Найти в Дзене

Девушки-мухоморы

Девушки-мухоморы - это довольно популярные персонажи камчатского
(ительменского) фольклора. Чтобы их увидеть, не обязательно глотать
мухоморы ;)) Это антропоморфные на вид существа, с ярко выраженными
женскими чертами, отчасти схожие с лесными девами (вилами, русалками,
хульдрами) из фольклора других народов.
В европейских историях сверхъестественная жена порой сама перемещается в мир людей, в дом своего мужа. Порой наоборот, уводит жениха к себе. Для ительменских  сказок преобладает второй вариант.

Одна из таких сказок производит, не побоюсь этого слова, неизгладимое впечатление - по ряду причин. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

ЧЕЛЬКУХТ И ДЕВУШКИ-МУХОМОРЫ.
Ительменская сказка (Камчатка)

Жил-был Челькутх. Посватался он к дочери Кутха Синаневт, работал для неё, много дров носил. Наконец женился на Синаневт. Стали они жить, много
веселились. Родила Синаневт. Сын родился. Отправился Челькутх в лес,
нашёл красивых девушек-мухоморов и остался в лесу с девушками, жену свою
забыл.
Вот Синаневт начала беспокоиться, ждать:
— Где же он? Убили его, наверное!
А с ними старушка жила, тётка её, Кутхова сестра. Она сказала:
— Синаневт, перестань мужа поджидать, он уж давно с девушками-мухоморами. Пошли сына к отцу.
Пошёл мальчик к отцу. Запел песню:
— Мой отец Челькутх, моя мать Синаневт, отец нас забыл.
Услышал Чельткутх, как сын поёт, и сказал:
— Пойдите, жгите его горячими головешками. Скажите ему: не я его отец.
Взяли девушки головешки, обожгли мальчика, все ручонки ему сожгли.
— Горячо! Мама, меня жгут головешками! – кричит.
Ушёл мальчик назад к матери. Пришёл, она спросила его:
— Ну, что отец сказал?
— Он сказал: «Я не отец тебе». Велел мухоморам жечь меня горячими
головешками, все ручки мне обожгли. Жжёт больно! Я завтра не пойду к
отцу, а то опять будут меня жечь горячими головешками.
На другой день бабушка снова послала его к отцу:
— Ещё раз сходи, снова спой, скажи так: «Отец, мы завтра уедем со всем
добром, ты в лесу останешься, у мухоморов. Вы все потом голодать
будете».
Мальчик пошёл к отцу, запел песню:
— Отец, мы завтра уедем со всем добром. Ты в лесу останешься, у девушек-мухоморов, вы потом голодать будете.
Услышал Чулькутх, как сын поёт, рассердился:
— Пойдите, девушки, выпорите его ремнём как следует и огнём жгите. Пусть перестанет сюда ходить!
Взяли девушки огонь, взяли ремень, стали стегать мальчика, огнём жечь. Потом прогнали его. Закричал мальчик, пошёл обратно к матери, пришёл весь
обожжённый. Бабушка на него подула, у него сразу всё прошло. Старушка
сказала:
— Ну, Синаневт, давай собираться, поедем в лес!
Стали они собираться, позвали всех зверей и всех с собой увели, никого не
оставили. Поехали в лес, приехали, выбрали высокую гору, забрались
наверх, гору водой полили, — получилась ледяная гора.
Пошёл Челькутх в лес, ни одного зверя не добыл, все следы пропали. Стал Челькутх с девушками голодать. Чего им поесть? Вспомнил Челькутх жену и сына. Пошёл к себе домой. Пришёл домой – не нашёл ни жены, ни сына. Запричитал Челькутх:
— Куда же это мои все пропали? Я голоден, Синаневт, я есть хочу. Куда же вы с сыном ушли?
Погнался по следам за женой, пришёл к той высокой горе.
— Как же наверх залезть?
Очень сколькзо. Закричал он снизу:
— Синаневт, подними меня!
Синаневт кинула вниз ремень, крикнула:
— Эй, Челькутх, хватайся за ремень!
Схватился он за ремень. Стала она поднимать его наверх, на гору. Вот уже близко, он и ногу поставил на вершину. Тогда она ремень обрезала ножом. Челькутх полетел вниз, упал, обмер, ожил, снова закричал:
— Синаневт, подними меня, я с голоду умираю!
— А почему ты с девками-мухоморами не живёшь? Почему со своими мухоморами не живёшь? Зачем сюда к нам пришёл? Очень хорошо поступаешь! Сына всего измучил, теперь вот получай, что заслужил!
— Синаневт, перестань сердиться, подними уж меня, я есть хочу.
Снова она бросила ремень.
— Ладно, хватайся, подниму.
Схватился Челькутх, подняла она его. Недалеко от вершины снова ножом ремень обрезала. Опять Челькутх полетел вниз, упал, обмер, полежал, ожил. Опять закричал:
— Синаневт, перестань сердиться!
— Я тебя подниму, а ты потом снова будешь так поступать?
— Нет, не буду, Синаневт, не буду так поступать.
Бросила она ремень, подняла его. Обсушился он, обрадовался, стал есть, наелся. Снова стали они жить, как раньше, много веселились. А девушки-мухоморы засохли и умерли.

В моей повести "Путь лиса" про людей-мухоморов так рассказывается:

"Люди-мухоморы на земле обитали с древних времён. Добрым нравом не
славились, но и зла большого не творили. А на то, что девицы-мухоморы
человеческих мужчин порой соблазняют, Леший сквозь пальцы смотрел.
Морочат-то не мальцов несмышлёных, а взрослых мужиков, у которых и сила в
руках и голова не плечах не только для того, чтобы пироги жевать.

Прежде мухоморы большой силой владели. Когда росли, прорывали головами
древесные корни, рассекали надвое. Даже сквозь камни прорастали, в
крошку самые крепкие валуны раздробляя. Любили людей дурить, особенно
шаманов. Это у грибов за особую доблесть считалось. Ну и поплатились.
Прознали люди, что мухоморы способны проводниками работать — в иной мир. Вот тогда и началась война.

Покориться шаманам мухоморы не пожелали. Самые сильные и гордые на той войне сложили свои головы, и с тех пор о былых подвигах грибного народа только воспоминания остались.
Измельчали мухоморы, зато научились хитростям. Мудрые шаманы с ними дела старались не иметь — себе дороже обойдётся. Только жадные и глупые за
силой мухоморов охотились. А что от той силы человек ума-разума
лишается, в расчёт не брали.

Ежели проглотил красный гриб с белыми пятнами, жди людей-мухоморов в гости. Сколько грибов проглотил, столько и гостей явится. Возьмут за руки, уведут на тот свет, покажут все тамошние чудеса. Вот только пути грибные тёмные, запутанные, потеряться на них легко, а выбраться трудно. Да и плату мухоморы берут сторицей — не только разум, но и душу потеряешь, а тело в гнилую развалину превратится..."

В общем, опасные существа. А наскальные изображения людей-мухоморов можно увидеть на Пегтымельских петроглифах на Чукотке.