Найти в Дзене
Сказы Истории

Как бог Яхве из Ветхого Завета воплотился в Иисуса, а после вознесения в Святого Духа Часть1

Для фарисеев и книжников важно было объединить Ветхий Завет с новой религией – христианством, создаваемой императором Константином через 300 лет после Иисуса. Сделать это оказалось проще простого – объявив Иисуса воплотившимся богом Яхве, а затем вознёсшимся Святым Духом.

Предыстория о Мессии

Иудаизм возник на Ближнем Востоке и заложил основы монотеистической религии, став фундаментом для возникновения и развития двух крупнейших мировых религий — христианства и ислама. После эпохи Ветхого Завета последователи Иисуса поверили, что он был тем самым обещанным Мессией, то есть Христом, в то время как последователи иудаизма до сих пор отрицают эту концепцию.

Последователи Иисуса стали называть себя христианами и рисовали

рисовали на лбу букву «Тав», затем её заменили на букву «Т» (Тау).

Эта буква имела значение «Божественной печати», символа всего сущего.

Тав» - 22 буква еврейского алфавита
Тав» - 22 буква еврейского алфавита

Ранние богословские споры

Взгляды первых христиан были разнообразные, в основном приближенные к иудаизму, но в Южной Месопотамии в III веке христианские взгляды смешались с зороастризмом и буддизмом, так возникло манихейство.

-3

Манихейство утверждает, что добро и зло существуют вечно, обладают равной значимостью и постоянно борются друг с другом. Люди призваны освободить добро и свет, заключённые в плену материи (тела), хотя сами находятся в состоянии внутреннего конфликта между добрыми и злыми началами.

Савеллианство (модализм)

Стало ещё одним течением в христианстве и получило название по имени

его основного проповедника Савеллия, который жил в Риме в начале III века.

Савеллианство утверждало, что Бог представляет собой единую личность, проявляющуюся в различных формах или образах в зависимости от обстоятельств и исторических периодов. Например, в Ветхом Завете он выступает как Отец, в Новом Завете становится Сыном Божьим, а после вознесения Иисуса Христа действует как Святой Дух. Впоследствии савеллиане отвергали традиционное учение о Троице, согласно которому Бог одновременно существует в трех ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух, сохраняя единство природы.

Гонения на христиан в первые века

Христиане столкнулись с гонениями в Древнем Риме главным образом потому, что отказались признать культ императора как божества. Для приверженцев христианства поклонение кому-либо кроме единого Бога было нарушением первой заповеди Моисея («Да не будет у тебя других богов пред лицом моим»). Император считался верховным главой государства и объектом религиозного почитания, и отказ христиан участвовать в ритуалах и жертвоприношениях, посвящённых культу императора, рассматривался властями как государственная измена и угроза порядку.

Такое поведение расценивалось как проявление непокорности и неверности государству, что приводило к арестам, пыткам и смертельным наказаниям. Лишь после Миланского эдикта Константина Великого в 313 году ситуация изменилась, и христианство постепенно приобрело статус официальной религии империи

Создание христианства. Арианство.

В 325 году император Константин решил создать единую для всей империи религию, к этому его давно подталкивали книжники и фарисеи, которые очень хотели выйти за рамки Ветхого Завета и привлечь в новую религию язычников.

Однако императора не устраивало, что христиане считали Иисуса Сыном Бога и себя тоже Его детьми. А ему нужны были рабы, а не божьи дети.

Разразился спор.

Вселенские Соборы. Фото из открытого доступа
Вселенские Соборы. Фото из открытого доступа

Сыновство Иисуса отстаивал александрийский пресвитер Арий (256-336), который считался кандидатом в александрийские епископы. Однако на египетскую кафедру метил ещё один епископ Александрийской церкви Александр. Арий отдал ему поданные за него голоса, но вступил с тем в спор, когда Александр публично высказал, что «Бог есть Троица во Единице и Единица во Троице».

Арий усмотрел в этом савеллианство, однако Александра поддержал и укрепил в споре диакон Афанасий, ставший впоследствии Великим. Таким образом Александр с Афанасием, не моргнув утверждали, что бог Ветхого Завета, то есть Яхве, превратился в Иисуса, а после вознесения в Святого Духа.

Арий был отлучён от церкви, но вместе с ним отпала многочисленная паства, до трети пресвитеров и несколько епископов.

В ответ на это Александр обратился к императору Константину, которому пришлись по душе взгляды Александра и Афанасия, ему ведь был нужен именно один бог. Для разрешения этих споров и собрался в Никее в 325 году Первый Вселенский собор

Первый Вселенский собор 325 год

Фактически этот собор объединил ветхозаветные времена с новозаветными, Иисус был объявлен Богом, единосущным Отцу, то есть ветхозаветному Яхве, получалось, что он пришёл в этот мир в образе Иисуса. Единосущие было лично внесено императором в Символ веры - краткого, но предельно точного изложения основных догматов христианской веры.

Первый Вселенский собор Фото из открытого доступа
Первый Вселенский собор Фото из открытого доступа

Традиционно считается, что на соборе присутствовало 318 епископов, хотя Евсевий Кесарийский сообщает о 250 епископах. Таким образом, в соборе принимала участие примерно шестая часть всех христианских епископов, то есть конкретные сторонники императора

Арианских епископов было примерно 22 человека во главе с Арием, остальные просто не были допущены. Истинными арианами были Евсевий Никомедийский, Павлин Тирский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский, Минофант Эфесский, Феогнис Никейский и Марий Халкидонский

Учение Ария было признано еретическим, он сам и четыре его сторонника (Евсевий Никомедийский, Феогнис Никейский, Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский) были отлучены от церкви и отправлены в ссылку.

Определение даты празднования Пасхи.

На соборе была определена дата празднования Пасхи и решено, что она будет отмечаться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, но после иудейской Пасхи. То есть христианская Пасха, символизирующая Воскресение Иисуса оказалась привязана к иудейской пасхе. Но Воскресение Иисуса было конкретным событием, произошедшим в конкретный день – 17 апреля 29 года.

Церковь молчит, а христианская Пасха так и остаётся «привязанной» к иудейскому Пейсаху и «плавает» по лунному календарю, при этом всегда празднуется на убывающей Луне, после иудейской, которая всегда в полнолуние.

Более подробно о дате воскресения Иисуса можно почитать в статье:

17 апреля – день воскресения Иисуса, который христианская церковь не отмечает, в чём смысл «плавающей» Пасхи

Продолжение во второй части

Представленные рассуждения – это моё личное мнение, которое никому не навязываю, просто каждый раз читая Библию, открываю для себя что-то новое и делюсь этим.