Найти в Дзене
Литрес

«Отпустить Клару»: единственная неразделённая любовь Ивана Пырьева, которую он пощадил

Оглавление

Иван Пырьев был человеком, которого боялись даже звёзды. Легендарный режиссёр «Свинарки и пастуха», «Кубанских казаков», глава «Мосфильма», обладал не только творческой свободой, но и личной. Говорили, что его гнев был опаснее официальных запретов, а личная симпатия могла означать или взлёт, или крах для недругов. Особенно для актрис. Многим из них карьера стоила отказа. Но Клара Лучко сумела сделать невозможное. Она не ответила на чувства Пырьева, но осталась в профессии, продолжила сниматься, не исчезла со студии и даже... сохранила его уважение. Это был случай, о котором на «Мосфильме» вспоминали как о почти мифическом: маэстро уступил. Он позволил женщине уйти — не со сцены, а от него.

Любовь, вспыхнувшая между дублями

-2

В 1949 году, на съёмках «Кубанских казаков», Клара играла главную героиню, а режиссёром выступал сам Пырьев. Его чувство к молодой актрисе вспыхнуло сразу. Он был настойчив, горяч, драматичен — вплоть до угроз и попыток давления. Но все усилия разбились о спокойную решимость Лучко. У неё уже был человек, с которым её связывало куда больше, чем хотелось бы постановщику.

Речь о Сергее Лукьянове — опытном актёре, который исполнил в картине роль Гордея Ворона. Между ним и Кларой возникло чувство — живое, сильное, непоколебимое. В то время Лукьянов был женат, но, встретив Клару, понял, что прошлое нужно оставить. Он развёлся и вскоре сделал предложение. «Я видела всё своими глазами, — вспоминала Инна Макарова. — Лукьянов зашёл в гримёрку, увидел Клару — и сказал: “Я пропал”». Эти слова стали началом большого романа, который перерос в брак, продлившийся 15 лет — несмотря на гнев и обиду самого Пырьева.

Когда молчание говорит больше, чем роли

-3

Смерть Лукьянова в 1965 году стала трагедией для Клары. Она перестала приезжать на съёмки, отказалась от ролей и буквально исчезла. Несколько лет никто не знал, где она и как живёт. Пресса хранила молчание, коллеги разводили руками. Лишь спустя четыре года актриса вновь появилась — не на экране, а в жизни. Её новым спутником стал журналист Дмитрий Мамлеев, с которым она прожила до конца своих дней. 36 лет рядом — без скандалов, без всплесков, как будто Клара решила жить вне кадра, но с любовью.

История, которой не должно было быть

-4

Эта история могла закончиться иначе. Клара бы исчезла из профессии, как исчезали другие, не угодившие Пырьеву. Она могла уступить — но не уступила. И именно в этом её уникальность. В эпоху, когда один человек мог решать чужие судьбы с лёгкостью дирижёрской палочки, она не дрогнула. Клара Лучко осталась самой собой. Женщиной, которая ценила чувства, но не позволила страху управлять своей жизнью. А Иван Пырьев — тот, кто не прощал — однажды промолчал. И этим молчанием признал её силу.

Больше о судьбах советских актёров вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-5