Найти в Дзене
Психолог Самбурский

🌿 МАК-карты и подростки: из спора — в диалог

🌿 МАК-карты и подростки: из спора — в диалог

Хамство, «ничего не хочу», дверь на щеколду, бардак — всё это заметно, но не главное в подростковом возрасте.

Главное — мозг делает прыжок: появляется мощная потребность в рефлексии (подумать о смысле, о себе, о мире), тянет к абстрактному мышлению, распускается речевая креативность.

И вот родители выходят на минное поле — дискуссия. Нам важно «воспитать ценности», а подростку важно попробовать мыслить сам. В какой-то момент у него «отрубается» интерес — и разговор превращается в войну аргументов.

Я часто вижу, как вместо спора помогает совсем другой язык — язык образов.

Это то, что делают метафорические ассоциативные карты (МАК).

✏️Почему МАК «заходят» подросткам

Не надо «правильных ответов». Есть картинка — и есть ассоциация здесь и сейчас.

💬 Образ безопасен: можно говорить не про себя, а «про парня на картинке», «про комнату», «про мост». А на самом деле — про себя.

Живой эпизод из практики

Парень 14 лет.

Формулировка матери: «Грубит, не учится, сидит в наушниках». Формулировка подростка: «Отстаньте, я устал». Мы молчим минуту, потом он вытягивает карту: закрытая дверь в коридоре.

— «Это я. Если открою — залезут».

Следом — «ресурс»: окно с занавеской.

— «Можно открыть, но не настежь. Чтобы дуло, но не видно».

Дальше разговор сам находит форму: границы. «Сколько времени мне нужно одному? Что для меня — открыто, а что — нет?»

Мать вздыхает: «Я не знала, что для тебя это так важно».

🧠 Мы не спорили про уроки.

Мы настроили границы, и в них появились договорённости про учёбу.

Как превратить спор в игру (мини-инструкция)

Попробуйте дома — это не терапия, а бережная семейная практика.

🔹Три карты:

— Ситуация (что сейчас между нами),

— Герой (кто я в этой истории),

— Ресурс (что поможет).

Если нет колоды — подойдут любые открытки/картинки.

Три вопроса (коротко и по очереди):

— Что ты видишь?

— Что чувствуешь про это?

— Что здесь важно для тебя?

Один шаг: «Что я могу сделать уже сегодня, чтобы себе помочь?»

🔹Важно: никаких «правильно/неправильно». Только мысли вслух.

✏️Примеры «подростковых дилемм» через МАК

(Картинка → как её можно обсудить.)

Мост над рекой → риск vs безопасность. «Где я рискую ради уважения, а где сохраняю себя?»

Комната с одним окном → приватность vs контроль. «Что для меня личное, а что готов(а) показать?»

Группа ребят во дворе → принадлежность vs одиночество. «Где я свой? Что мне это даёт?»

👍Что получает семья

— У подростка появляется язык для сложных чувств.

— У родителей — понимание, вместо «ты опять грубишь».

— У отношений — контакт, где можно спорить безопасно.

И ещё одно наблюдение. Подростку важно не согласиться с вами, а услышать себя рядом с вами. Образы этому помогают.

📌 17 сентября в закрытом клубе «За ручку» психологи Самбурский и Фомичёва встретятся в эфире:

«Услышать себя через МАК-карты. Как простые образы открывают сложные чувства».

Будем разбирать, как переводить «молчу и злюсь» в разговор и как безопасно работать с психосоматикой.

Архив записей и клуб «За ручку с психологом»: paywall.pw/7e6vawvoypdg

Запись на консультацию: t.me/samburskiy_office

Сайт: samburskiy.com