Как часто вы обращаете внимание на раму картины? Изобразительное искусство настолько притягательно, что чаще всего мы сразу «ныряем» в мир полотна, не глядя на то, что его обрамляет. Однако бывают случаи, когда рама не менее важна и не просто дополняет произведение или помогает понять его смысл, но и оживляет его, позволяя услышать происходящее на картине.
Таковы работы гениального художника-баталиста Василия Верещагина, который, рискуя жизнью, показывал людям всю ужасающую правду войн XIX века.
Верещагин говорил: «дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать – участвовать в атаках, штурмах, походах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны…»
Так он и поступал, поэтому рамы Верещагина поют те горькие песни, которые пели солдаты, кричат в отчаянии от осознания неизбежного конца и доносят обрывки речей полководцев древности…
Слова Святослава
Безнадежно малочисленный отряд русских отстреливается от вражеской конницы. Некоторые уже сражены, иные бегут в надежде успеть присоединиться к отряду, но как бы решительны ни были воины – исход сражения очевиден. Такова картина Верещагина «Нападают врасплох».
На раме этой картины цитируются прославленные в веках слова князя Святослава, которые он произнес во время битвы при Аркадиополе 970 года, будучи окруженным греками: «Ляжем костьми. Не посрамим земли Русской. Мертвые сраму не имут».
И эти слова в самом деле существуют вне времени. Мы правда можем представить, что кто-то из участников картины мог произнести их вслух или мысленно:
Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не знают позора. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко
Русские летописи говорят о победе Святослава в той битве, греческие – наоборот. Нестеров же использовал эти торжественные слова, подчеркивая контраст между героическим эпосом, величественными легендарными сражениями и жестокой реальностью войны.
Последняя песня забытого воина
Эта картина Верещагина подверглась жестокой критике и была уничтожена самим автором. До нас дошла лишь ее черно-белая фотография, рама с текстом песни на ней также со временем была утрачена. Картина Верещагина «Забытый».
На раме художник поместил куплет русской народной песни «Уж как пал туман на сине море». Это прямая речь умирающего солдата, который в песне просит передать жене, что уже не вернется домой.
Ты скажи моей молодой вдове,
Что женился я на другой жене;
Нас сосватала сабля острая,
Положила спать мать сыра земля…
Эта мелодия была знакома людям, поэтому каждый, видя полотно, неизбежно слышал последнюю песню солдата. Модест Мусоргский, потрясённый этим полотном, сочинил балладу, Всеволод Гаршин – стихотворение, а нам лишь остается попытаться представить, какое огромное впечатления производила картина «Забытый».
Отчаянный крик солдата, отпечатавшийся в памяти Верещагина
Картина Верещагина «Смертельно раненный» – одно из самых известных его полотен. Однако ее часто публикуют без рамы, но именно она делает картину по-настоящему душераздирающей.
Массивная деревянная рама стилизована под листья аканта обнимает черное паспарту с золотым античным орнаментом, напоминающее траурную рамку или даже часть надгробия. Акант – многозначный символ. В христианстве он напоминает о страданиях Христа, в античности это символ бессмертия, а древние предания гласили, что это растение можно встретить на могилах героев.
На черной рамке художник поместил подлинные слова умирающего солдата, которые на всю жизнь врезались ему в память:
«Ой, убили братцы!.. убили!... ой, смерть моя пришла!»
Верещагин в числе пяти сотен солдат держал оборону крепости города Самарканд, когда двадцать тысяч воинов Бухарского ханства напали на нее. И этого смертельно раненного солдата он видел своими глазами и так позже описал его смерть.
…пуля ударила ему в ребра, он выпустил из рук ружье, схватился за грудь и побежал по площадке вкруговую крича: ой, братцы, ой убили! Ой смерть моя пришла! – что ты кричишь-то, сердечный, ты ляг … – но бедняга уже ничего не слышал, он описал круг, пошатнулся, упал навзничь и умер, и его патроны пошли в мой запас
Картина, рама, каталог и рассказ Верещагина
Верещагин не только писал картины и создавал подписи к ним на рамах – к своим выставкам он создавал каталоги, которые позволяли еще больше узнать о происходящем, и даже писал рассказы о событиях, запечатленных на выставках.
Так Верещагин представлял людям выставки-открытия, выставки-истории, выставки путешествия… Свои серии работ он называл «поэмами», картины в них – «главами», а этюды к ним – «фактами».
Художник не стеснялся показывать ужасающую правду, говорить о больных темах и делал это зрелищно, расширяя сами границы полотна, наверное поэтому его работы до сих пор вызывают сильнейшие эмоции.
В статье мы разобрали далеко не все картины Верещагина с подписями на рамах. Если хотите прочитать следующую часть, то дайте нам знать!
Некоторые другие необычные рамы Третьяковской галереи смотрите в нашем тг-канале!