Для фарисеев и книжников важно было объединить Ветхий Завет с новой религией – христианством, создаваемой императором Константином через 300 лет после Иисуса. Сделать это оказалось проще простого – объявив Иисуса воплотившимся богом Яхве, а затем вознёсшимся Святым Духом.
Предыстория о Мессии
Иудаизм возник на Ближнем Востоке и заложил основы монотеистической религии, став фундаментом для возникновения и развития двух крупнейших мировых религий — христианства и ислама. После эпохи Ветхого Завета последователи Иисуса поверили, что он был тем самым обещанным Мессией, то есть Христом, в то время как последователи иудаизма до сих пор отрицают эту концепцию.
Последователи Иисуса стали называть себя христианами и рисовали
рисовали на лбу букву «Тав», затем её заменили на букву «Т» (Тау).
Эта буква имела значение «Божественной печати», символа всего сущего.
Ранние богословские споры
Взгляды первых христиан были разнообразные, в основном приближенные к иудаизму, но в Южной Месопотамии в III веке христианские взгляды смешались с зороастризмом и буддизмом, так возникло манихейство.
Манихейство утверждает, что добро и зло существуют вечно, обладают равной значимостью и постоянно борются друг с другом. Люди призваны освободить добро и свет, заключённые в плену материи (тела), хотя сами находятся в состоянии внутреннего конфликта между добрыми и злыми началами.
Савеллианство (модализм)
Стало ещё одним течением в христианстве и получило название по имени
его основного проповедника Савеллия, который жил в Риме в начале III века.
Савеллианство утверждало, что Бог представляет собой единую личность, проявляющуюся в различных формах или образах в зависимости от обстоятельств и исторических периодов. Например, в Ветхом Завете он выступает как Отец, в Новом Завете становится Сыном Божьим, а после вознесения Иисуса Христа действует как Святой Дух. Впоследствии савеллиане отвергали традиционное учение о Троице, согласно которому Бог одновременно существует в трех ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух, сохраняя единство природы.
Гонения на христиан в первые века
Христиане столкнулись с гонениями в Древнем Риме главным образом потому, что отказались признать культ императора как божества. Для приверженцев христианства поклонение кому-либо кроме единого Бога было нарушением первой заповеди Моисея («Да не будет у тебя других богов пред лицом моим»). Император считался верховным главой государства и объектом религиозного почитания, и отказ христиан участвовать в ритуалах и жертвоприношениях, посвящённых культу императора, рассматривался властями как государственная измена и угроза порядку.
Такое поведение расценивалось как проявление непокорности и неверности государству, что приводило к арестам, пыткам и смертельным наказаниям. Лишь после Миланского эдикта Константина Великого в 313 году ситуация изменилась, и христианство постепенно приобрело статус официальной религии империи
Создание христианства. Арианство.
В 325 году император Константин решил создать единую для всей империи религию, к этому его давно подталкивали книжники и фарисеи, которые очень хотели выйти за рамки Ветхого Завета и привлечь в новую религию язычников.
Однако императора не устраивало, что христиане считали Иисуса Сыном Бога и себя тоже Его детьми. А ему нужны были рабы, а не божьи дети.
Разразился спор.
Сыновство Иисуса отстаивал александрийский пресвитер Арий (256-336), который считался кандидатом в александрийские епископы. Однако на египетскую кафедру метил ещё один епископ Александрийской церкви Александр. Арий отдал ему поданные за него голоса, но вступил с тем в спор, когда Александр публично высказал, что «Бог есть Троица во Единице и Единица во Троице».
Арий усмотрел в этом савеллианство, однако Александра поддержал и укрепил в споре диакон Афанасий, ставший впоследствии Великим. Таким образом Александр с Афанасием, не моргнув утверждали, что бог Ветхого Завета, то есть Яхве, превратился в Иисуса, а после вознесения в Святого Духа.
Арий был отлучён от церкви, но вместе с ним отпала многочисленная паства, до трети пресвитеров и несколько епископов.
В ответ на это Александр обратился к императору Константину, которому пришлись по душе взгляды Александра и Афанасия, ему ведь был нужен именно один бог. Для разрешения этих споров и собрался в Никее в 325 году Первый Вселенский собор
Первый Вселенский собор 325 год
Фактически этот собор объединил ветхозаветные времена с новозаветными, Иисус был объявлен Богом, единосущным Отцу, то есть ветхозаветному Яхве, получалось, что он пришёл в этот мир в образе Иисуса. Единосущие было лично внесено императором в Символ веры - краткого, но предельно точного изложения основных догматов христианской веры.
Традиционно считается, что на соборе присутствовало 318 епископов, хотя Евсевий Кесарийский сообщает о 250 епископах. Таким образом, в соборе принимала участие примерно шестая часть всех христианских епископов, то есть конкретные сторонники императора
Арианских епископов было примерно 22 человека во главе с Арием, остальные просто не были допущены. Истинными арианами были Евсевий Никомедийский, Павлин Тирский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский, Минофант Эфесский, Феогнис Никейский и Марий Халкидонский
Учение Ария было признано еретическим, он сам и четыре его сторонника (Евсевий Никомедийский, Феогнис Никейский, Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский) были отлучены от церкви и отправлены в ссылку.
Определение даты празднования Пасхи.
На соборе была определена дата празднования Пасхи и решено, что она будет отмечаться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, но после иудейской Пасхи. То есть христианская Пасха, символизирующая Воскресение Иисуса оказалась привязана к иудейской пасхе. Но Воскресение Иисуса было конкретным событием, произошедшим в конкретный день – 17 апреля 29 года.
Церковь молчит, а христианская Пасха так и остаётся «привязанной» к иудейскому Пейсаху и «плавает» по лунному календарю, при этом всегда празднуется на убывающей Луне, после иудейской, которая всегда в полнолуние.
Более подробно о дате воскресения Иисуса можно почитать в статье:
Продолжение во второй части
Представленные рассуждения – это моё личное мнение, которое никому не навязываю, просто каждый раз читая Библию, открываю для себя что-то новое и делюсь этим.