Вспомним отдельные моменты использования подводных сил советского Балтийского флота в послевоенный период, как мне кажется, незаслуженно забытый. В данном случае - речь о Балтике и балтийском подплаве.
Окончание, начало ЗДЕСЬ
Итак, в начале 60-х годов, подводные силы Балтийского флота получили ракетное оружие. В 1964 году в 40-ю бригаду подводных лодок (БрПЛ) прибыла С-142 проекта 665 (командир - капитан 2 ранга Г.А.Верховцев). Она стала первой на БФ ракетной подводной лодкой. Наличие на борту С-142 четырех крылатых ракет П-5 позволяла уничтожать береговые объекты на дальности стрельбы до 500 км. Несколько позже на БФ прибыли еще три ПЛ этого проекта: С-152 (капитан 2 ранга О.А.Тимофеев); С-155 (капитан 2 ранлаЛ.О.Демеш) и С-164 (капитан 2 ранга А.И.Изюмов). Последняя, правда, вскоре перешла на Черноморский флот.
Лодки проекта 665 были созданы на основе ДЭПЛ проекта 613, имевшей сравнительно небольшие размеры. Чтобы избежать серьёзных переделок корпуса и уложиться в заданные габариты ракетные контейнеры установили в ограждении рубки, под углом старта ракет (15°). Ограждение при этом значительно возросло по длине и ширине, но такая необычная компоновка позволила разместить 4 крупногабаритных контейнера на лодке. Кроме этого в прочный корпус был врезан дополнительный отсек, установлена дополнительная группа аккумуляторных батарей. Были полностью демонтированы кормовые ТА и пришлось отказаться от всех запасных торпед. При этом водоизмещение возросло в 1.4 раза по сравнению с исходной подводной лодкой пр.613. Дальность подводного плавания возросла до 400
миль, а дальность плавания в режиме РДП до 8500 миль, автономность
составила 45 суток - показатели подходящие для Балтики.
Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) - 1490/1660 т.; рамзерения: 85х6,7х4,8 м; запас плавучести - 30%; глубина погружения рабочая/предельная – 200/230 м; скорость полная надводная/подводная полная – 14,5 /11 узл.; скорость подводная в режиме РДП – 8 узл.; дальность плавания с РДП – 8500 (6) миль, дальность плавания подводная – 11 (11) миль или 400(2) миль; экипаж – 58 чел.; автономность – 45 сут. Вооружение: 4 крылатых ракет П-5 в стационарных ракетных контейнерах и 4-х носовых 533мм ТА, 4 торпеды.
Командование и штаб 40-й БрПЛ, в состав которой вошли три ракетные ПЛ, незамедлительно приступили к их освоению. Планами предусматривалось: изучение ракетного комплекса личным составом ПЛ и офицерами штаба, отработка организации погрузки (выгрузки) ракет на лодки, корректура боевых и повседневных расписаний, отработка и сдача курсовых задач. Для экипажей ракетных подводных лодок создавались учебные кабинеты, и в первую очередь ракетный и штурманский.
В связи с тем, что на БФ отсутствовал полигон для выполнения ракетных стрельб с фактическим пуском, и создать его в условиях Балтийского театра было вообще невозможно, были отработаны документы по организации ракетных стрельб на других флотах (ЧФ, ТОФ), где такие полигоны уже имелись. Организационно это выглядело следующим образом: тщательная подготовка корабельного боевого расчета во главе с командиром подводной лодки (со сдачей зачетов на допуск к выполнению стрельб) - вылет ракетных расчетов для выполнения стрельбы на другой флот - проведение стрельб - возвращение в Лиепаю (БФ). Руководителем стрельбы, как правило, назначался командир 40-й БрПЛ. Интересно, что в состав ракетных расчетов подводных лодок (в количестве 15 человек) обязательно включался представитель штаба БФ (старший офицер отдела). Обычно им был опытный офицер-подводник, участник Великой Отечественной войны, капитан 1 ранга И.В.Пархоменко. Такую "систему" сейчас сложно назвать оптимальной - но на тот момент это было единственным "рабочим" вариантом.
Конечно, первые ракетные подводные лодки пр. 665 имели недостатки. Они заключались прежде всего в том, что старт ракет мог осуществляться только из надводного положения. В этих условиях не приходится говорить о высокой боевой устойчивости подводных лодок проекта 665 без надежного прикрытия другими силами флота. Учитывая это, штабом 40-й БрПЛ были разработаны меры по повышению боевой устойчивости лодок.
Исходя из дальности стрельбы комплекса, были определены районы, в которых ракетные подводные лодки хорошо прикрывались силами и средствами флота. С развертыванием в такой район, ракетная подводная лодка осуществляла покладку на грунт на курсе, близком к боевому курсу стрельбы, и устанавливала связь с обеспечивающим надводным кораблем или береговым постом. Таким образом, штаб флота имел постоянную связь с ракетной ПЛ и в короткие сроки мог передавать необходимые приказания. Всплывшая для стрельбы в надводное положение ракетная ПЛ надежно прикрывалась выделенными силами и средствами флота.
Для заметок: примерно такой же режим боевого дежурства вскоре будет принят и для ДЭПЛ проекта 629А, правда без всплытия для залпа.
Трудно переоценить значение поступивших на Балтийский флот в середине 1960-х годов ракетных подводных лодок проекта 665 (при всех их недостатков и небольшом количестве - всего было переоборудовано 6 единиц)). Они существенно увеличили боевые возможности флота по уничтожению группировок противника не только на море, но также и объектов на берегу.
В начале 1980-х годов, в связи с истечением сроков службы ракет П-5, снятием их с производства, первенцы ракетных подводных лодок проекта 665 на БФ С-142, С-152 и С-155 еще некоторое время продолжали служить флоту как лодки обеспечения. В середине 1980-х годов они были выведены из состава флота и переданы в отдел фондового имущества для последующей разделки на металлолом.
Вскоре, в интересах военной и ядерной безопасности в Балтийском регионе (такая была официальная версия и обоснование решения), подводные силы БФ были существенно реформированы. В сентябре 1976 года из губы Оленьей начали переход на БФ две ракетные подводные лодки пр.629А из 16-й ДиПЛ СФ (Б-142, Б-96). Переходом руководил командир 16-й ДиПЛ капитан 1 ранга Р.А.Анохин, лодки шли вокруг Скандинавии. Для встречи новых лодок командующий БФ вице-адмирал А.М.Косов к мысу Скаген отправил командира 37-й КДиПЛ контр-адмирала Н.Е.Хромова. Встреча прошла успешно, 23 сентября 1976 года, с постановкой ПЛ на якорь Н.Е.Хромов с группой офицеров перешел с ТЩ на Б-142 (капитан 1 ранга О.В.Майоров) и после небольшого инструктажа (совещания) лодки продолжили движение. Примерно через сутки Б-142 и Б-96 командир – капитан 1 ранга В.А.Денисенков) подошли к Лиепае, где была устроена торжественная встреча (с поросёнком!),).
В октябре и ноябре 1976 года на Балтийский флот с СФ прибыли еще четыре ПЛ проекта 629А: Б-79 (капитан 2 ранга М.Г.Коростышевский), Б-23 (капитан 1 ранга В.А.Кузнецов), Б-183 (капитан 2 ранга В.К.Лыков), Б-372 (капитан 2 ранга В.В.Закржевский). Прибытие новых лодок не могло не отразиться на организационно-штатной структуре соединений. В ноябре 1976 года в соответствии с директивой ГШ ВМФ, 37-я КДиПЛ была преобразована в 14-ю эскадру подводных лодок (14-я ЭскПЛ) БФ, в состав которой вошли 16-я дивизия ПЛ (ДиПЛ), 22-я, 40-я т 157-я БрПЛ.
Создание ДЭПЛ проекта 629А стало важным событием в истории развития подводных сил советского ВМФ, в первую очередь потому, что это были первые подводные лодки с подводным стартом ракет. Самый серьезный недостаток ракетных подводных лодок предыдущих проектов - выполнение стрельбы только из надводного положения был устранен. Подводные лодки получили возможность скрытно наносить мощные удары по береговым объектам противника.
В последующем в 16-ю ДиПЛ с СФ прибыли три подводные лодки проекта 651: Б-24 (капитан 3 ранга В.А.Чулков), Б-81 (капитан 2 ранга В.П.Зайцев) и Б-124 (капитан 1 ранга В.Л.Шерин). На этих ПЛ был установлен ракетный комплекс П-6, предназначенный для стрельбы по крупным группировкам боевых кораблей и транспортов в составе отрядов боевых кораблей и конвоев, а также для нанесения ударов по береговым объектам.
Подводные лодки проекта 651 по сравнению с ПЛ пр.665, безусловно, обладали значительно более высокими боевыми возможностями. Большие глубины погружения и способность развить скорость под водой до 14 уз, мощное противолодочное оружие, возможность надежного прикрытия ПЛ при стрельбе ракетами в условиях Балтийского морского театра позволяли эффективно решать свойственные этому проекту боевые задачи. Кроме того, на ПЛ пр.651 конструкторами были созданы хорошие бытовые условия для экипажа - на ПЛ имелась система кондиционирования, весь личный состав ПЛ обеспечен спальными местами.
Таким образом, поступившие на БФ ПЛ пр.629А и ПЛ пр.651 представляли новый, более высокий уровень развития подводных сил флота в послевоенный период.
В итоге на конец 1976 года, в 140-ю ЭскПЛ входили: 16-я ДиПЛ в составе 9 ракетных подводных лодок (в разные годы в составе соединения были подводные лодки проекта 629А – 6; проекта 651 – 3; проекта 665 – 3); 22-я и 40-я БрПЛ – по 8 торпедных подводных лодок проекта 613 с базированием в Лиепае, а также 157-я БрПЛ в составе 14 подводных лодок проекта 613 с базированием в Палдиски. Такой состав позволял эскадре ПЛ как оперативно-тактическому объединению самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота наносить мощные ракетно-торпедные удары по отрядам боевых кораблей, конвоям и важным береговым объектам противника. Для подготовки подводных сил флота к выполнению задач по предназначению была организована большая работа в которую включились и штабы эскадры, и экипажи подводных лодок.
Для обеспечения безопасности плавания подводных лодок проекта 629 и 651, имеющих большую осадку, были проведены большие по объему дноуглубительные работы на входном фарватере и в аванпорту Лиепая. Каждый вход (выход) ПЛ обеспечивался системой мероприятий командного пункта Лиепайской ВМБ, включавших: выделение катеров сопровождения; запрещение движения других кораблей и судов во время движения ракетных ПЛ по фарватеру; передачу информации по обстановке на ПЛ и др.
Была разработана организация приведения сил и средств в высшие степени боевой готовности, вывода подводных лодок из базы по тревоге. Безопасность при отходе от пирсов одновременно нескольких ПЛ (по тревоге) обеспечивалась назначенным временем (для каждой ПЛ): экстренного приготовления ПЛ к выходу в море; очередности отхода ПЛ от пирса; выхода из базы; занятия точки назначенной якорной стоянки.
Для заметок: Знакомясь с этими материалами напрашивается вывод, что все таки, тесновато было для таких лодок в Лиепае, да и близость границ давала о себе знать. Здесь же можно было вспомнить (тогда вспомнить, в 60-70-е годы), что ВМБ Лиепая уже дважды в ХХ веке приходилось быстро оставлять, отдавая без боя из-за опасности удара противника с суши. Зачем же надо было создавать условия для повторения подобных просчетов. Теперь мы знаем, что и третий раз за ХХ век эта военно-морская база была оставлена советским (русским) флотом.
Погрузка ракет на ПЛ обеспечивалась мощным подъемным краном, установленным на 46-м пирсе. Систематически проводились учения по экстренному сбору личного состава и выводу подводных лодок из базы по боевой тревоге. И это очень важно, так как было известно, что подлетное время авиации противника для нанесения ударов по Лиепайской ВМБ находилось в пределах 50 минут, и за этот промежуток времени требовалось вывести все ПЛ постоянной готовности из базы. И снова тот же вопрос - может не следовало ракетные лодки размещать так близко к границе?
В 1970-1980-е годы основной формой боевой деятельности эскадры в мирное время стала боевая служба и боевое дежурство подводных лодок. По указанию ГШ ВМФ и штаба БФ для несения боевой службы в северо-восточной Атлантике, Средиземном и Балтийском морях, как правило, готовили одновременно 2-3 подводные лодки, а для наращивания сил боевой службы в часовой готовности к выходу в море на полную автономность в базе находилось 2-4 торпедные ПЛ на боевом дежурстве. Штаб флота осуществлял постоянный контроль готовности эскадры и нередко направлял группу офицеров с целью внезапной проверки дежурной подводной лодки (нередко – с выходом в море).
Особое внимание уделялось повышению скрытности и боевой устойчивости ракетных подводных лодок. С этой целью для ракетных ПЛ после обследования водолазами, определялись и утверждались командующим флотом основные и запасные районы несения боевой службы, надежно прикрываемые силами и средствами флота. В мирное время для отработки сил боевой службы использовались только запасные районы в Финском и Рижском заливах.
С прибытием в назначенный район боевой службы ракетная ПЛ ложилась на грунт с режимом подвсплытия на зарядку аккумуляторной батареи через 5-6 суток. В промежутках между всплытиями лодка имела надежную связь с обеспечивающим кораблем или береговым постом. Такой вариант несения боевой службы ракетных подводных лодок позволял повысить скрытность ее действий, сохранял моторесурс основных механизмов и обеспечивал надежную связь КП флота с лодкой.
Также были разработаны и практически отработаны варианты обеспечения торпедными подводными лодками развертывания ракетных ПЛ в районах боевых действий. С занятием ракетной ПЛ своего района обеспечивающие торпедные ПЛ занимали назначенные им районы с задачей не пропустить проникновения подводных лодок и противолодочных кораблей противника в район боевых действий ракетных ПЛ, а охраняемая ракетная ПЛ начинала маневрировать, находясь постоянно в готовности по приказанию нанести ракетный удар по назначенному объекту в кратчайший срок.
Торпедные ПЛ 22-й, 40-й и 157-й БрПЛ, имея основным своим боевым предназначением уничтожение боевых кораблей и транспортов противника из состава отрядов боевых кораблей и конвоев торпедным и минным оружием, совершенствовали свое мастерство на тренировках в кабинетах торпедной стрельбы и на выходах в море.
Для заметок:по опыту было установлено, что если командир в кабинете торпедной (ракетной) стрельбы на контрольной проверке старшим начальником выполняет атаку на «удовлетворительно», то в море, в более сложных условиях, он ее выполнит, как правило, на «двойку». Так что надо было учиться стрелять «на берегу», в кабинете, и не ниже, чем на «хорошо».
Серьезным экзаменом для всей 14-й ЭскПЛ в тот период были осенние тактические учения, которые проводились во время флотских учений, как правило, под руководством главкома ВМФ. К этому мероприятию готовились все подводные лодки, корабли, штабы, экипажи.
В середине 80-х годов в состав 14-й ЭскПЛ стали поступать подводные лодки пр.641, как правило, после прохождения ремонта в Кронштадте. Лодки этого проекта за более чем 20 лет службы в советском флоте подтвердили высокие боевые возможности по уничтожению отрядов боевых кораблей и конвоев противника самостоятельно и во взаимодействию с другими силами флота. Лодки были хорошо освоены, и их поступление на БФ позволило расширить операционную зону флота и увеличить боевые возможности 14-й ЭскПЛ при решении боевых задач по предназначению (основной торпедных ПЛ все также оставались лодки пр.613).
В 80-е годы на Балтику стали поступать и новые подводные лодки проекта 877, что могло стать новым этапом развития подводных сил Балтийского флота.
В тоже время к концу 80-х годов срок эксплуатации подводных лодок проекта 629А 16-й ДиПЛ стал подходить к концу, и постепенно эти лодки стали выводиться из состава флота. В дальнейшем процесс сокращения корабельного состава продолжился. Как результат, с 1 октября 1990 года после сокращения корабельного состава 14-я эскадра ПЛ была преобразована в 20-ю дивизию подводных лодок, которая базировалась на Лиепаю до 1993 года. В состав 20-й ДиПЛ вошли 22-я БрПЛ и 58-я БрПЛ, переформированная из 16-й ДиПЛ и включавшая подводные лодки проекта 651 (40-я БрПЛ была расформирована еще в конце 80-х, ее лодки были переданы в состав 22-й и 157-й БрПЛ).
Сейчас сложно сказать какими были бы подводные силы БФ в дальнейшем, и как они развивались. В истории развития нашей страны в конце 80-х-начале 90-х годов ХХ века произошли серьезные политические и социально-экономические изменения, что не могло не отразиться на состоянии флота и его соединений. Началась новая эра, новый период, новые условия вооруженной борьбы на море. И это уже друга история.
PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).