Одно из самых эксплуатирующихся сегодня понятий – "медитация". В современной культуре это слово обрело очень широкое значение, сведя общий смысл к необычному состоянию ума и духа, в направленности к созерцанию, "слушанию", восприятию той части Действительности, которая в обычном, "обыденном" состоянии сознания находится без света внимания.
Если понимать "медитацию" в синтетическом выражении возвышенного и сердечного устремления сознания "ввысь", к Свету, то это состояние явится аналогичным самым возвышенным формам молитвы (молитвы как безмолвного устремления к Высшему).
В стремлении человека "прикоснуться" сознанием, мыслью, духом к Высоким Сферам Действительности выражена естественная потребность духа в развитии и в приобщении к Сферам, где дух обрёл бытие, и где со временем должен явиться самосознательной сущностью. Ибо в чём же ещё может быть выражена эта естественная духовная потребность человека, как не в приобщении к более высоким и прекрасным Сферам, – потребность в осознании тех Планов, которые "питают" все высшие устремления человечества и которые являются Вдохновляющим Источником всего лучшего, что создано человечеством.
Сегодня слово "медитации" используют даже для обозначения форм в творчестве. Есть литературно-поэтические результаты "медитаций", есть музыкальные. И очень часто сам человек, обретая в таких устремлённых восприятиях образы, идеи, или уже готовые формы (словесные или музыкальные, или художественные), не может вполне отделить, что в этих уловленных "искрах" – из глубин его собственного духа (накоплений опытов многих жизней), а что – из высоких сфер Пространства. (Мысль Пространственная есть Мысль Великих Сознаний. К этой Светоносной Энергии Мысли люди могут приобщаться, если они возвышают своё сознание, духовность и мысль до "огненности" – до способности воспринимать эту высокую Действительность).
Таким образом, если понимать устремление, иногда именуемое "медитацией", в самом широком смысле, то можно говорить, что в каждом сосредоточенном интеллектуальном и творческом труде это возвышающее устремление присутствует, является неотъемлемой частью всякого созидательного процесса. Так же, как безмолвная молитва может быть основой каждого труда, когда этот труд бескорыстен, устремлён ко Благу, и человек находится в напряжении совершенствования качества.
Молитва или медитация в таком гармоничном процессе работы сознания является основой; безмолвным, напряжённым, хотя иногда и не вполне осознаваемым, устремлением духа и сознания. В напряжении исканий мысленных и духовных человек нередко являет ту степень самозабвенности, в которой свет его Высшего Я "возносит" сознание, делая явление сотрудничества психической энергии с Огнём и Мыслью Пространственной возможным.
Причём, что особенно важно понимать, сейчас, при наличии знаний о Психической энергии, такое сотрудничество мысли человека с Мыслью Пространственной является вполне изучаемым процессом.
Совсем иное значение, имеет "медитация", понимаемая как набор специальных приёмов с целью приведения сознания в состояние "восприимчивости" к незримым влияниям (и люди нередко оказываются под такими влияниями, от которых надо защищаться, а не стремиться к ним). В сочетании с упражнениями концентрации воли, "медитация" в таком варианте является довольно опасной практикой, в результате которой искусственным путём активизируются те или иные центры; так развивается "психизм" и быстро "расцветают" имеющиеся медиумистические задатки.
Человек радуется "открывающейся" незримой реальности, не понимая, что "открыл" для себя не "узкий путь, ведущий в жизнь вечную" (к бессмертию), но те самые "широкие врата", ведущие "в ад". Искусственное сосредоточение – это путь к открытию центров в тонком теле (причём, без перспективы их "йогической" трансмутации), что открывает "входы" одержателям, или приводит человека, незаметно для него самого, на путь колдовства и последующей неминуемой духовной гибели. (О нежелательности упражнений по концентрации воли очень предупреждала Е.П. Блаватская, именно в ключе ответственности за усиление психической энергии при неочищенности сознания и мотивации.)
Восточное слово "медитация", имея отношение к процессу обучения в Древних школах Йоги, о которых к настоящему времени существуют лишь извращённые представления, даже в лучшие времена её применения предлагалась только избранным ученикам, прошедшим длительный путь очищения и подготовительных испытаний. Ко времени, когда в Европу "хлынул" поток информации об Учениях Востока, и множество "гуру" стали набирать легковерных "учеников", Великие Учителя человечества предупреждали людей о том, насколько небезопасны все такие "упражнения", активизирующие центры в тонком теле, но не ведущие дальше низших слоёв Астрала, что не только не способствует духовному и умственному развитию, но ограничивает и тормозит его надолго, а также порождает тяжкую карму (поскольку наносит вред многим людям).
Е.И. Рерих не раз говорила, что она никогда не применяла никакие концентрации и медитации. Е.П. Блаватская утверждала, что "сидение по йоге" только навредит людям, рассчитывающим таким способом развиться духовно и психически. Учение Агни-Йоги предупреждает о вреде всего механичного, искусственного, утверждая основу искреннего сердечного устремления к Свету и Истине. (Так же, как низшая из йог, хатха-йога, в лучшем случае может быть полезна для здоровья – в отдельных несложных упражнениях без концентрации, а в худшем, особенно при концентрации внимания, приоткрывает центры, препятствуя высшему развитию. Усердствование в таких упражнениях укрепляет низшее тонкое тело, что задерживает дух в низших слоях после окончания воплощения.)
Ещё одно "зло" ошибочного представления о медитации – это культивирование безмыслия. Не понимая сущность мысли, не зная смысла основных понятий Восточной философии (например, неверное понимание термина "Пустота" в европейском толковании основной идеи буддизма, ложной транскрипцией идеи "иллюзорности" мира форм), люди, практикуя "медитацию" как "упражнение" в безмыслии, только теряют время, и при недостатке знания и интеллектуального развития, усердствуя в таких упражнениях, нередко глупеют, теряют волю и чувство здравого смысла, в результате чего многие попадают под влияние чужой воли, более сильной и "расчётливой".
Все эти факторы – изменение условий (негодность древних практик в условиях настоящего времени), неведение относительно Основ Бытия и Эволюции сознания, вредоносная искусственность, ведущая к активизации отдельных (низших) центров, нарушая гармонию психической энергии, – являются причиной того, что в настоящее время такие методы, как медитация, не являются пригодными, не могут быть применены в качестве ни развивающих дух и сознание, ни оздоравливающих методов.
Но что же взамен? Какие формы устремления, развития и познания Высшей Действительности могут быть применены? – Те возможности, которые стремящийся к Познанию ищет в медитации, реализуются в процессе вникания в наиболее глубокие истины Учения.
Усилия осознать и представить высшие идеи, выходящие за пределы эмпирического сознания, естественным путём активизируют, развивают высшие центры человека. Как можно понять, философия, в её истинном значении, может давать возможности для развития высших центров человечества, способствуя развитию "умозрения" и высшей, основанной на синтезе, логике. Но только настоящая философия, имеющая фундамент Основных знаний о Бытии и человеке. Учение Великих Учителей даёт пример такой философии.
Необходимо вникать в такие идеи, как беспредельность (в материальном и духовном Аспектах Космоса), как Основания Проявленного Бытия ("Тайная Доктрина" начинается прологом, в котором изложены основные Принципы философии, находящейся в основе Учения о Космосе и человеке; без хорошего освоения этих Основ, отдельные части Учения не будут поняты).
Устремление мысли и воображение ввысь, представляя высшие явления и истины на соответствующем им, Духовном, уровне, плане (а не "умаляя" высшие идеи до ограниченности "земных" и материалистичных представлений) является естественным путём развития сознания и высших центров мышления и восприятия Действительности. Как советовала Е.П. Блаватская своим ученикам:
"Стремитесь вообразить нечто такое, что превосходит силу вашей мысли, скажем, натуру Дхиан-Коганов…" (Е. П. Блаватская. "Тайная Доктрина", т.3)
Учение Агни-Йоги предлагает вникать в беспредельность Иерархии Света и в сущность Аума… И сама мысль в её способности развиваться беспредельно, восходить от тонких форм к тончайшим, где мысль сливается со Светом, есть "чудесное" явление "моста" к Высшим Планам Действительности.
Говоря об "истинной" философии, как она представлена в Учении Иерархии Света, надо "акцентировать" центр сердца. Устремление фокусируется в сердце. Но сердце невозможно заставить "звучать", если нет искренности и доверия.
Так, вникая в отличие "методов" Новой Эпохи, можно осознавать, что "исчезает" главное противоречие уходящего времени: невозможность совместить научное (познавательное) и религиозное (сердечно устремлённое).
Новая Эпоха утверждает цельность сознания как условие преуспевания во всём: настоящее освоение тончайших энергий и познание Высших Миров невозможно без любви, но и одного почитания Высшего недостаточно для развивающегося духа человеческого, необходима активная, дерзающая работа мысли.
Таким образом, изучение глубоких истин Учения, осуществление тех знаний, которые должны быть применены в жизни, и цельное, искреннее устремление, без сомнений и шатаний, есть то, что является доступным каждому человеку, стремящемуся к познанию.
Условием восхождения сознания является мотив Общего Блага и Служения. Потому каждый человек основывает свои стремления ещё и на работе над своими качествами, в этом смысл самосовершенствования (более высокие знания и лучшие возможности сотрудничества со Светом нарастают по мере нарастания качественности сознания, мышления и психической энергии).
Человек должен устремляться за пределы известного. Неверно думать, что высокие истины будут "ждать", когда "поднимутся вибрации человечества". Все обнародованные знания даны для того, чтобы сегодняшний (и даже "вчерашний") человек поднялся до них, поскольку в "завтрашнем" дне будут новые, более высокие уровни знания, и "новые" люди будут осваивать новые ступени приобщения к Высшим Мирам.
Если говорить обобщённо, то каждый человек должен всеми доступными ему методами возвышать мышление своё. От элементарного одоления грубости мышления и речи до воспитания в себе способности воспринимать самые возвышенные истины Учения, быть чуткими к тонким энергиям и высшим идеям.
Это те пути развития духа, которые являются естественными, гармоничными (при условии искренности человека), и которые никем не могут быть отложены. Человек обязан развивать в себе и дух, и разум, и восприимчивость, чтобы "не предавать" ни своё будущее, ни общечеловеческое, ни Великих Учителей, одаривших человека "высшей природой".
"Опознание Высшего Мира должно происходить свободно, добровольно и доброжелательно. Насилие неуместно в таком высшем предмете...Мир Высший есть пробный камень сознания" ("Аум", 127)
"Приобщаясь к Агни-Йоге, мы неуклонно устремляемся в Беспредельность. Стихия всенасыщающая ведёт к дальним мирам.... Первоначально следует сложить осознание Беспредельности. Как устремление побеждает пространство, так сознание приведёт к Беспредельности... Можно получить ключ к последующим Вратам, но прежде нужно укрепить дух на осознании величия Беспредельности.("Беспредельность I", заключение)
"... Научить стремлению каждое живое существо есть величайшее задание. В строительстве жизни отрыв и притяжение ко всем жизненным проявлениям должны одинаково воспитываться в сердце, ибо такое духовное равновесие откроет многие сокровенные устремления. Ведь открытое окно в Мир Огненный и в сердце стремление к выполнению жизненных законов устремляют дух к широкому строительству. Именно, сознательное отношение земного существа к проходимому Миру и огненное осознание Беспредельности открывают Мир высшего существования...". ("Мир Огненный" III, 298).
Авторы статьи Гореликова М.В., Василевский А.В.