Найти в Дзене

Успехи Таи на пути к речи. Динамика ребёнка с СМА за два года

Одна из "звёздочек" моего канала, маленькая девочка Тая, вот уже два года, а точнее 2 г. 3 мес., упорно учится говорить. Как-то раз, устроили с мамой Таечки небольшой вечер воспоминаний. Все-таки уже солидный путь прошли. И у мамы, и у меня одинаковые мысли возникли: как-будто другая девочка теперь перед нами. Таечка весной 2022 г. и летом 2024 г. одинаково оптимистична и обаятельна. Только и разницы: тогда она не говорила и не понимала речь, а сейчас, можно сказать, душа компании, рот не закрывается! Вот один из уроков в те первые месяцы занятий, когда мы нарабатывали робкие реакции девочки на мой голос, учили поднимать глазки на нас, когда мы звали её по имени. Смотришь на Таю и понимаешь, что наши слова практически не достигали её сознания. Но на коленях у папы уже могла усидеть несколько минут. Это много значило, потому что у меня была возможность подходить к ней и вызывать такие необходимые первые звуки речи. Начальный этап работы с ребенком, который не понимает речь окружа
Оглавление

Одна из "звёздочек" моего канала, маленькая девочка Тая, вот уже два года, а точнее 2 г. 3 мес., упорно учится говорить. Как-то раз, устроили с мамой Таечки небольшой вечер воспоминаний. Все-таки уже солидный путь прошли. И у мамы, и у меня одинаковые мысли возникли: как-будто другая девочка теперь перед нами.

Таечка наряжает Зорика. Бусы ему очень пойдут.
Таечка наряжает Зорика. Бусы ему очень пойдут.

Таечка весной 2022 г. и летом 2024 г. одинаково оптимистична и обаятельна. Только и разницы: тогда она не говорила и не понимала речь, а сейчас, можно сказать, душа компании, рот не закрывается!

Вот один из уроков в те первые месяцы занятий, когда мы нарабатывали робкие реакции девочки на мой голос, учили поднимать глазки на нас, когда мы звали её по имени. Смотришь на Таю и понимаешь, что наши слова практически не достигали её сознания. Но на коленях у папы уже могла усидеть несколько минут. Это много значило, потому что у меня была возможность подходить к ней и вызывать такие необходимые первые звуки речи.

Лето 2022 года

Начальный этап работы с ребенком, который не понимает речь окружающих, очень сложен. Слишком долго нет видимых успехов. Первый год занятий при сенсомоторной алалии самый "тягучий". Я практически дословно помню тревожные вопросы мамы Таи о том, где же динамика, можно ли в июне (через 2 месяца занятий!) ждать фразу? Этот период непростой для меня не работой с ребёнком, тут всё идёт по давно отработанному плану.

Самое трудное - поддержать маму в течение бесконечно долгого года (а то и двух), когда прогресс поистине микроскопический. Это время необходимо для того, чтобы сформировать у ребёнка восприятие речи.

Сенсорный компонент СМА "забирает" в динамическом процессе как минимум 6 месяцев, но может оттянуть на себя и 1,5-2 года. Так хочется отмахнуться от накопительной работы, так нужно мамам увидеть результаты своих усилий как можно скорее. Но без заполнения речевого "аккумулятора" не будет успехов, это та невидимая, громадная часть айсберга, которая вытолкнет на поверхность звучащую речь.

Максимально рано стараемся дать в руки ребёнка карандаши и краски. Рисование позволяет удерживать его на месте достаточно долго. В июне 2022 года мы с Ксенией (так зовут маму Таи) внимательно вглядывались в микрореакции девочки на слова, чтобы понять, идёт ли положительная динамика в восприятии речи. По этому ролику удалось отследить, что Тая точно реагирует на мамину просьбу рисовать на листочке. Ещё не было ни одного произвольного звука, но понимание речи пошло, значит дело двигалось.

Следующие полгода привнесли в речь Таи несколько произвольных звуков, изредка удавалось услышать "да" и "нет". Ниже показываю примерный набор пособий на неделю занятий в тот период. Как видите, за урок мы успевали сделать 6-7 заданий, ещё проговорить звуки и слоги. Работа шла напряженная.

Лето 2023 года

К лету 23 г. артикуляцию всё-таки удалось разработать. Уже в мае Тая довольно свободно повторяла за мамой многие звуки речи. На видео она после занятия рисованием, это хорошо заметно, как и следы укусов комаров. Ничего от них не помогает. Послушайте, как бойко Таечка называет буквы!

Динамика начала нарастать. К концу лета мы активно вызывали фразы из трех слов. Сказки, игровые диалоги звучали в ежедневном режиме. Без них не добиться повышения речевой активности у ребёнка с алалией. Таю удалось "разыграть", хотя и не без сложностей. Её долгое время интересовали лишь отдельные персонажи. Фаворитом был волк, на этом интересе мы и строили программу работы со сказками. Даже если за весь спектакль, который разыгрывала Ксения, от Таи удавалось услышать одно слово "волк" - это уже была победа, ведь звучала так необходимая нам речевая реакция! В августе 2023 года вышла программная статья с годовым планом работы над развитием речи Таечки.

С осени 2023 г. я усложнила программу. Тая начала понемногу учиться считать и читать короткие слова. Усилили блок грамматики за счет расширения количества предлогов. Понимание речи резко улучшилось. Тая стала улавливать смысл достаточно сложных фраз.

В речь девочки наконец-то вошли слова из трёх слогов. Покорилось слово "собака", которое ей очень хотелось сказать, потому что уж очень Таечке нравился мой пёс породы басенджи. Семья не устояла, у них появился свой африканский молчун!

Вот такой красавец есть теперь у Таи!
Вот такой красавец есть теперь у Таи!

Его сложное клубное имя Тая тут же сократила и стала звать своего четвероногого друга Абубас. Он не против. Тая потихоньку скармливает ему сушки, укладывает его спать. Теперь в её игрушечной больнице Абубас главный пациент. В общем, у них полное взаимопонимание!

Неразлучная парочка!
Неразлучная парочка!

А с речью мы справились. Лето 24 встретила уже говорящая девочка. Как бы ни казалось в начале пути, что идём чрезвычайно медленно и непонятно, дойдем ли, речь возникла, проросла по словечку. Колоссальный труд всей команды принёс очевидные результаты. Есть ещё над чем потрудиться, но это уже спокойная работа по улучшению развёрнутой речи. Она только в радость, без тревог и опасений.

Лето 2024 года

Вот он, диалог лета 24 г. Как долго мы к нему шли. Еще месяц назад, в мае, у Таи получалось отвечать на вопросы, только повторяя последнее сказанное мамой слово. Вдруг пришло понимание всей структуры услышанной фразы. Теперь слово "можно", которое нужно по условиям задания использовать в ответе, мама ставит и в начале вопроса, и в середине. Это не сбивает девочку, она спокойно выделяет нужный ответ. Более того, Тая использует в этом диалоге развёрнутые предложения и перечисляет всё, что можно делать летом. Это не попало на видео, на самом интересном месте Тая отправилась обсуждать летние забавы к бассейну.

Вышла девочка Таечка за рамки алалии. Договорились с ее мамой, что они устроят маленький семейный праздник и попрощаются с этим диагнозом. Осенью Тая пойдет в логопедический детский сад, где она будет прекрасно справляться с программой. О школе пока думать рано, девочке еще 4 г. 7 мес. У неё масса времени, чтобы научиться говорить все звуки правильно, тем более, что шипящие уже звучат в речи. Впереди выступления на праздничных концертах в садике. Танцевать Таечка уже умеет, будет и песни петь, и участвовать в театральных сказочных спектаклях. Больше никаких ограничений со стороны речи у нее нет!

Всем успехов в развитии речи.