Советская киноиндустрия знала немало трагических судеб, но история Татьяны Гавриловой особенно горька. Её талантливую игру хвалили мэтры, её сравнивали с Чарли Чаплином, ей пророчили карьеру всесоюзной звезды. Но вместо этого она оказалась в тени, сломленная личными драмами и пагубной зависимостью, а зрители запомнили её только как жену Димы Семицветова из трагикомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Татьяна Анатольевна не была диссидентом, не бросала вызов властям и не громила систему – её подкосила сама жизнь. Она оступилась, и ей не дали второго шанса. Она оказалась той, кого вытеснили на обочину, оставив без поддержки. В конце пути от блистательной, подающей надежды актрисы осталась лишь тень прошлого, забытая, сломленная и одинокая.
«Чаплин в юбке»: путь к кинематографу
Татьяна Гаврилова с детства мечтала об актёрской карьере, но путь к ней оказался непростым. После школы она поступила в медучилище и работала медсестрой, пока не решилась кардинально изменить жизнь и подала документы во ВГИК. Училась она у легендарных Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, а её сокурсниками стали будущие звёзды: Жанна Болотова, Николай Губенко, Жанна Прохоренко.
Её считали комедийной актрисой с уникальной пластикой, называли «Чаплином в юбке». Дебют в картине Герасимова «Люди и звери» (1962) показал, что талант студентки Гавриловой выходит далеко за рамки комедии – она блестяще сыграла русскую эмигрантку, хозяйку имения в Аргентине. Но вместо прорыва в карьере её ждало падение.
Роковая любовь и первые удары судьбы
Существует две версии о том, что сломало карьеру Гавриловой. По одной, Герасимов испытывал к своей студентке симпатию, но, получив отказ, решил уничтожить её перспективы. По другой, актриса пережила тяжёлую личную драму: по воспоминаниям однокурсников, возлюбленный отказался от неё прямо перед свадьбой, не явившись в ЗАГС. Этот удар Татьяна переживала тяжело, и с того момента её стали замечать с бутылкой в руках.
Алкоголь разрушал её репутацию и становился преградой на пути к новым ролям. Гаврилова и без того обладала крутым норовом, а спиртное делало её невыносимой. Из-за него актриса могла сорвать съёмки. Несмотря на это, она продолжала сниматься. Она сыграла официантку Клаву в «Дайте жалобную книгу» (1964) и Инну, жену Димы Семицветова, в культовом фильме «Берегись автомобиля» (1966). Но это были не самые яркие роли, что-то действительно значимое и масштабное ей уже не доверяли.
Потерянные шансы и дорога вниз
Гаврилова работала в Театре-студии киноактёра, но к этому моменту за ней уже тянулась слава актрисы, способной подвести съёмочную группу и коллег из-за пьянства. Брак с художником Эдуардом Курочкиным не принёс ей стабильности: муж был погружён в работу, детей у них не было, а Гаврилова всё глубже уходила в алкогольное забвение.
В 1973 году она снялась в фильме Василия Шукшина «Калина красная», сыграв Люсьен. Но даже у Шукшина на съёмочной площадке её ловили с рюмкой. Это был последний шанс – после него режиссёры окончательно отвернулись от актрисы. В 1980-х она появлялась лишь в эпизодах: «Гардемарины, вперёд!», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные». Её лица зритель почти не заметил – карьера разрушилась окончательно.
Психиатрическая больница и забвение
В 1994 году Леонид Филатов пригласил Гаврилову в передачу «Чтобы помнили». Она должна была рассказать о судьбе своей коллеги и близкой подруги, Изольде Извицкой, ушедшей из жизни от пьянства в 38 лет. Тогда зрители ужаснулись: 55-летняя актриса выглядела как дряхлая старуха. Вскоре её имя исчезло даже из театральных афиш. Гаврилова оказалась в психиатрической больнице.
Хронический алкоголизм привёл Гаврилову к деградации, и её бывшие коллеги с ужасом узнавали, что она уже не отдаёт себе отчёт в реальности. Те, кто решался её навестить, говорили, что перед ними – беспомощный человек, не помнящий прошлого, фактически утративший рассудок. Осенью 2000 года Татьяна Гаврилова умерла. О её кончине стало известно лишь спустя несколько дней. Похоронили её рядом с отцом на кладбище в Долгопрудном.