.
Они оба – Великие Готические Дома Богоматери.
Почему же Парижский известнее?
За это надо сказать спасибо Виктору-нашему-Гюго, и всем, кого он создал: Фролло, Фебу, Эсмеральде и особенно Квазимодо.
Однако, несмотря на популярность Собора Парижской Богоматери, Страсбургский в течение веков был более почитаем.
В определённых кругах.
Некоторые говорят, что эти круги до сих пор существуют.
В разное время они называли себя рыцарскими орденами или ложами.
Но у них есть общее имя – Вольные Каменщики.