В сентябре 1955 года, в торжественной обстановке, военно-воздушным силам Советского Союза был передан новейший истребитель МиГ-19. Незадолго до этого, в июле, он был впервые показан на параде в Тушино, а с 17 сентября начал долгую службу в одном из Западных округов Советского Союза. Почти сразу новый самолёт стали получать ближайшие союзники СССР. Внешне он не так чтобы очень сильно отличался от своих славных предшественников - Миг-15 и МиГ-17 - но при этом знаменовал смену эпох в отечественной авиации. Это был первый сверхзвуковой серийный истребитель, и первый представитель второго поколения реактивной авиации в наших ВВС. Всего на год он отстал от North American F-100 Super Sabre, принятого на вооружение в 1954-м. Новый МиГ мог летать со скоростью до 1450 км/ч, и по этому, да и по ряду других аспектов от Суперсейбра не отставал. Его огневую мощь составляли три 30-мм пушки, но не только они. Один из представителей линейки, МиГ-19ПМ, стал первым носителем управляемых ракет класса "воздух-воздух" в Союзе.
Первый случай боевого применения МиГ-19 произошел на границе стран Организации стран Варшавского договора и НАТО. В октябре 1959 года пара чешских летчиков на новых "мигарях" принудили к посадке в Карловых Варах "заблудившийся" итальянский самолет-разведчик на базе истребителя F-84F Thunderstreak. Через полгода после этого случая "Девятнадцатый" записал на свой счёт первый самолет потенциального противника. В районе мыса Святой Нос в Баренцевом море был сбит огромный американский разведчик RB-47H Stratojet, зачем-то во время ухода от погони решивший применить бортовое оружие против советского истребителя. Итог был немного предсказуем. И таких эпизодов в годы "Холодной войны" случалось великое множество. В США позже признавались, что появление МиГ-19 существенно усложнило жизнь их разведывательной авиации, и фактически свело её в гроб в том виде, в котором она существовала в первые послевоенные годы.
МиГ-19 обычно сопоставляют с F-100 Super Sabre, но основным его соперником в воздушных боях стали гораздо более продвинутые "Фантомы" в ходе Вьетнамской войны. Об этом не слишком часто говорят, потому что во Вьетнаме воевали истребители, носившие название J-6, являвшиеся китайскими клонами советских МиГов. Им тогда удалось сбить 19 самолетов, семь из которых были McDonnell Douglas F-4 Phantom II. С учётом собственных потерь (5 машин) они показали неплохую эффективность. Китайская версия МиГ-19 в целом считается очень удачной и сильно повлиявшей на всё дальнейшее развитие китайской боевой авиации. Советский Союз передал документацию на него в Китай в 1956 году, а уже через год в воздух поднялась первая серийная машина. Всего заводы КНР выпустили более 3000 единиц J-6. И сейчас на складах ВВС НОАК сохранилась более тысячи машин, большинство из которых подлежат восстановлению.
В начале нынешнего десятилетия впервые прошла информация, что часть из них обновляют для экспериментов в области превращения их в беспилотники. А теперь новый тяжелый дрон J-6W, на базе бывшей китайской реплики МиГ-19, начал серийно производится на одной из промплощадок аэрокосмического концерна Shenyang Aircraft Corporation (SAC). Как пишет вестник НАТО Global Defense News:
"В своем беспилотном варианте самолет претерпел значительные изменения, включая удаление пушек, катапультных кресел и внешних топливных баков. Их заменили на систему автопилотирования и автоматического управления полетом, дополнительные пилоны для полезной нагрузки и навигационную систему с отслеживанием рельефа местности. Он может быть использован в качестве приманки для привлечения огня противника, в качестве одноразовой ударной платформы, оснащенной легкими боеприпасами, или в качестве разведывательной машины высокого риска".
Издание отмечает, что Китай получает БПЛА с превосходными летными качествами, не вкладывая в это больших денег и что в мире сейчас практически нет беспилотников с такими характеристиками, как у модернизированного МиГ-19\J-6.
Уважаемые читатели "Зеленого края". Наш канал переживает один из самых трудных моментов со дня своего основания. Дзен перекрыл нам доступ к основной читательской аудитории, включая наших подписчиков. Сейчас только ваша помощь помогает нашему ресурсу держаться на плаву. Мы не пользуемся нейросетью, у нас исключительный авторский контент. Без вашей поддержки нам просто не выжить. Поддержать нас можно по этой ссылке или номеру карты в первом комментарии. Спасибо, что вы с нами в это непростое для ресурса время!
Заходите к нам на ТГ-канал, там интересно и нет дзеновских драконовских ограничений по тематике. Ждём!