В нашем книжном клубе с подружками двинулись в сторону русской классики и ни о чём не жалеем.
У нас, знаете ли, вся жизнь из подобных анекдотов состоит...
Что за фрукт?
«Записки юного врача» — цикл из семи рассказов Михаила Булгакова, публиковавшихся в 1925–1926 годах. Я читала сборник, в который также входят рассказы «Морфий» и «Я убил», которые не считаются частью цикла, но всё-таки связаны с ним. Истории эти автобиографичны: сам Булгаков работал врачом в деревне, как и главный герой рассказов.
В рассказе «Морфий» главный герой «Записок» читает дневниковые записи другого врача, оставшиеся после его смерти из-за увлечения морфием. И эта история, к сожалению, тоже описывает реальный тяжёлый период самого писателя. Правда, он, в отличие от своего героя, смог от зависимости избавиться, во многом благодаря жене Татьяне.
О чём остальные рассказы:
Полотенце с петухом. Мы знакомимся с главным героем, который пару месяцев назад окончил медицинский университет и прибывает в назначенный ему деревенский участок. Практически сразу к нему попадает пациентка с тяжёлым случаем.
Вьюга. Рассказ о первом умершем у главного героя пациенте.
Стальное горло. Главный герой делает операцию, благодаря которой зарабатывает уважение всех крестьян в округе, но за которую пришлось сначала побороться из-за малограмотности местного населения в те времена.
Тьма египетская. Развитие темы малограмотности и суеверности деревенских жителей через череду различных забавных историй, связанных с лечением.
Крещение поворотом. Главный герой впервые сталкивается с неправильным положением плода у беременной женщины.
Пропавший глаз. Рассказ о том, что даже малограмотный народ иногда может оказаться прав, в отличие от доктора. Пациент — маленький ребёнок со странной опухолью на глазу.
Звездная сыпь. Главный герой пытается бороться с сифилисом, распространяющимся у местного населения.
Я убил. Врачи спорят о том, может ли представитель их профессии намеренно убить человека. Один из мужчин в качестве доказательства приводит свою историю.
Мои впечатления
Не знаю, как так вышло, что я раньше не читала этот сборник, хотя прекрасно о нём знала и почитать давно хотела, поэтому очень обрадовалась, когда его выбрали следующей книгой для совместных чтений.
Мне очень симпатичен главный герой. Мама про меня постоянно говорит: «Глаза боятся, а руки делают». Вот Владимир как раз такой: первое время он мысленно переживает из-за того, что он вчерашний студент и не имеет практического опыта во многих вещах (в отличие от самого Булгакова, который приехал в Никольское, будучи уже опытным военным врачом), но в итоге просто берёт и делает, что требуется. Порой прибегает к помощи справочников и коллег, но главное — делает. Местами может попахивать «мэрисьюшностью»*, но я эту мысль отбросила, потому что неудачи у главного героя тоже случались.
Из семи историй «Записок юного врача» больше всего меня зацепил рассказ «Звёздная сыпь» о том, как тяжело лечить сифилис, распространяющийся среди местного населения. Сложно не в плане нехватки лекарств или знаний, вовсе нет. Трудность состоит в отношении больных к этой заразе:
Ах, я убедился в том, что здесь сифилис тем и был страшен, что он не был страшен. Вот почему в начале этого моего воспоминания я и привел ту женщину с черными глазами. И вспомнил я ее с каким-то теплым уважением именно за ее боязнь. Но она была одна!
Помимо того, что рассказы о трудностях жизни и работы врача в глубинке сами по себе очень увлекательны, так ещё и с юмором тут всё в порядке, так что я сохраняла много цитат и вообще получала от чтения большое удовольствие (насколько можно получать удовольствие, читая о чужих болезнях, но врачебный юмор он такой, знаю не понаслышке).
Поперечное положение есть абсолютно неблагоприятное положение. Что правда, то правда. Абсолютно неблагоприятное как для самой женщины, так и для врача, шесть месяцев тому назад окончившего университет.
Вот ещё:
Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманить. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!
— Ужас! — сказал я.
— Волосы дают жевать роженицам, — сказала Анна Николаевна.
— Зачем?!
— Шут их знает. Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут…
И ещё:
почему-то почувствовал злобу на Льва Толстого. «Ему хорошо было в Ясной Поляне, — думал я, — его небось не возили к умирающим...»
Однако мои слова про юмор касаются только самих «Записок», потому что в рассказах «Морфий» и «Я убил» уже не до смеха.
Итог
Если вы тоже по какой-то причине всё откладываете знакомство с «медицинским» Булгаковым, то это вам знак, что пора! А я, пожалуй, ознакомлюсь с британской экранизацией. Или замахнуться на Балабанова?
* Мэри Сью (или Марти Сью для мужских персонажей) — литературный персонаж, у которого всегда всё получается и который обладает нереалистичными способностями и бесконечной удачей.
_____________________
Возможно, вас заинтересуют и другие мои публикации: