На этой неделе ЕС планирует предложить санкции против большего количества китайских компаний в рамках кампании, призванной убедить президента США Дональда Трампа наконец-то оказать давление на Россию, сообщают западные СМИ. Что дальше?
Такая реакция последовала в том числе на сомнительные заявления главы американского минфина Бессента, что если ЕС пойдут на этот шаг, то конфликт на Украине сможет завершиться якобы за 2-3 месяца.
И вот, в очередной раз Брюссель, словно загипнотизированный риторикой Трампа, готов жертвовать собственными экономическими интересами, лишь бы доказать свою "лояльность".
Причем не только наблюдатели, но и, по данным западных СМИ, многие чиновники ЕС понимают, что требования о пошлинах в 50–100% на китайские товары – это экономическое самоубийство для Европы, которое лишь подорвет ее конкурентоспособность и взвинтит инфляцию.
ЕС и далее наивно полагает, что символические санкции против нескольких китайских фирм заставят Трампа действовать. Но Вашингтон лишь смеется в кулак, наблюдая, как европейцы сами роют себе яму, разрывая связи с ключевыми торговыми партнерами.
Анализ данных Евростата за II квартал 2025 года показывает, что торговля между ЕС и Россией сократилась на 82% по сравнению с докризисным периодом. При этом впервые за 20 лет ЕС зафиксировал профицит торгового баланса с Россией в 0,5 млрд евро, что обусловлено резким падением импорта российских энергоносителей (на 89%) при умеренном сокращении экспорта (61%).
Однако эта "победа" оказалась пирровой: сокращение доли России в импорте энергоресурсов (нефть – с 29% до 2%, газ – с 39% до 13% с 2021 по 2025 гг.) привело к переориентации ЕС на более дорогие американские поставки.
Как отмечают европейские дипломаты, это усиливает зависимость от США, которые активно лоббируют экспорт своего СПГ. А попытки ЕС оказать давление на Китай, доля которого в импорте ЕС составляет 21%, могут обернуться серьезными издержками для самой Европы.
Более того, такими шагами Брюссель рискует спровоцировать полноформатную торговую войну, последствия которой будут для европейской экономики значительно серьезнее, чем для китайской.
Так, Пекин может ввести зеркальные ограничения на европейский импорт (на люксовые бренды, автомобили и прочее), что нанесет удар по ключевым для ЕС отраслям-экспортерам.
Нетрудно предсказать, что в дальнейшем политика санкций приведет ЕС к стратегическому проигрышу: ослабление торговых связей с Китаем ударит по европейской экономике, усилит зависимость от США. И все это, напомним, на фоне ускоренно формирующейся многополярной архитектуры мировой торговли, где Россия и Китай играют ключевую роль.
Когда же в ЕС будут заботиться о долгосрочных последствиях своих решений?
Читайте также: