Найти в Дзене

Тая уже победитель. Но вспомним, что было особенно трудно преодолеть девочке на её пути из алалии

Скажу сразу о том, что к сентябрю 2025 года Тая справилась с алалией. Сейчас девочке 5 лет 8 месяцев. Остались "хвостики", с которыми мы хорошенько поработаем в этом учебном году. Маму Таи тревожат остаточные проявления алалии, это нормально. Она и должна волноваться, так как хочет, чтобы Тая совсем перестала выделяться на фоне детей в садике. Я же не даю воли эмоциям, рассматриваю речевые и отдельные поведенческие реакции своей ученицы, как спектр задач, требующих решения. Очень хорошо помню те точки, где малышка Тая застревала столь серьёзно, что меня посещала мысль: "А заговорит ли эта девочка?" Мы с мамой Таи проводили настоящие исследовательские эксперименты, чтобы понять, есть реакция на слово или нет. Длилось это почти полгода от начала нашей работы. Произвольное повторение звуков за взрослыми обозначилось почти через год работы. Только на эмоциях звучали числа "один, два". Сами цифры долго не давались. ✅ Реакция на речь мгновенная. И на отдельное слово, и на длинное пре
Оглавление

Скажу сразу о том, что к сентябрю 2025 года Тая справилась с алалией. Сейчас девочке 5 лет 8 месяцев.

Остались "хвостики", с которыми мы хорошенько поработаем в этом учебном году. Маму Таи тревожат остаточные проявления алалии, это нормально. Она и должна волноваться, так как хочет, чтобы Тая совсем перестала выделяться на фоне детей в садике. Я же не даю воли эмоциям, рассматриваю речевые и отдельные поведенческие реакции своей ученицы, как спектр задач, требующих решения.

Очень хорошо помню те точки, где малышка Тая застревала столь серьёзно, что меня посещала мысль: "А заговорит ли эта девочка?"

Вот те алалические проблемы, что долго не поддавались коррекции

  • Было трудно получить реакцию на речевое обращение. Возникало ощущение, что мой голос пробивается к сознанию девочки сквозь сгустившийся воздух. Как будто в замедленной кинохронике, Тая невероятно долго выныривала из своих глубин и слегка поворачивала голову в мою сторону, когда я её настойчиво звала.

Мы с мамой Таи проводили настоящие исследовательские эксперименты, чтобы понять, есть реакция на слово или нет. Длилось это почти полгода от начала нашей работы.

  • Вызывание звуков шло чрезвычайно трудно. Не давались Тае ни гласные, ни согласные. Молчала и смотрела на меня большими печальными глазами. Понадобилось около 4-х месяцев механической помощи при вызывания звуков, чтобы наметились первые гласные. Потом, ещё через 3-4 месяца работы, появились спонтанные звукоподражания.

Произвольное повторение звуков за взрослыми обозначилось почти через год работы.

  • Переход к фразе из двух слов дался тяжело. Тая упорно повторяла за нами только последнее слово. Она даже не предпринимала попытки сказать два слова подряд. Хотя инструкции, состоящие из 2-х слов, понимала.

  • Никак не получалось добиться расширения произвольной фразы. Спонтанно предложения из 3-4 слов уже выскакивали на 2-й год работы. Но осознанно составить и сказать без пауз длинное предложение не могла до 4,5 лет.
  • Обучение чтению затрудняло то, что Тая упорно путала бóльшую часть букв. Только к пяти годам наметился прогресс: буквы в конце концов запомнила и начала собирать из них слоги.
  • Обучение счету в первый год работы шло исключительно в игровых ситуациях.

Только на эмоциях звучали числа "один, два". Сами цифры долго не давались.

  • Мелкая моторика развивалась крайне медленно. Хотя с красками и кисточками мама познакомила дочку уже в два года. Тая неплохо работала с цветовыми пятнами (в том числе и на себе), но вот линии ей не давались. Руки упорно не слушались девочку. Прогресс наметился к пяти годам. Стала чувствовать, как координировать работу руки и рисовать по обводке простые фигуры.

Трансформация: что сейчас осталось из перечисленных сложностей

✅ Реакция на речь мгновенная. И на отдельное слово, и на длинное предложение. В том числе, хорошее понимание речи, звучащей вокруг девочки, не адресованной напрямую к ней.

Недавняя поездка к морю в Турцию показала, что и акцент не мешает Тае воспринимать русский язык. Она павой проплывала по торговым рядам, слыша из каждой лавочки "зайди ко мне, красавица, сумочку (купальник, очки) посмотри". Таечка с достоинством отказывалась от предложений, но подходила, чтобы выбрать то, что ей нравится. В итоге купила сумочку на длинной цепочке.

Гуляет теперь Таечка с модной сумочкой. Сама выбирала.
Гуляет теперь Таечка с модной сумочкой. Сама выбирала.

✅ Настал момент, когда звуки речи полились свободно и без видимых затруднений. Встали свистящие и шипящие (год назад), иногда заменяет их, но всё реже. Осталось поставить [л, р], что для ребёнка 5 лет, в общем-то, и не странно: многие в этом возрасте не говорят эти соноры.

✅ Фраза из двух слов в произвольном варианте появилась в прошлом году. Удалось решить эту проблему только через тысяча первое выкладывание карточек на программирование фразы. Но в конце концов и тут получилось.

✅ Расширить предложения до 4-5 слов Тая смогла около года назад.

Сейчас свободно конструирует сама и повторяет за мной фразы из 6-7 слов.

Хорошие деревянные (!) карточки на программирование предложений из 5 слов.
Хорошие деревянные (!) карточки на программирование предложений из 5 слов.

✅ С буквами было интересно. Пока Тая училась связывать предметы с соответствующими большими тактильными буквами, она их помнила. Потом, когда в речи пошли самостоятельные слова, благополучно забыла образы букв. Пришлось нам учить их заново. Больше даже через печатание, чем через чтение слогов и коротких слов. В данный момент времени Тая читает простые слова и короткие предложения. Идёт процесс обучения чтению обычный для ребёнка 5 лет.

✅ Со счётом дела обстоят примерно так же, как и с чтением: долго-долго учили цифры и соотносили их с количеством. Теперь Тая учится простым арифметическим действиям, как и положено девочке пятилетнего возраста.

✅ На фоне более чем приличных успехов во всём, что я перечислила, мелкая моторика идёт труднее всего. Видимо, дают себя знать общие диспраксические проблемы. Но потихоньку Тая учится рисовать и писать.

Впереди у неё достаточно времени, чтобы осилить и эти задачи.

Делаем очень важный вывод

Начальный период работы с детьми, имеющими алалические проблемы, является накопительным.

Его основная задача - создать базу для развития родного языка. При алалии фундамент для естественного развития речи не закладывается без специальной коррекционной работы.

Никак иначе, кроме как занимаясь именно речью, сделать этого нельзя.

Никакие упражнения на крупную моторику или эмоциональное стимулирование не сформируют первичные рабочие нейросвязи в речевых зонах коры головного мозга.

Только "прокачав" особым образом все речевые умения, которые должны в норме появиться естественным путём, можно вывести ребёнка на общение при помощи звучащей речи.

А дальше начинается самое интересное: мы как будто приступаем к работе с ребёнком, который вот только сейчас пришёл к нам на занятия с небольшими логопедическими нюансами. Можно смело забыть все те точки, с которых было так сложно сдвинуть ребёнка и учить его всему, что положено знать в 5, 6 и 7 лет.

Обычная работа с обычным ребёнком. "Обыкновенный" - это самое лучшее слово, которое хочется услышать каждому из родителей.

Таечка на отдыхе.
Таечка на отдыхе.

Всем успехов в развитии речи!