Найти в Дзене

Синдром "выученной беспомощности" у школьников. Когда двойка — не про знания

Многие родители сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Дома ребенок с удовольствием учится, занимается с мамой, с репетиторами, решает сложные задачи, получает похвалу, ошибки редки и незначительны. Но стоит ему переступить порог школы — и словно его подменяют. На уроке вместо твердых знаний появляются тройки и двойки, а ошибки такие, будто он вообще пропустил всю начальную школу. Первое, что делают родители, — идут к учителю. И что их ждет? Вместо спокойного разговора о пробелах и путях решения — строгий тон, тетрадь со злосчастной двойкой, брошенная на стол, и фраза: «Откройте, посмотрите!». А на лице учителя — улыбка не облегчения, а победы. Будто он только что разгромил противника. За этим — желание, чтобы мама непременно отругала ребенка, наказала, «поставила на место». Но современные родители все чаще реагируют иначе. Мама не делает вид, что двойки нет. Она ее видела и, конечно, расстроена. Но вместо скандала она задает простой вопрос: Почему дома все хорошо, а в школе все руши
Оглавление

Многие родители сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Дома ребенок с удовольствием учится, занимается с мамой, с репетиторами, решает сложные задачи, получает похвалу, ошибки редки и незначительны. Но стоит ему переступить порог школы — и словно его подменяют. На уроке вместо твердых знаний появляются тройки и двойки, а ошибки такие, будто он вообще пропустил всю начальную школу.

Первое, что делают родители, — идут к учителю.

И что их ждет? Вместо спокойного разговора о пробелах и путях решения — строгий тон, тетрадь со злосчастной двойкой, брошенная на стол, и фраза: «Откройте, посмотрите!». А на лице учителя — улыбка не облегчения, а победы. Будто он только что разгромил противника.

За этим — желание, чтобы мама непременно отругала ребенка, наказала, «поставила на место».

Но современные родители все чаще реагируют иначе.

Когда мама задает главный вопрос

Мама не делает вид, что двойки нет. Она ее видела и, конечно, расстроена. Но вместо скандала она задает простой вопрос:

Почему дома все хорошо, а в школе все рушится?

Она рассказывает учителю о своем ребенке — о том, что он вовсе не «ленивый двоечник», а живой, любознательный, увлекающийся человек. Интересуется историей, старинной архитектурой, часами читает про историю Романовых. Ребенок интересуется миром, у него есть свои сильные стороны, увлечения, знания, которые порой выходят далеко за рамки школьной программы.

И вот парадокс: дома — интерес, жажда знаний. В школе — красная ручка, двойки и ощущение, что он «первый претендент на коррекционный класс».

«Он уронил ручку — и получил два»

На просьбу объяснить конкретные проблемы в учебе часто звучат истории вроде этой:

– «Все писали диктант. А он уронил ручку, полез под парту. Естественно не успел написать. Начал спрашивать у соседа, отвлекать! Я забрала тетрадь и поставила два! Потом ПОЗВОЛИЛА написать сначала. Написал с ошибками и как курица лапой. И я снова поставила два!"

Класс!

Вопрос: а что учитель ожидал? Что ребенок должен был написать диктант пальцем? Почему нельзя было дать пару лишних секунд, ну пусть пару минут. не больше? Зачем превращать мелочь в драму?

А потом еще и "второй шанс" дать? Вот в таком виде, чтобы уже руки тряслись так, что буквы в строки с трудом попадали. Там уж не до грамотности!

Вместо поддержки — публичный «разбор». Вместо помощи — наказание. И ребенок уходит в стресс. А после стресса уже невозможно показать знания — даже те, что у него есть.

А потом ребенок в таком состоянии идет на следующий урок. А часто еще и под издевки одноклассников....и снова трясущиеся руки, пустая голова, тревога, растерянность, желание, чтобы все это побыстрее закончилось...

Так постепенно формируется 

Синдром выученной беспомощности

- это состояние, при котором человек перестает верить, что может повлиять на результат. Сколько бы он ни старался, итог — провал, осуждение или наказание.

Ребенок думает: «Все равно поставят два. Все равно скажут, что я плохой».

И в какой-то момент он перестает бороться. Перестает пробовать. Перестает верить в себя.

Вместо мотивации учиться появляется устойчивое ощущение: «я неудачник». А это уже не про знания — это про судьбу.

«У меня 30 учеников, я что, каждому должна?»

Эта фраза от учителей звучит слишком часто. Только мне хочется спросить: а как вы хотели? Именно так, да! И никак иначе. И не стоит утрировать и "закрываться" фразами про 30 учеников. Нестандартные ситуации не происходят каждую минуту и с каждым из ваших тридцати учеников! А помочь тому, кому нужна помощь - это ваш святой долг!

Ведь учителя как-то должны справляться с детьми с особыми образовательными потребностями? Ведь для этих детей вы вообще должны составлять индивидуальные программы! И в рамках стандартной образовательной программы обучать одновременно 30 человек и отдельно тех, к кому нужен индивидуальный подход. Разве не так?

А тут речь всего-то о том, чтобы лишний раз продиктовать предложение или найти, 4еpт возьми, за что похвалить ребенка, чтобы мотивировать его!

Ведь дело не в том, чтобы каждому ученику посвящать часы. Дело в том, чтобы не ломать, а помогать. Где-то подождать, где-то подсказать, где-то просто НЕ УНИЖАТЬ.

Когда проблема не в знаниях

Самое обидное для родителей — понять, что у ребенка нет пробелов в теме. Все правила он знает, все задачи решает. Но школа превращает его в «неудобного ученика» — того, кто мешает своей живостью, эмоциями, нестандартностью.

Такие дети часто тянут за собой шлейф школьных травм. Несправедливость, грубость, публичные унижения накапливаются, как снежный ком. А учителя удивляются: почему ребенок «не хочет учиться»?

Немного о «творческих»

Есть отдельная категория детей — дети с высоким творческим потенциалом. Им особенно трудно вписаться в систему «диктантов, оценок и отчетов». Они мыслят образами, задают неудобные вопросы, видят мир шире. Именно из них часто вырастают художники, ученые, изобретатели, гении.

Но в школе им труднее всего — потому что они «не такие». Так вот именно такие дети чаще всего страдают от этого синдрома неудачника. И существует огромная вероятность, что тот огромный творческий потенциал так и не будет раскрыт и реализован только потому, что ребенок убедит себя в том, что он "ни на что не способен"

О таких детях, об их особенностях и подходе к ним я расскажу в одной из своих следующих статей.

Спасибо за то, что дочитали оконца. Жду ваших комментариев.

Мой ТГ канал: https://t.me/pishyreshay