- Я буду во всём помогать моему брату, при условии, что он сделает то же самое для меня. Ради любви к Богу, ради христианского народа и нашего будущего спасения.
Такие слова сказали друг другу два брата, два правителя великих средневековых королевств, в середине девятого века. Это событие вошло в историю как Страсбургские клятвы.
По сей день мудрые люди утверждают: не говори о любви к родственнику, пока тебе не пришлось делить с ним наследство.
А юристы добавляют: пока ты ДВАЖДЫ не разделил с ним наследство.
Сыновья короля Людовика Благочестивого, внуки Карла Великого, правнуки Пипина Короткого, праправнуки Карла Мартелла, делили фамильное наследство не единожды.
Наследство Каролингов: империя Карла Великого
Франкский король Карл вошёл в историю под именем Великого. Его дед Мартелл был майордомом Франции. Но своими деяниями заслужил имя Спасителя Европы. Отец уже стал королём по прозванию Пипин Короткий. А сам Карл пошёл ещё дальше – стал императором.
Карл, герой рыцарских легенд, прозванный Великим, за свою жизнь (а прожил он, по разным источникам, от 66 до 78 лет), сумел взять под контроль огромные территории. Его владения охватывали почти всю Европу и недаром получили название Великой Империи Запада.
Как такое стало возможным? Подобно великим завоевателям античной древности, Карл со своим войском вторгался на чужие земли, разгоняя плохо организованные сообщества, большей частью племенные, и заявлял: Это теперь моё!
Захват такой территории, безусловно, доказывает, что Карл был талантливым полководцем и отличался доблестью. Но подчинить себе такие большие земли – только полдела. Гораздо труднее удержать власть.
Великая империя Запада: император один, королей много
Карл Великий считается французским королём, но при жизни он получил титул Императора Римской империи. Титулом наградил его Римский папа в 800 году, так что западный христианский мир этого не оспаривал.
Карл Великий успел многое, в том числе и в личной жизни. Но из полутора десятков его детей до взрослого возраста дожил один – Людовик. Он и получил в наследство империю. В те времена нельзя было просто вступить в наследство, нужно было подтвердить свои права серьёзными аргументами. Людовик такие аргументы нашёл и предъявил Римскому папе. Предъявил – и подарил. За это он получил прозвище Благочестивый.
Империя Карла держалась, но шаталась. На её территориях периодически возникали брожения. Людовик понял, что одному человеку с этим не справиться. И решил сделать из одной большой империи четыре маленьких – по числу своих законных сыновей.
Богатое наследство – очень удобный инструмент в воспитании детей. Сыновья Людовика от первого брака – Лотарь, Пипин и Людовик-младший – характером пошли в деда. Справиться с ними было трудновато. И Людовик-старший начал манипулировать. Как это обычно делают богатые люди со своими родственниками. Кто полюбит меня больше всех – тот получит лучший кусок.
Конечно, ничего хорошего из этого не вышло. Все только перессорились. А как ссорились средневековые короли? Шли друг на друга с войском. Дошло до того, что все они вместе выступили против родного папы.
Но в разгар этих бурных событий Людовик Благочествивый отправился к своим великим праотцам. А вскоре за ним последовал и второй сын – Пипин. Лотарь и Людовик-младший могли бы прийти к миру. Но никто из них не хотел уступать.
К этому времени подрос и самый младший брат, сын Людовика-папы от второго брака – Карл. До сих пор его в расчёт не брали.
Лотарь, как старший внук Карла Великого, справедливо (по его мнению) считал, что младшие братья должны признать его императором. И тихо управлять каким-нибудь земельным наделом.
Поднаторевший в политических интригах Людовик-младший так не считал. И подбил на бунт молодого Карла.
Империя Карла Великого: страна одна – народов много
Великая Империя Запада так и не стала единым государством, что бы ни утверждал Папа Римский. В западной её части люди говорили по-романски, в восточной – по-тевтонски. Правители и высшая знать говорили на божественной латыни, языке императоров. Но, чтоб управлять государством, должны были учить все наречия своих подданных.
Таким образом, все беспокойные потомки Карла Великого были полиглотами. Они могли договориться между собой. Но их подданным сделать это было сложнее. Латыни они не знали, чужих наречий не разумели. Поэтому охотнее вступали в сражения, чем в мирные договоры.
Примирить всех могли только короли и Церковь.
Страсбургский договор: тебе королевство – мне королевство
Людовик, которому уже минуло 37 лет, понимал, что большую империю ему не удержать. Но разумно решил, что полкоролевства лучше, чем треть. А потому предпочёл договориться не со старшим Лотарем, а с 19-летним Карлом. Очевидно, надеялся постепенно взять под контроль младшего брата.
Себе Людовик выделил восточные земли, в которых находился город Ахен – столица Карла Великого. А брату предложил западные окраины. Границу провели по территории Эльзаса. И решили громко объявить о новом миропорядке.
14 февраля 842 года в Страсбург с запада въехали франки под предводительством Карла, а с востока – тевтонцы Людовика. Встроились напротив друг друга. Короли вышли вперёд и каждый обратился к армии брата.
Людовик говорил по-романски, а Карл – по-тевтонски. И каждый сказал:
Из любви к Богу, ради христианского народа и нашего будущего спасения, отныне, насколько Бог дарует мне мудрость и силу, я буду во всем помогать этому моему брату, как должно помогать брату, по справедливости, при условии, что он сделает то же самое для меня, и я никогда по своей воле не вступлю со своим братом Лотарем в соглашение, которое могло бы навредить этому моему брату.
Воины выслушали королевские речи, а потом вышел вперёд священник, взял братьев за руки и провозгласил:
Сакрамента Аргентари! Страсбургские клятвы!
И все, кто был на площади, дружно выкрикнули:
САКРАМЕНТА АРГЕНТАРИ!
И Людовик стал Людовиком Немецким, королём Восточных тевтонов. Карл стал править западными франками и получил прозвище Лысый. Романский язык переродился в старофранцузский, тевтонский – в старонемецкий.
И с тех пор мирно жили два больших королевства…
Так бы и было, если бы не Лотарь. Старшенькому не понравилось, что его обошли с наследством. Он собрал войска и вклинился между младшими братьями. А начал с того, что занял Страсбург. Армия Лотаря буквально растоптала священные клятвы. Потом захватила весь Эльзас и угрожала на том не останавливаться. Для пятидесятилетнего старца (каким считали его братья и подданные) Лотарь оказался удивительно бодрым.
Так что Людовику и Карлу пришлось нарушить торжественные клятвы. Спустя год после Страсбургского договора они договорились с Лотарем и окончательно разделили империю великого деда. На три части.
Короли быстро забывают о своих обещаниях. Забыли они и Сакрамента Аргентари.