Расскажу о мюзикле «Мышеловка», который мы посмотрели этим летом в Санкт-Петербурге в Театре музыкальной комедии.
Когда увидели, что это музыкальный детектив, да еще по произведению Агаты Кристи (которого нет в виде книги, а есть только пьеса - радиоспектакль есть, пьесы ставят, даже фильм есть под названием «Смотрите, как они бегут» (в стиле «Отеля Грант-Будапешт»), то купили билет на него безо всяких раздумий.
Пьеса эта в двух действиях, музыкальное произведение Александра Журбина, который вдохновился абсолютно кассово успешным проектом королевы детектива Агаты Кристи (пьеса ставится с 1952 года, кстати) и написал этот мюзикл.
Музыкальное произведение тоже замечательное. Из мюзиклов я видела, конечно же , «Нотр Дам-де Пари» (если говорить о российской версии), а в голливудских "Призрака оперы" , "Чикаго" навскидку можно припомнить.
Опереточный жанр очень любим нами, мы с дочкой не так давно смотрели «Летучую мышь», очень понравилось. Все эти детские советские музыкальные фильмы, наверное, наложили свой отпечаток на театральные вкусы. Но, когда на сцене весело поют и танцуют - это намного лучше, чем плачут и страдают (а именно горячо любимые нами оперы грешат излишним трагизмом, взять хоть недавнюю «Поворот винта», смотрели в Мариинке - писала про нее здесь, или «Мадам Баттерфляй» - смотрели зимой в Саранске, писала здесь, или «Турандот», которую смотрели в Ростове-на-Дону весной, везде одни мрачные картины, соло или хоры завывают и очень грустно все).
И, хотя произведение - детективная история, и в ней есть место драме, и убийства тут присутствуют, и брошенные дети, и обман, но все-таки впечатление от просмотра весьма позитивное - потому что закончилось все поимкой преступника и разрешением старой загадки.
Итак, о чем спектакль (коротенько расскажу, кто не любит спойлеры, можно в этом месте уже перестать читать).
Сначала нам являют сцену убийства, которое совершено в Лондоне. Убита дама преклонных лет, Морин Лайон, у тела которой находят записную книжку.
Приметы убийцы полиция объявляет по радио: разыскивается подозреваемый в убийстве: мужчина в тёмном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе.
Потом действие перемещается в пансион «Монксуэлл-мэнор», который принадлежит молодой супружеской паре Рэлстонов.
В нем собираются постояльцы. Кристофер Рен - молодой интеллигент, миссис Бойл - властная пожилая сумасбродка, майор Меткалф - армейская косточка и мисс Кейсуэлл - девица с сомнительным бэг-граундом.
Как это часто бывает в детективах, а особенно в детективах Агаты Кристи,из-за снегопада они оказываются запертыми в доме и читают в газете об убийстве. Во время снегопада странным образом прибывает ещё один гость — сеньор Паравичини, чья машина застряла в снегу. Он хорошо готовит, представляется кулинаром, но на повара не похож, а о причинах поломки машины все тут же начинают строить догадки.
Последний звонок из внешнего мира перед тем, как оборвались от непогоды телефонные провода, был звонок из полиции по поводу визита уполномоченного сержанта.
А вскоре на лыжах в гостиницу прибывает сержант Троттер из полиции, заявляющий, что убийца дамы из Лондона находится в пансионе.
Немного погодя властная миссис Бойл уже убита, версия сержанта Троттера о присутствии в пансионе убийцы таким образом подтверждается.
Он начинает расследование. Подозрение падает на парня Рена, чьи приметы схожи с приметами предполагаемого убийцы. Но все не так просто, под подозрением все. Сами подозреваемые пытаются инсценировать второе убийство, чтобы разобраться в нём и попытаться предотвратить третье. Оказывается, что каждый из присутствующих, включая хозяев пансиона, хранит страшную тайну, и многие из них связаны с давней ужасной истории смерти ребенка на старой ферме.
Именно первой жертве, той самой тетке из Лондоне, принадлежала ферма, на которую много лет назад поместили троих детей под опеку. С детьми обращались настолько плохо, что один из них от такого обращения умер. После этого к фермерше отношение поменялось, остальных детей у нее из-под опеки изъяли, но они ничего не забыли и вернулись, чтобы отомстить. Осталось только выяснить, кто из присутствующих - те дети, и кто еще сыграл роль в той ужасной трагедии.
Роль убитой миссис Бойл вскоре всплыла - она была судьей на том процессе, когда детей отдали под опеку злобной фермерше. А что же остальные? Причастны ли они к тому инциденту и есть ли их вина в смерти мальчика? Кто будет следующей жертвой? Кто из присутствующих выдаёт себя за другого? Может, кто-то является одним из тех детей, или их родителей? Хозяйка пансионат и одна из постоялиц примерно подходят по возрасту, обе сироты. Хозяин пансионат, их гость, да и сам сержант вполне могут быть третьим ребёнком из тех. Личность военного до конца не ясна. Кто такой этот кулинарный гений и почему он здесь?
Сержант Троттер собирает всех в зале, решив приготовить ловушку для преступника. И преступник-таки разоблачен, но самым неожиданным образом.
В конце каждого спектакля зрителей просят не рассказывать, чем она заканчивается. Нас, конечно, не просили, но я все равно не буду. Вдруг кто-то посмотреть захочет. Хотя любителям творчества Агаты Кристи довольно быстро становится все ясно. Сюжеты многих ее произведений переплетаются в «Мышеловке».
Любители творчества писательницы сразу найдут совпадения, и в каких ее произведениях есть похожие сцены. Мы, например, обнаружили, что сцена с лыжами из «Загадки Ситтафорда», а сбор всех фигурантов в одном месте - так это вообще прием из «Десяти негритят».
По поводу музыки и пения - отличное музыкальное произведение, в меру живое, но есть моменты, которые берут за душу, есть разговоры по душам героев - в песне, разумеется, есть групповые разноголосые партии. Любителям жанра и просто пения и музыки тут тоже есть, чем насладиться.
И еще немного о самом театре. Как я уже много раз говорила в своих заметках, мы в театр ходим не только на спектакль, но и для знакомства с самим театром. Тем более, что в Санкт-Петербурге (да и не только здесь) театры располагаются, как правило, или в прекрасных исторических зданиях, дворцах или усадьбах, или в каких-то оригинальных. Ну, напомню, вот весной в Ростове-на-Дону были в двух театрах . Один, драматический - в виде трактора построен, другой, музыкальный, в виде рояля.
Потому и само здание театра музыкальной комедии, располагающееся в историческом месте, и само имеющее свою собственную историю, тоже заслуживает внимания.
Начать с того, что находится оно на площади Искусств, а к ней примыкают помимо этого театра еще Гранд-отель «Европа», музей художника И. Бродского, Артистическое кафе «Бродячая собака», Театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского, Русский музей, музей Этнографии, театр Музыкальной комедии и, наконец, Филармония им. Д. Шостаковича. В общем, одно из культурнейших мест (все эти места тоже надо бы посетить, там еще чуть дальше Михайловский театр, рассказывала о нем здесь).
Сам театр родился в 1929 году, но в теперешнее место переехал в 1938. Первое произведение, которое показал новорожденный театр - два объединенных опереточных коллектива – Ленинградской и Харьковской Музкомедии, была одна из первых советских оперетт «Холопка» Стрельникова. Так что и тут традиции весьма давние и крепкие. В годы войны и блокады театр продолжал работать и поддерживать дух ленинградцев.
В одном из залов есть посвященная этому времени экспозиция, в совокупности с богатыми интерьерами и дубовым резным потолком, производит, конечно, впечатление.
Немного скажу про историю здания. В 1910 году в здании на Итальянской улице открылся театр, получивший название «Палас-театр». Через 10 лет помещение было передано Государственному театру комической оперы, а еще чуть позже в подвале открылось популярное кабаре. В 1929 году здесь обосновался только что созданный в Петербурге «Мюзик-Холл» под руководством И.Дунаевского, ну а уж потом он поменялся домами с Музыкальным театром комедии.
Экспозиция из мемориальных театральных вещей, костюмов и фотографий, занимает несколько залов.
Целый музей, практически, театральной памяти.
Были у театра и трудные дни, в 80е годы здание долго ремонтировалось.
Но в конце 90х ремонт удалось завершить, и с тех пор театр радует посетителей и интерьерами и постановками. А уж про интерьеры-то мне есть, что рассказать.
Само здание театра было построено в 1799–1801 годах, можете себе представить? Сначала оно принадлежало княгине Урусовой (урожденной Лазаревой). В 1896 году дом приобрел Великий князь Николай Николаевич, внук Николая I, и потом подарил его своей фаворитке, известной актрисе Александринского театра М. Потоцкой. Во все времена аристократы жаловали артисток (вспомним даже и приписываемый отцу нынешнего короля Британии роман с русской балериной).
Интерьеры театра носят отпечатки самых различных архитектурных стилей.
Трехмаршевая лестница, гостиные-фойе в стиле рококо.
В отделке фойе, размещенного над входом в театр, преобладают элементы стиля итальянского Возрождения.
Портретная галерея - ну чисто Екатерининский дворец в Царском селе, в миниатюре, конечно. Помните, фильм «Узник замка Иф» там снимали.
Из окон вид на площадь - тоже просто, как картина в позолоченной раме, умопомрачительный.
Театральный зал – один из наиболее ранних и немногочисленных интерьеров общественного назначения, исполненных в начале XX века под воздействием архитектуры русского позднего классицизма.
Колонны в нем расположены и в зале, у нас были места как раз за ними. Они были дешевле из-з ограниченной видимости, но, по моему, видно все было прекрасно. 13й ряд, и не так уж они и мешали. Хорошо, что взяли их, а то стоимость билетов была для нас довольно велика.
Одно из фойе, в котором теперь буфет, специально перестроено под грот, что стало модным в начале XX века. Стены этого зала выложены необработанным камнем, в расщелинах которого скрываются электрические лампочки.
Напоминает фойе в Санкт-петербург опера, тоже в виде грота.
Что-то от Гауди в этом всем присутствует, возможно с него и срисовали. Но красиво, почему ж нет-то.
Кстати, раз уж начала про буфет, то и продолжу. Обязательно посещаем буфеты в театрах, пробуем кофе, какой-то десерт, смотрим цены. В театральных буфетах они, как правило, конские и совершенно необоснованно. Кофе обычный, пирожные тоже. Дерут деньги за место и обстановку, это понятно. Но посещение буфета создает какую-то завершенность похода в театр, так что терпеливо платим.
Здесь помещение для приема пищи и правда было роскошным. Все эти гротовые интерьеры,разноцветные лампочки, рояль - очень атмосферно, скажем так. Люди не столько ели и пили (хотя и это, конечно), сколько фоткались. Еще одна особенность - самообслуживание. Использованную посуду надо было самим сносить на столик у двери. Я считаю, что правильно, это совсем нетрудно.
Хотя, с другой стороны, в Мариинке за такие же деньги официанты убирали. Но, мы - люди культурные и не склочные, порядки чужие уважаем, все сделали, как велено.
В общем, и спектакль отличный, и театр, и наполнение его на высший бал. Обязательно сходите, если возможность будет. Они еще оперетточные фестивали проводят в Гатчине летом, но в этом году не было, к сожалению.