Найти в Дзене
Святые места

Стоит ли стремиться быть хорошим для всех? Иеромонах Александр (Митрофанов)

Я думаю, что стоит попытаться. Ясно, что это не получится, потому что для всех мы всё равно не будем хорошими, но стремиться к этому надо.

Собственно, цель христианской жизни — не стать хорошим. Цель христианской жизни — соединиться с Богом. Но быть хорошим — это некая побочка. Как мы иногда пьём лекарство, которое даёт побочные эффекты: иногда плохие, но иногда и хорошие в какой-то другой области.

Поэтому социальная жизнь, благотворительность, человеческая помощь — это не цель христианина. Цель христианина — наследовать Царствие Божие, соединиться со Христом, обожиться. Но без того, чтобы быть хорошим человеком, это ведь не получится. То есть даже если мы откроем Евангелие от Матфея, главу двадцать пятую, там Господь говорит, что когда вы помогли нуждающимся, вы помогли Мне. Когда вы прошли мимо нуждающегося, вы прошли мимо Меня.

Поэтому стараться быть хорошим, конечно, надо. Другой вопрос в том, что в современной психологии и наркологии есть такой термин — созависимый. То есть, когда человек думает, что он старается быть хорошим, но на самом деле он ищет не того, чтобы угодить ближнему и помочь. Он ищет самоуспокоение, потому что ему кажется, что если он не будет хорошим, его не будут любить. То есть это такая психологическая проблема.

Созависимый часто ищет не того, чтобы помочь другому человеку. В чём отличие? Человек, голодный, накормить голодного. Обычный человек задумается, а что этот голодный хотел бы покушать? А созависимому всё равно, что он покушает, лишь бы он как будто выполнил свой долг.

В этом плане, конечно, надо различать: мы должны делать добро не ради своего успокоения, а ради помощи ближнему. Хотя на разных этапах это может быть по-разному. Всё равно лучше делать добро ради своего успокоения, чем не делать его вообще.

Есть у нас три степени отношений с Богом. Первая степень — рабская, когда мы служим Богу, потому что боимся наказания. Вторая степень — наёмническая, когда мы служим Богу, потому что желаем получить от Него награду. И третья степень — сыновья, когда мы служим Богу, потому что мы любим Бога.

Ясно, что не всегда нам в духовной жизни хватает духовных сил, чтобы всегда быть в сыновьем состоянии. Иногда мы устали, нам лень, нам хочется спать, и мы можем использовать некий костыль: "Я люблю Бога, возможно, я попаду в Царствие Божье или Господь меня наградит, если я сделаю это доброе дело".

Или "я боюсь наказания, и если я не сделаю этого доброго дела, Господь меня каким-то образом накажет". Мы можем использовать это как некий костыль, но всё равно должны стремиться к настоящей любви Божией, чтобы быть к Нему бескорыстным.

То есть и с добрыми делами на каком-то этапе мы можем использовать, например, сказать: "Вот я сделаю этому человеку добро, и за это меня Господь наградит" или "Господь меня не накажет, если я что-то сделаю". Тем не менее, мы должны стремиться к большему, к тому, чтобы быть по-настоящему добрыми и любящими.

А как любовь может проявиться? Святые отцы говорили, что если человек говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит, то он врёт. Как ты можешь любить невидимого, если даже видимого не можешь любить? Поэтому, конечно, стараться быть добрым надо, к этому стремиться. Надо задумываться, а не является ли это не созависимостью у меня. Но можно и не задумываться, просто стараться быть добрыми.

Но тут есть ещё такой момент: слова "добрый" и "добренький" — тут тоже надо уловить некий акцент, потому что важно быть именно добрым. Если мать, чтобы сын не отвлекал её от каких-то дел, даёт ему телефон: "На, играй, только не приставай ко мне", это значит, что она, опять-таки, не о сыне заботится. Для сына это выглядит как доброта, но мама заботится в первую очередь о себе, чтобы он от неё отстал.

А если она вместо этого придумает что-то образовательное, не просто, чтобы он развлечён был, а чтобы чему-то научился. Это и есть отличие доброго от добренького. Задумываться, это значит: пойдёт ли то добро, которое я сделаю, ему на благо или не на благо?

Есть такие слова в учении двенадцати апостолов: "Милостыня да запотеет в руке твоей". С другой стороны, мы видим и другие примеры, например, о просящих у тебя дай. И пастыря Ерма, текст II века, который всегда рекомендуем христианам для чтения. Он тоже говорит о том, что ты давай милостыню, а как человек её употребит, это уже его ответственность.

Поэтому я, лично для себя, различаю, что если это какая-то крупная сумма, крупная помощь, я действительно семь раз подумаю, чтобы она не досталась мошенникам. А если по мелочи, то всё-таки стараюсь проявить добро.

В этом плане надо задумываться: я это сделаю, это пойдёт человеку на пользу или я всё-таки сделаю, чтобы просто он от меня отстал и вроде как-то немножко порадовался? Если мы заботимся о пользе души человека, это более важно. Тут как раз отличия доброго от добренького. Надо всё-таки стремиться к тому, чтобы человеку пошло на пользу.

Например, стоит ли быть хорошим для всех? Если к вам постоянно ходят алкоголики, чтобы быть для них хорошим, вы должны давать им денег. Тогда ваш подъезд сопьётся, грубо говоря, но вы будете хорошим для всех.

В этом плане не надо быть хорошим для всех. Иногда нужно проявлять строгость, сказать: "Нет, я тебе наводку не дам. Хочешь покушать? Давай тебе супчика дам или ещё чего-то. Контейнер тебе дам. Ты потом помоешь, принесёшь". В этом плане ты проявил добрую волю.

Но есть и отличие человека от человекоугодия. Если я всем пьяницам раздаю деньги, чтобы они, вроде как, ну, это человекоугодие. А если я ищу божественного, то мне надо подумать, как им помочь по-другому. Это как раз вопрос именно человекоугодия. Надо стараться быть хорошим, но не с точки зрения людей, а с точки зрения Бога. Поэтому, помоги нам, Господь, быть в этом плане мудрыми.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: