Найти в Дзене
Lace Wars

Последняя сделка империи: как Византия продала душу дьяволу и проиграла

Оглавление

Наследники руин и степные волки

Империи редко умирают тихо и с достоинством. Чаще всего их кончина — это долгий, мучительный и унизительный процесс. Византийская империя, второй Рим, тысячелетняя наследница Цезаря, к началу XV века представляла собой жалкое зрелище. Золотой орел был ощипан, а от былого величия остались лишь воспоминания и обветшалые стены Константинополя. Настоящий смертный приговор ей подписали еще в 1204 году, когда «благочестивые» рыцари Четвертого крестового похода вместо того, чтобы воевать с мусульманами, взяли и разграбили величайший христианский город мира. На 57 лет Византия просто исчезла с карты, превратившись в Латинскую империю — странное образование, жившее за счет кредитов венецианских банкиров. Венецианцы, эти ушлые торгаши, по сути, приватизировали целое государство, превратив его в свой заморский филиал. Рядом, на обломках старой державы, возникло несколько греческих государств-преемников, самым сильным из которых оказалась Никейская империя. И тут начинается большая геополитика, замешанная на деньгах. Никейцы, в пику венецианцам, вели дела с их злейшими конкурентами — генуэзскими банкирами. Так что борьба за возрождение Византии была еще и войной двух итальянских банковских кланов. В августе 1261 года никейский полководец Алексей Стратигопул, действуя от имени императора Михаила VIII Палеолога, почти без боя вернул Константинополь. Латинский император Болдуин II бежал так быстро, что забыл в своей спальне корону и скипетр. Византию вроде бы восстановили. Но это была уже не та империя. Это был призрак, тень прошлого, государство, зажатое со всех сторон врагами.

И главный враг рос не по дням, а по часам прямо у нее под боком. Пока греки и латиняне выясняли отношения, в степях Малой Азии набирала силу новая хищная порода. Тюркское племя кайы, кочевавшее где-то в Туркмении, под предводительством своего вождя Эртогрула решило двинуться на запад в поисках лучшей доли. Они добрались до владений турок-сельджуков, которые к тому времени создали в Анатолии мощный Конийский султанат. Сельджукский султан, посмотрев на этих крепких ребят, решил использовать их в своих целях. Он выделил им земли на самой границе с Византией и сказал: «Живите тут, только воюйте с этими греками». Кайы с радостью согласились. В 1243 году Конийский султанат был разгромлен монголами, и от него, как от разбитой тарелки, начали откалываться куски. Одним из таких осколков стал бейлик (округ), которым правил сын Эртогрула, Осман. Именно этот человек, Осман I, и стал основателем династии, которая войдет в историю под его именем — Османы. Всю свою жизнь он и его потомки посвятили одному занятию — откусывать куски от дряхлеющей Византийской империи. Они действовали методично и неумолимо, как термиты, подтачивающие старый дом. К началу XV века от некогда огромной империи остался лишь Константинополь с его пригородами да несколько островов. Турки-османы уже перебрались в Европу, захватив Балканы. Стало ясно, что финальный акт трагедии не за горами. Отчаявшиеся византийские императоры готовы были пойти на все, чтобы спасти то, что еще можно было спасти. И эту их готовность очень хорошо почувствовали в другом Риме — том, что в Италии.

Когда меж пап согласья нет

Пока Византия агонизировала, в католическом мире творился свой собственный цирк с конями. Папство, претендовавшее на духовное лидерство над всем христианским миром, переживало один из самых позорных периодов в своей истории — Великую Западную схизму. Все началось в 1378 году, когда после смерти одного папы кардиналы умудрились выбрать сразу двух. Один сел в Риме, другой — в Авиньоне. Оба тут же объявили друг друга антихристами и предали анафеме. Европа разделилась: одни страны поддерживали римского папу, другие — авиньонского. В какой-то момент, пытаясь решить проблему, созвали собор, который низложил обоих и выбрал третьего. Но те двое уходить отказались. В итоге на папском престоле оказалось сразу три «наместника святого Петра». Каждый из них считал себя единственно законным, выпускал свои буллы и собирал свои налоги. Чтобы собрать деньги на войну друг с другом, папы начали массово продавать индульгенции — грамоты об отпущении грехов. Торговля шла бойко. В этой атмосфере всеобщего бардака и цинизма в Чехии, которая тогда была частью Священной Римской империи, появился профессор Пражского университета Ян Гус. Он начал открыто критиковать нравы духовенства, осуждать продажу индульгенций и заявлять, что истинная церковь — это не папа и кардиналы, а община верующих.

Чтобы как-то прекратить этот позор, в 1414 году в немецком городе Констанце под патронажем императора Сигизмунда созвали Вселенский собор. Длился он четыре года, и первым делом иерархи решили разобраться с Гусом. Его заманили в Констанц, пообещав императорскую охранную грамоту, а по прибытии тут же арестовали и судили. 6 июля 1415 года его земной путь завершился на костре. Этот акт вероломства спровоцировал в Чехии пожар Гуситских войн, который полыхал почти двадцать лет. Разобравшись с «еретиком», собор взялся за пап. Всех троих низложили и в 1417 году выбрали одного нового, Мартина V. Великая схизма закончилась. Но отцы собора, войдя во вкус, провозгласили революционную идею: отныне высшей властью в церкви является Вселенский собор, и даже папа должен подчиняться его решениям. Мартин V, конечно, с этим не согласился. Он сделал вид, что все одобрил, а сам, вернувшись в Рим, потихоньку спустил это постановление на тормозах. Однако авторитет папства был подорван. Мартину V срочно нужна была громкая победа, которая бы показала всем, кто в доме хозяин. И тут очень кстати подвернулись византийцы со своими проблемами. Папа решил сыграть на их отчаянии. Он предложил императору и константинопольскому патриарху объединить церкви — православную и католическую. Разумеется, под его, папы, верховенством. Взамен он туманно намекал на организацию общеевропейского крестового похода против турок. Переговоры пошли полным ходом, но в 1431 году Мартина V разбил паралич, и он умер. Дело всей его жизни оказалось под угрозой.

Сделка впопыхах

Новым папой стал Евгений IV, человек жесткий и неуступчивый. Он так рьяно взялся за укрепление своей власти, что в кратчайший срок настроил против себя и кардиналов, и жителей Рима. Враждебные ему иерархи, собравшись на собор в Базеле, объявили его низложенным и выбрали своего собственного папу — Феликса V. Снова запахло расколом. Для Евгения IV завершение переговоров с греками стало делом чести и политического выживания. Успешное объединение церквей должно было заткнуть рты его оппонентам и поднять его престиж на недосягаемую высоту. Византийцы тоже торопились. Султан Мурад II, отец будущего завоевателя Константинополя Мехмеда, уже разгромил венецианцев, покорил Валахию и Сербию и один раз даже пытался взять Константинополь штурмом. Все понимали, что следующая попытка может стать последней. Император Иоанн VIII Палеолог и константинопольский патриарх Иосиф II были готовы на любые уступки, лишь бы получить обещанную военную помощь. Никто, конечно, не собирался спрашивать мнения простых верующих. Все решалось в узком кругу высшего духовенства и придворных дипломатов.

В этой большой игре своя роль была отведена и далекой Московии. Русская митрополия тогда входила в состав Константинопольского патриархата. Готовясь к унии, патриарх Иосиф II в 1437 году прислал в Москву нового митрополита — грека Исидора. Это был человек европейски образованный, блестящий дипломат и ярый сторонник объединения с Римом. Великий князь московский Василий II Темный, который просил назначить на этот пост русского епископа Иону, был, мягко говоря, разочарован. Но спорить с патриархом не посмел. Исидор пробыл в Москве всего несколько месяцев, собрал большую свиту, взял из казны солидную сумму и срочно отбыл в Италию на Вселенский собор. Собор открылся в 1438 году в Ферраре, но из-за эпидемии чумы вскоре переехал во Флоренцию. Состав участников был внушительным: папа Евгений IV, византийский император Иоанн VIII, константинопольский патриарх Иосиф II, полномочные представители трех других православных патриархов, митрополиты, епископы. Споры шли почти год. Главными камнями преткновения были догматические расхождения, накопившиеся за столетия разделения: католическое учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (филиокве), учение о чистилище и, самое главное, — вопрос о главенстве папы римского над всей христианской церковью. Греки отчаянно торговались, пытались отстоять свои позиции, но их поставили в безвыходное положение. Император прямо говорил своим епископам, что без унии не будет помощи, а без помощи не будет империи. В конце концов, под мощным давлением, почти все греческие иерархи сдались.

Московский акцепт и провал унии

6 июля 1439 года в кафедральном соборе Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре была торжественно провозглашена булла «Laetentur coeli» («Да возрадуются небеса»). В ней говорилось о воссоединении Западной и Восточной церквей. Все православные догматы приводились в соответствие с католическими, а папа римский признавался «наместником Христа, главой всей Церкви и отцом и учителем всех христиан». Со стороны греков буллу подписали император, представители патриархов и множество митрополитов, включая Исидора. Единственным, кто нашел в себе мужество отказаться, был митрополит Марк Эфесский, которого позже православная церковь причислит к лику святых. Старый константинопольский патриарх Иосиф II до этого унижения не дожил — он умер во Флоренции за несколько дней до подписания унии. Папа Евгений IV торжествовал. Это был его звездный час. Митрополит Исидор, ставший теперь кардиналом-пресвитером и папским легатом, в марте 1441 года вернулся в Москву. Он ехал как триумфатор, предвкушая, как обрадует великого князя и свою паству великой новостью о воссоединении христианского мира.

Реальность оказалась несколько иной. Во время первого же богослужения в Успенском соборе Кремля Исидор велел поминать наравне с патриархом и папу римского Евгения IV. После службы он зачитал народу текст Флорентийской унии. Великий князь Василий II, выслушав все это, пришел в ярость. Он публично обвинил Исидора в измене православию, назвал его «лжепастырем» и «волком в овечьей шкуре». Кардинала немедленно арестовали и заточили в Чудов монастырь. Позже, при молчаливом согласии властей, ему дали бежать. Он вернулся в Рим, где и прожил остаток дней. Этот эпизод имел для русской истории колоссальные последствия. Возмущенные предательством греков, русские епископы в 1448 году на соборе в Москве самостоятельно, без санкции Константинополя, избрали своего митрополита. Им стал тот самый епископ Иона, которого так хотел видеть на этом посту Василий II. Так Русская церковь стала автокефальной, то есть независимой. Именно тогда начала зарождаться знаменитая формула «Москва — третий Рим». Логика была проста: первый Рим пал из-за ереси, второй Рим (Константинополь) пал, заключив позорную унию с еретиками, остался только третий — Москва, и «четвертому не бывать». Сама же Флорентийская уния, которую с такой помпой заключили в Италии, оказалась мертворожденной. Когда византийская делегация вернулась домой, народ и большая часть духовенства встретили ее в штыки. Марк Эфесский стал народным героем, а те, кто подписал унию, — предателями. Император пытался силой насадить унию, но ничего не вышло. В Византии начались смута и раскол, которые еще больше ослабили и без того умирающее государство. Другие православные народы тоже не приняли главенство папы. Великая идея воссоединения христианства с треском провалилась.

Крестовый поход, которого не было, и падение Второго Рима

Папа Евгений IV, несмотря на провал унии в православном мире, все же попытался выполнить свое обещание и организовать крестовый поход. Правда, назвать это «общеевропейским» предприятием язык не поворачивается. Откликнулись только те, кому турки угрожали непосредственно, — Венгрия и Польша. Главной ударной силой похода стало рыцарство этих двух стран, а возглавил его молодой и амбициозный король польский и венгерский Владислав III. В 1444 году армия крестоносцев двинулась на Балканы. Поначалу им сопутствовал успех. Но 10 ноября 1444 года у города Варна на побережье Черного моря их встретило огромное войско султана Мурада II. Сражение было яростным, и победа досталась дорогой ценой. В решающий момент молодой король Владислав, вопреки советам опытных военачальников, бросился в отчаянную атаку на янычар, охранявших султана, и завершил свой земной путь. Печальный трофей, венчавший копье султана, стал грозным свидетельством исхода битвы. С гибелью короля армия крестоносцев дрогнула и побежала. Разгром был полным.

Поражение под Варной имело катастрофические последствия. Оно показало, что Европа не способна объединиться для борьбы с османской угрозой. Последняя надежда Византии на спасение рухнула. Теперь падение Константинополя было лишь вопросом времени. Султан Мурад II вскоре умер, и на престол взошел его сын, двадцатиоднолетний Мехмед II, вошедший в историю с прозвищем Фатих — Завоеватель. Этот молодой человек был одержим одной идеей — взять Константинополь. Он провел колоссальную подготовку. Были построены новые крепости, блокировавшие пролив Босфор, собран огромный флот. Венгерский инженер Урбан отлил для султана гигантские пушки, способные пробивать любые стены. 6 апреля 1453 года началась осада. Город защищал последний византийский император Константин XI Палеолог. У него было всего около 7 тысяч воинов против 80-тысячной армии султана. Осада длилась 53 дня. Защитники сражались с мужеством отчаяния, но силы были слишком неравны. В ночь на 29 мая 1453 года турки пошли на решающий штурм. Через случайно незакрытую калитку в стене отряд янычар проник в город. Началась паника. Император Константин XI, сбросив царские знаки отличия, бросился в свою последнюю битву и погиб как простой солдат. Город пал. Великая Византийская империя, просуществовавшая 1123 года, прекратила свое существование. Мехмед II сделал Константинополь, в народе прозванный Истанбулом, столицей своей новой, Османской империи. Так закончилась одна из самых великих и трагических глав в истории человечества. А сделка, заключенная во Флоренции, осталась в памяти как символ того, что иногда попытка спасти тело приводит к окончательной потере души.

Понравилось - поставь лайк! Это поможет продвижению статьи!

Подписывайся на премиум и читай статьи без цензуры Дзена!

Тематические подборки статей - ищи интересные тебе темы!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера