Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Фатима-Фарида и её заветная мечта

В апреле 1917 года при открытии Всероссийского мусульманского женского съезда в Казани участницы (около 400 человек) почтили память двух татарских женщин – Зухры Акчуриной (супруги издателя газеты «Тарджеман» Исмаила Гаспринского) и Фатимы-Фариды Наурузовой. Если о супруге крымскотатарского издателя известно многим, то последнее имя знакомо далеко не всем. Так кем же она была?

Делегатки Всероссийского мусульманского женского съезда (Казань. Апрель, 1917).
Делегатки Всероссийского мусульманского женского съезда (Казань. Апрель, 1917).

Она умерла за три года до этого. Сгорела от туберкулеза в 1914 году в возрасте 25 лет. Но за свою короткую жизнь успела превратиться в символ татарского женского движения, во многом благодаря активной журналисткой работе.

Вместе с супругом Вагизом Наурузовым Фатима-Фарида в 1912-1914 гг. работала над выпуском татарских газет «Сибирия» в Томске и «Тормыш» в Уфе. Везде она вела «женские странички», много писала о необходимости женского просвещения, развития женских прав и т.д. Не случайно уже после смерти некоторые называли её «первой мусульманской публицисткой в России».

Фатима-Фарида (в девичестве - Вагапова) Наурузова родилась в 1889 году в Чистополе. Она всегда очень хотела учиться, родители тоже поддерживали её любознательность. Однако в уездном городе конца XIX века практически не было условий для полноценного обучения татарской девочки. Тем не менее дочь чистопольского мещанина не только сама научилась читать, а еще стала мугаллимой (учительницей) и уже будучи подростком организовала у себя дома что-то вроде начальной школы для 5-6 девочек (к тому времени ее семья переехала из Чистополя в деревню Каракашлы Бугульминского уезда Самарской губернии).

В завершении учебного года мне хочется показать непростой путь Фатимы-Фариды Вагаповой-Наурузовой в поисках новых знаний.

Отец Фатимы-Фариды, чистопольский мещанин Муртаза Вагапов был образованным, богобоязненным мусульманином. Он был в числе попечителей Чистопольского мужского медресе. В городе Муртаза Вагапов торговал галантереей. Для своей единственной дочери он тоже хотел дать хорошее образование. Но в Чистополе конца XIX века с этим было очень сложно. Поэтому сначала маленькую Фатиму, рано проявившую интерес к знаниям, обучала бабушка.

-2

В 1893-1894 гг. семья Вагаповых перебралась из Чистополя в Стамбул, очевидно, у них имелись серьезные намерения по поводу окончательной смены места жительства. Из Чистопольского уезда тогда уехали в Османскую империю сразу несколько десятков татарских семей. Все из-за того, что предстоящую перепись 1897 г. некоторые татары-мусульмане посчитали подготовкой к очередному крещению и предпочли эмигрировать. Позднее, удостоверившись в беспочвенности своих опасений, часть эмигрантов вернулась обратно.

В Стамбуле Вагаповы отдали 5-летнюю дочь в местную мусульманскую школу. Но уже в 1894 г. семья вернулась в Чистополь. В родном городе Фатима-Фарида начала брать традиционные уроки (сабак) дома у Гандалиб абыстай (старшей дочери Мухаметзакира ишана Камалова). Вместе с другими ученицами она занималась по таким татарским религиозно-дидактическим книгам, как «Бадавам», «Кисекбаш», «Ярым алма» и т.д. Муртаза Вагапов посчитал, что для его дочери этого недостаточно, и отвез её в Казань для получения более основательных знаний. В губернском городе в 1895 г. за её обучение взялась Карима абыстай, супруга некого Габдрахмана эфенди. Она знакомила свою ученицу с Кораном, правилами его чтения (таджвид), а также со знаменитой поэмой М. Челеби «Мухаммадия».

Фатима-Фарида вспоминала это время с некоторым сожалением. По её мнению, читала она в семилетнем возрасте неплохо, но навыки письма оставались слабыми. В Казани у Каримы абыстай девочка провела около трех-четырех месяцев, весной 1896 г. родители увезли её обратно в Чистополь.

Такие специальные татарские пособия по таджвиду появились гораздо позже, во время обучения Фатимы-Фариды их еще не было.
Такие специальные татарские пособия по таджвиду появились гораздо позже, во время обучения Фатимы-Фариды их еще не было.

Самым счастливым временем учебы Фатима-Фарида считала период, проведенный в доме Камаловых. Сын покойного чистопольского имама Мухаметзакира ишана Ибрагим Камалов предложил Муртазе Вагапову обучать его дочь у себя дома, в специально оборудованной классной комнате, вместе со своими сестрами. Среди учениц Ибрагима эфенди были Асьма (будущая супруга богослова Мусы Бигиева), Гульсум и Хатима Камаловы. Позднее Гульсум и Хатима прошли учебный курс в Чистопольской женской прогимназии. Кроме того, Гульсум Камалова училась на Санкт-Петербургских педагогических курсах, а Хатима – Московских высших женских курсах. Очевидно, именно эти домашние уроки у Камаловых обозначили в газете «Эль-Ислах» как начало работы мусульманской женской школы нового типа в Чистополе.

Ставшая журналисткой Фатима-Фарида Наурузова, спустя много лет, вспоминала Ибрагима Камалова как человека очень образованного, с широким кругозором. Однако отмечала, что некоторые чистопольские татары недолюбливали его именно за широту мышления, открытость к новым знаниям. Отец Фатимы-Фариды тоже сомневался, нужно ли дочери изучение светских предметов, однако девочка настаивала на продолжении учебы.

В итоге, она училась в доме Камаловых вплоть до отъезда Ибрагима эфенди в Каир (он поступил в знаменитый университет «Аль-Азхар»).

С 1901 г. Фатима-Фарида снова оказалась в Казани, где её отдали в женскую школу при 5-м мусульманском приходе, при мечети Галимджана Баруди. Её учительницей (мугаллима) была Лябиба Хусаиния. В школе изучались, в основном, религиозные предметы. Этот период учебы не оставил у неё ярких эмоций, скептически она оценивала и новые для того времени публичные экзамены.

В 1903 г. Фатима-Фарида Вагапова возобновила свою учебу в Чистополе, на этот раз у самого имама 1-го мусульманского прихода – дамеллы Мухаметназиба Амирханова. У него же учились и дочери покойного Мухаметзакира ишана Камалова.

Сестры Камаловы вместе с родственницами и подругами. Начало ХХ в.
Сестры Камаловы вместе с родственницами и подругами. Начало ХХ в.

Таким образом, образовательный процесс Асьмы, Гульсум, Хатимы Камаловых и других девочек не прервался с отъездом старшего брата, учеба продолжалась благодаря другому родственнику – мужу их старшей сестры Мухаметназиб-хазрату. В числе изучаемых ими предметов были грамматика арабского языка, география, история и т.д. С этого времени можно говорить о функционировании женского мектебе в Чистополе. Это были не традиционные уроки дома у абыстай, а учеба в школе.

В том же 1903 г. вернулся из Каира Ибрагим Камалов, который подключился к педагогической работе в женском мектебе. Кроме вышеуказанных предметов, ученицы знакомились арифметикой, арабской литературой и другими дисциплинами.

Прогрессивным явлением стало изучение русского языка. Специально для этого Ибрагим Камалов пригласил учительницу – Анну Михайловну Аристовскую. Помимо арабского и русского языков, ученицы Камалова, по его рекомендации, читали турецкую художественную литературу.

Таков путь к знаниям Фатимы-Фариды Вагаповой, дочери чистопольского мещанина, торговца и попечителя местного мужского медресе. С 1893 по 1904 год, т.е. в течение одиннадцати лет, она пыталась получить знания. Не всегда эти попытки были удачными: ни в Казани, ни в Чистополе еще не сложилась система обучения девочек-мусульманок, а имевшиеся образовательные услуги ограничивались начальным курсом. Однако и такие курсы были чрезвычайно востребованы.

По воспоминаниям, в 1903-1904 учебном году Фатима-Фарида Вагапова обучала у себя дома около 5-7 девочек. Среди них были будущие учительницы-мугаллима Хадича Дунаева, Зайтуна Юльметова, Рабигаи-Надира Садыкова, Мархаба Батыршина и поэтесса Сания Гыйффат. Такая частная инициатива демонстрировала острый социальный запрос на необходимость татарских женских школ нового типа.

Фатима-Фарида Вагапова-Наурузова (1889-1914)
Фатима-Фарида Вагапова-Наурузова (1889-1914)

После смерти Фатимы-Фариды, её родители, по завещанию дочери организовали в деревне Каракашлы Бугульминского уезда Самарской губернии (совр. Ютазинский район Татарстана) официальную татарскую женскую школу. Это стало возможно благодаря помощи разных татарских благотворителей. Торжественное открытие учебного заведения состоялось в 1914 г. К тому времени, и в её родном городе Чистополе работали уже сразу две татарские женские школы.