Найти в Дзене
Вокруг света с детьми

"Пуритане" в Мариинском театре

Во время летнего отпуска в Санкт-Петербурге у нас было несколько походов в театр, какой-то практически театральный отпуск. Шесть раз мы посещали театральные постановки, были на двух операх, на балете, на музыкальном детективе, на кукольном спектакле и на огненном хип-хопе. Про одну из опер - «Поворот винта» в Мариинском театре рассказывала здесь. Сегодня расскажу про вторую. Как-то даже необычно получилось, что на оперы и обе в Мариинском театре мы ходили в первый и в последний день своего пребывания в культурной столице, так сказать - открывали и закрывали свой маленький сезон отдыха. Только первую оперу мы смотрели в старом здании, а вторую - в Мариинском-2. Здесь мы тоже не новички, были уже в 2021 году на опере «Золотой петушок» (писала здесь). Но всегда приятно не только исследовать новые места, но и посещать старые, смотреть, что изменилось. Так вот, за 4 года в Мариинском-2 ничего не изменилось. Все здесь нам нравится - стены желтые, как будто бы янтарные, выставка фотографи

Во время летнего отпуска в Санкт-Петербурге у нас было несколько походов в театр, какой-то практически театральный отпуск. Шесть раз мы посещали театральные постановки, были на двух операх, на балете, на музыкальном детективе, на кукольном спектакле и на огненном хип-хопе. Про одну из опер - «Поворот винта» в Мариинском театре рассказывала здесь. Сегодня расскажу про вторую.

Как-то даже необычно получилось, что на оперы и обе в Мариинском театре мы ходили в первый и в последний день своего пребывания в культурной столице, так сказать - открывали и закрывали свой маленький сезон отдыха. Только первую оперу мы смотрели в старом здании, а вторую - в Мариинском-2.

Здесь мы тоже не новички, были уже в 2021 году на опере «Золотой петушок» (писала здесь). Но всегда приятно не только исследовать новые места, но и посещать старые, смотреть, что изменилось.

-2

Так вот, за 4 года в Мариинском-2 ничего не изменилось.

-3

Все здесь нам нравится - стены желтые, как будто бы янтарные, выставка фотографий в холле, костюмов, большие букеты с цветами.

-4

Буфет нам тут тоже нравится - такое большое, светлое помещение, окна панорамные выходят как раз на старое здание и речку, очень красивый вид. Ну и подают тут все тоже вкусное, для десертов вообще отдельный прилавок, чтобы быстрее обслужить посетителей. Мы, как люди скромного достатка и непьющие, немного с непониманием смотрели на посетителей, позволяющих себе все эти дорогущие явства в больших количествах, но с другой стороны, гулять - так гулять! В общем, програмку купили, в буфет сходили, по холлу и коридорам погуляли.

Теперь насчет оперы.

-5

Почему выбрала именно эту? Ну, во-первых, нравится Винченцо Беллини.

Во-вторых, история Англиии же. Один из самых драматических ее периодов (да и мировой истории, чего уж). Шутка ли, короля, помазанника божьего, казнили при всем честном народе. Они там, кстати, во многом были передовики, основатели старейшей демократии. В двенадцатом веке ограничили монаршую власть своей Магна Картой, а до сих пор у них короли правят. В XXI веке держатся за свою монархию, как за соломинку, а были первыми, кто казнил поднял руку в принципе на королевскую голову (когда Марию Стюарт казнили, но там ее хоть тоже по королевскому указу другой королевы) и кто вообще казнил своего правителя. Речь идет о казни Карла Первого, короля из династии Стюартов в результате буржуазной революции, причем, его же сына опять на трон и посадили, недолго они продержались.

Но период этот революционный, когда в стране главенствовали пуритане - сектанты, если угодно, представители религиозного течения, которые отвергали какую бы то ни было роскошь, излишества, отсюда и нарицательные впоследствии выражения пошли «пуританский», к примеру, означает сейчас - аскетичный, радикально бережливый, скопидомный даже.

Вот такие люди заправляли в английском королевстве в середине XVII века. Сравнить с каким-то красным террором или французской революцией, наверное, можно было бы, но там все же было менее радикально, все ж в Англии деньги в основном у высшего сословия были сосредоточены, так что оно не было искоренено, хоть и затаилось и лишения терпело.

Надо отметить, что история полностью вымышлена, персонажей, упомянутых в опере, в действительности не существовало (ну, главных героев, исторические кое-какие, разумеется, взяты реальные).

Беллини не сам придумал сюжет, он адаптировал пьесу Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса (известного под именем Сентин) «Круглоголовые и рыцари». Круглоголовые - это пуритане как раз и есть, так их называли из-за стрижек (в нашей стране она называлась « под горшок»). Это была одна из его последних пьес.

На Питерской сцене пьеса, увидевшая свет в 1835 году, была поставлена уже в 1840 году.

События оперы разворачиваются, как я уже говорила, в период, когда республиканцы-протестанты боролись с католиками-роялистами.

На фоне политических и религиозных противоречий сформировалась любовная пара. Дама - из клана пуритан, а ее кавалер - сторонник партии короля. «Нет повести печальнее на свете…» В который раз уже судьба подкидывает козни влюбленным, и вот мы опять наблюдаем извечную драму - любовь детей из враждующих лагерей. Конечно же тут все по стандартной схеме: мнимая измена, побег, безумие, арест, смертный приговор, буря. Мы сочувствуем несчастным влюбленным, проклинаем их недругов, возмущаемся драконовскими порядками в стране и религиозной нетерпимостью.

Но тут, в отличие от повести, которой печальней нет на свете, все заканчивается хорошо.

Вкратце - девушку Эльвиру выдают замуж за нелюбимого ею военным по фамилии Форт. А любит она Артура, юношу во всех отношениях подходящего, кроме того, что он - роялист. Но удача улыбнулась девушке, помолвку с нелюбимым расторгли, а с любимым заключили. Артур прибывает свататься и привозит подарки, в числе которых прекрасное подвенечное покрывало. В замке у отца Эльвиры находится пленница - некая богатая дама. Она открывается Артуру - это сама королева, жена казненного Карла Первого. Завтра ее повезут в парламент, где вынесут приговор, явно не оправдательный. Артур вспоминает свою присягу и под видом невесты своей под свадебным покрывалом прячет и выводит из замка королеву. При этом, все присутствующие потрясены случившимся, а невеста теряет рассудок. Теперь уже обвинен Артур, ждет в крепости казни за измену. Но Артур изловчился бежать, встречается с невестой, объясняет ей причины своего поступка, что им руководил долг, а любит он все еще ее. Эльвира, разумеется, приходит в себя от таких откровений. Но солдаты ищут беглеца, находят его и намерены арестовать. Тут приходит послание диктатора Кромвеля - королевская семья и их сторонники повержены, демократии ничто не угрожает, поэтому Артур помилован. ВСе присутствующие ликуют.

«Пуритане» – прекрасная музыкальная драма. И сольные партии великолепные, и хоровые мощные, и оркестр в полном составе. К драматическому сюжету музыкальная и голосовая составляющая добавляет накала, остроты, герои, особенно главные персонажи, они буквально надрываются в своих страданиях, это слышно невооруженным ухом и сразу понятно - человеку плохо. Пишут, что «Пуритане» – одна из самых сложных для исполнения опер за всю историю жанра. Не знаю, как там по поводу исполнения, но смотреть - сплошное удовольствие. Хотя исторические неточности мне лично резали глаз, но они выступали прекрасным драматическим фоном для происходящего. Видео здесь.

Спектакль довольно длинный, в нем три действия. Настройтесь на долгое пребывание в театре. Впрочем, это же хорошо, встреча с искусством, чем дольше, тем лучше.

Осталось только напомнить, что в Питере мы были неделю, писала об этом здесь.