- Однако её фигуру можно считать незаслуженно забытой, т.к. она всегда оставалась в тени своего первого супруга. Хусаин Ямашев (1882-1912) был членом РКП(б) еще со времен первой русской революции и в советские годы получил имя «первого татарского большевика». Он не нуждается в особом представлении. В Казани и сегодня есть проспект Ямашева, поэтому его имя и сейчас на слуху.
- Мечты купеческой дочери из Чистополя
- Замуж за революционера
На рубеже XIX-XX вв. в татарском обществе произошли очень важные перемены: шло переформатирование общественного сознания, выработка лояльности к публичной активности женщин. Это касалось получения ими образования, их благотворительной деятельности, публикаций в прессе. И наряду с этим росло число работающих в разных сферах женщин, и данный факт тоже постепенно перестал быть чем-то радикальным, превращался в норму. В этих условиях, если брать персоналии татарского женского движения, то мы увидим и имя Хадичи Ямашевой-Таначевой.
Однако её фигуру можно считать незаслуженно забытой, т.к. она всегда оставалась в тени своего первого супруга. Хусаин Ямашев (1882-1912) был членом РКП(б) еще со времен первой русской революции и в советские годы получил имя «первого татарского большевика». Он не нуждается в особом представлении. В Казани и сегодня есть проспект Ямашева, поэтому его имя и сейчас на слуху.
Хадича Ямашева-Таначева тоже принимала активное участие в общественной жизни начала ХХ в., но в исторической памяти, прежде всего, в советское время, ей было отведено довольно скромное место. Кроме того, она была репрессирована в 1939 г. и умерла в Красноярском крае – все эти факты способствовали забвению и умалению её исторической роли.
Лишь в 1990-е годы в научных публикациях появляется это женское имя. Главным образом, в трудах самой известной исследовательницы истории татарского женского движения начала ХХ века - Тамины ханым Биктимировой. Причем открывала она эти забытые фигуры начала столетия через изучение биографий репрессированных в 1930-е годы татарских женщин. Все они были яркими деятельницами дореволюционной эпохи.
В биографии Хадичи Ямашевой-Таначевой есть как уникальные, так типичные моменты, характерные для многих татарских женщин начала ХХ века.
Мечты купеческой дочери из Чистополя
Она родилась в 1883 году в уездном городе Чистополе, в семье татарского купца Зарифа Бадамшина. Кстати, родной дядя Хадичи – тоже торговец Гариф Бадамшин стал депутатом Государственной думы нескольких созывов и примкнул к трудовикам.
Вообще в Чистополе еще с XVIII в. была большая татарская община, в XIX в. там было несколько мечетей и махалля.
Однако с женским образованием в конце XIX в. дела в этом уездном городе обстояли еще не очень. Но помогало домашнее образование. Причем речь не только о традиционном обучении у жены муллы (у абыстай), а домашнее обучение другого формата.
Например, сын чистопольского муллы Ибрагим Камалов обучал на дому своих младших сестер и к ним присоединились и некоторые их подруги. В их числе была, например, Фатима-Фарида Вагапова-Наурузова, ставшая одной из первых татарских журналисток. В этот же круг входила Зайтуна Мавлюдова, известная в истории татарской культуры как муза поэта Габдуллы Тукая. Она работала позднее мугаллимой (учительницей).
Очевидно, похожим был путь и Хадичи Бадамшиной. Первоначальное образование она могла получить у абыстай. Какие-то знания по русскому языку и другим светским предметам она могла получить от своего двоюродного брата Фуада Туктарова, который учился в Казанской татарской учительской школе.
В этой связи понятен и её брак с Хусаином Ямашевым, с выпускником Татарской учительской школы. Все это был один круг общения, скрепленный родственными, дружескими и корпоративными взаимоотношениями.
Поэтому не стоит удивляться, когда видишь, что обе первые татарские женщины-редакторы тоже были родом из Чистополя. Причем Хадича Ямашева была официальным редактором газеты «Урал» в 1907 г., а Фатима-Фарида в 1911-1913 гг. иногда выступала временным редактором.
Если внимательнее присмотреться к биографии Хадичи ханым, то получается, что в очень многих сферах она была первой. Например, Хадича Ямашева была в числе участников первой публичной татарской постановки в Уфе, состоявшейся 16 апреля 1906 г. Это тоже был очень смелый поступок для татарской женщины той поры, своеобразный вызов. Для сравнения первая татарская актриса Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская начала выступать с труппой «Сайяр» только со следующего 1907 г.
Замуж за революционера
Конечно же, на Хадичу Ямашеву оказал влияние и её первый супруг – Хусаин Ямашев. И он, и Фуад Туктаров, и его ближайший друг, писатель Гаяз Исхаки, учились вместе в Казанской татарской учительской школе, поэтому их взгляды на этот вопрос формировались уже под влиянием русской культуры. В этой связи, Хадича была живым воплощением их идеалов – эмансипированной и образованной татарской женщины.
"Скоро у нас будет свой зубной врач"
Надо отметить, что очень характерна и профессия Хадичы Ямашевой. Она была первой женщиной-стоматологом из татар. Этим фактом очень гордились представители татарской интеллигенции той поры. Сохранились, например, записи писателя Фатиха Амирхана, где он пишет с радостью о том, что "скоро у нас будет свой зубной врач".
В целом, именно женщины-врачи в России были известными борцами за женские права еще с конца XIX в.
Кроме того, тут надо отметить еще один важный момент – в этот период активно развивалось частное образование, в том числе женское. И в Казани с 1899 г. работала единственная в Волго-Уральском регионе зубоврачебная школа Натансона. Обучение длилось 2,5 года, включало длительную практику и стоило довольно дорого (например, ученицы сами должны были покупать медицинские инструменты и материалы), но желающих было много. Это открывало новые возможности для профессиональной реализации и для самостоятельного заработка.
Так получилось, что диплом зубного врача Хадича Ямашева получила уже будучи вдовой. Именно в 1912 году резко скончался её первый супруг.
Вообще в начале ХХ века растет число работающих татарских женщин. Но наиболее популярной профессией была работа мугаллимой (учительницей). Она, конечно, требовала в то время меньшей квалификации. Но и доходы там были ниже. Хадича, как мы видим, выбрала более сложный путь. Однако у нее и стартовые условия, в силу поддержки семьи, были немного иными.
Вероятно, в 1912-1917 гг. Хадича больше внимания уделяла профессиональному становлению как стоматолога. Тем более она так долго к этому шла: сдавала экзамены экстерном, т.к. она не училась в русских учебных заведениях. Потом была непосредственная учеба в зубоврачебной школе.
Второе замужество
В 1913 году Хадича Ямашева вышла замуж во второй раз, за юриста, присяжного поверенного Валидхана Таначева (1887-1970). Его можно назвать также единомышленником покойного супруга Хадичи – Хусаина Ямашева. Дружил он и со многими другими татарскими деятелями начала ХХ в. Жил в Астрахани и Казани. Уже в 1917 г. он показал себя как яркий деятель казахского общественно-политического движения.
В 1917 году водоворот общественно-политической активности захватил и её, и её супруга. Очень показателен пример с Всероссийским мусульманским женским съездом, который прошел в Казани в апреле 1917 г. Одним из организаторов была Хадича Таначева. Секретарем президиума съезда была Зухра Салихова, тоже из Чистополя. Другая известная делегатка съезда – Ильгамия Туктарова была двоюродной сестрой Хадичи. В этом тоже можно увидеть обозначенный выше особый круг общения, родственных и дружеских, иных социальных связей в татарском сообществе того времени.
В целом, 17 год был очень насыщенным для Хадичи Таначевой. Кроме мусульманских съездов, она стала гласной Казанской городской думы, депутатом Национального собрания (Миллэт меджлисе) в Уфе.
Таким образом, общественно-профессиональная деятельность Хадичы Ямашевой была очень яркой и весьма солидной для татарской женщины начала ХХ века. Конечно, она была примером для многих других татарок той эпохи.
К сожалению, в советские годы судьба ее сложилась трагически. В 1939 г. она была репрессирована в первый раз. Потом на некоторое время её освободили и арестовали снова. На этот раз супруги отправились в Красноярский край. Там она и нашла свой последний приют.
* Исследование выполнено за счет предоставленного в 2024 году Академией наук Республики Татарстан гранта на осуществление фундаментальных и прикладных научных работ в научных и образовательных организациях, предприятиях и организациях реального сектора экономики Республики Татарстан.