Эраст Гарин умел смешить так, что зал сотрясался от смеха. Его персонажи были нелепыми, трогательными и всегда живыми. Он мог быть гротескным и человечным одновременно. Зрители знали его по ролям в «Золушке», «Джентльменах удачи», по голосу Ослика Иа. Ещё в молодости у Гарина появилась узнаваемая актёрская манера, «гаринский стиль»: особенная походка, резкие пластические переходы, подчеркнутая мимика, гротескные интонации. Но судьба не щадила этого любимца публики. Он потерял своего учителя Мейерхольда, зрение, сцену и самого себя. В 1977 году Гарин умер почти в забвении. Последние месяцы он провёл в молчании, отвернувшись к стене.
Артист из семьи лесничего
Будущий актёр родился в Рязани в 1902 году, в семье лесничего. Фамилия при рождении – Герасимов. Псевдоним Гарин он взял позднее, по девичьей фамилии матери. Она, по словам самого Эраста, передала ему «творческую выходку», – ту самую искру, из которой вырастает артист.
В юности Гарин был скромным, болезненно застенчивым подростком. После гимназии ушёл добровольцем в Красную армию, но на фронт не попал и оказался на сцене гарнизонного театра. Именно там впервые раскрылся его талант. Там он впервые рассмешил зал и понял, что сцена может быть не только профессией, но и судьбой. Когда театр прибыл в Москву, Гарина увидел и оценил Всеволод Мейерхольд.
Любимый ученик Мейерхольда
В начале 1920-х Гарин поступил в студию к Мейерхольду. Сначала учился, потом стал одним из ведущих актёров. Они сотрудничали более десяти лет, и за это время сформировался собственный стиль Гарина. Он был ярким, резким, пластичным, эксцентричным. В иронической постановке «Даёшь Европу!» он выходил на сцену сразу в семи ролях, мгновенно преображаясь. В «Ревизоре» сыграл Хлестакова, в котором под смехом чувствовалась зловещая пустота. В «Горе от ума» – своего Чацкого. Зрители шли «на Гарина» и хохотали до колик.
Вместе с женой Хесей Локшиной он снял экранизацию «Женитьбы» – смелую, театральную, по-настоящему авангардную. Но это было в 1937 году – в самое неподходящее время. Мейерхольд оказался в опале, фильм как «продукт мейерхольдовщины» с экрана сняли, прокатные копии уничтожили. А вскоре самого Мейерхольда арестовали. Накануне он ужинал у Гарина. Той ночью ушла целая эпоха не только для театра, но и лично для Эраста Павловича.
Уже тогда Гарин работал в Ленинграде, в Театре комедии, куда ушёл за год до этих событий. После разгрома Мейерхольда он продолжил играть и ставить спектакли без прежней свободы и риска. Эксперименты закончились. Его творчество стало более традиционным, дисциплинированным. В этот период он начал искать себя в кино и вскоре стал одним из самых узнаваемых актёров советской комедии.
Звезда комедии
В кино Эраст Гарин пришёл не сразу: первые крупные роли появились лишь в 1940-х. Но его заметили сразу: после «Золушки» 1947 года, где он сыграл добродушного, слегка чудаковатого Короля, стало ясно – этот актёр умеет быть смешным и в то же время странно трогательным. Потом были и другие яркие эпизоды: дед главной героини в «Девушке без адреса», старик-профессор в «Джентльменах удачи». Все эти герои обладали подчеркнутой мимикой, странными движениями и интонациями, словно пришли из какого-то иного, выдуманного мира. Но за внешней нелепостью всегда чувствовалась внутренняя трещина – отсвет одиночества, уязвимости, тишины.
В 1960–70-х Гарин много работал в озвучке. Его голосом говорил гусь Мартин в «Заколдованном мальчике», а ослик Иа в «Винни-Пухе» стал по-настоящему культовым. Фёдор Хитрук, режиссёр мультфильма, вспоминал: «Я не знал никого, кто подошёл бы на роль Иа лучше. Он был словно создан для неё – грустный, жалобный, отрешённый...».
Любовь и раскаяние
О личной жизни Гарина известно немного: он редко говорил о ней публично. Свою первую жену, актрису и режиссёра Хесю Локшину, он полюбил с первого взгляда: сделал предложение буквально через пару дней после знакомства. Они прожили вместе много лет, работали в театре и кино, поставили вместе «Женитьбу», делили сцены и гастроли.
Но однажды Гарин влюбился в другую женщину – сценаристку и детскую писательницу Любовь Рудневу. Ему было за 30, Рудневой – чуть больше 20. Он ушёл из семьи. Вскоре у них родилась дочь Ольга – единственный ребёнок Гарина. Это расставание тяжело далось Локшиной. Она много страдала, и раскаяние не давало ему покоя.
Спустя несколько лет Гарин вернулся. Хеся приняла его спокойно, без упрёков. Они снова стали жить вместе и больше не расставались. В последние годы она была рядом: ухаживала за ним, когда он терял зрение и возможность работать. Её молчаливая верность осталась с ним до конца. Родная дочь актёра так вспоминала отца:
«Эраст любил маму, любил очень сильно. Просто обожал. Но всё-таки они расстались. Конечно, и после разрыва общались. Я с отцом тоже встречалась. Человек очень совестливый, честный».
Роковая травма и конец карьеры
В 1966 году на съёмках фильма «Весёлые расплюевские дни» Эраст Гарин получил тяжёлую травму: в глаз попал крепко слепленный снежок. Повреждение оказалось необратимым – глаз пришлось удалить. Второй почти не видел. После этого его актёрская судьба резко изменилась. Играть на сцене он больше не мог, а режиссёры стали всё реже предлагать ему роли в кино. Он продолжал сниматься, но только в коротких эпизодах.
Остаток сил Гарин отдавал озвучке: работал на радио, участвовал в мультфильмах, озвучивал сказки. Но прежней полноты жизни уже не было. Всё, что раньше вдохновляло, стало недоступным. Он замкнулся, всё чаще оставался дома, всё меньше общался с коллегами и друзьями. В последние месяцы жизни Гарин почти не разговаривал. Он не мог читать – зрение не позволяло. Не мог работать: предложений больше не поступало. Не чувствовал себя нужным. А для актёра это – самая тяжёлая утрата.
В какой-то момент он просто лёг в кровать и отвернулся к стене. Он больше не хотел жить. Официальной причиной смерти назвали затяжную депрессию. Но те, кто знал его, понимали: Эраст Гарин умер от тоски.
Заинтересовала тема? Эти книги помогут углубиться:
- «Ему к лицу корона. Эраст Гарин», Александр Хорт
- «Эйзенштейн о Мейерхольде. 1919–1948», Владимир Забродин
- «История отечественного кино. XX век», Нея Зоркая
- «Не по плану. Кинематография при Сталине», Мария Белодубровская
Продолжайте чтение: