Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Как Верещагин критиковал Сурикова

Оглавление

Василий Верещагин и Василий Суриков – одни из самых известных русских живописцев второй половины XIX века. Верещагин вошел в историю как художник-баталист, в то время как творчество Сурикова известно благодаря его историческим картинам.

Казалось бы, в чём могли не сойтись два художника? Но именно исторические полотна Сурикова «смущали» Верещагина. Давайте разберемся, в чем было дело.

Подход Верещагина

Работы Верещагина отличаются документальностью и точностью. Живописец стремился к максимальной достоверности: делал этюды с натуры, собирал информацию как этнограф и репортер. Он был не просто художником, но и непосредственным свидетелем, а иногда и участником военных событий. Известно, например, что Верещагин служил при штабе, бывал на передовой, нес риски наравне с солдатами в Русско-турецкой войне. Таким образом, его произведения можно назвать «визуальной хроникой».

Подход Сурикова

В то же время у Сурикова историческая достоверность не была на первом месте. Да, он создавал полотна, посвященные известным событиям – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» – но при этом главным для него было воссоздание духа эпохи, психологическая правда и внутреннее напряжение.

Нельзя сказать, что художник полностью игнорировал исторические факты, ведь он консультировался с историками, изучал документы, костюмы, архитектуру, но при этом он не стремился к максимальной точности. Главным для Сурикова было показать не «как было», а «как чувствовалось»: человеческую драму, эмоции, переживания.

«Утро стрелецкой казни»
«Утро стрелецкой казни»

Художник и историк искусства Яков Тепин так характеризовал творчество Сурикова:

Каждое лицо и предмет в его картинах живут не в силу своей натуральности, а в силу духа, заключенного в них и отражающего в себе богатство чувств целой нации

Критика Верещагина в сторону Сурикова

Однако какова бы ни была цель Сурикова, она не нашла отклика в душе Верещагина. Художник-баталист был всегда очень резок и прямолинеен в своей критике. Он считал, что искусство должно служить правде, просвещению и моральному воздействию, а не быть украшением или отвлеченной эстетикой. Именно поэтому под его «горячую руку» попали некоторые произведения Сурикова.

Переход Суворова через Альпы

«Переход Суворова через Альпы»
«Переход Суворова через Альпы»

Под критику Верещагина попало полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы». В монографии, посвященной творчеству Верещагина, Аркадий Кудря отмечает:

«Верещагин послал по поводу этой картины заметку в «Новости и биржевую газету», озаглавив ее «Как пишется история». Смысл крывшейся в заголовке иронии был ясен каждому, прочитавшему письмо художника в газету. Верещагин «ставил на вид» Сурикову, что в действительности переходы через пропасти не совершаются таким образом, как изображено на его картине. Если бы это было именно так, как у Сурикова, то, утверждал Верещагин, спускаемые в пропасть пушки могли бы передавить солдат, а сами солдаты, совершавшие спуск с примкнутыми штыками, непременно перекололи бы друг друга. Множа претензии к полотну, Верещагин выражал сомнение в том, что Суворов не слезал во время столь опасного перехода с лошади. Мол, даже отважнейший генерал Скобелев при подобных обстоятельствах вел лошадь в поводу».

Покорение Сибири Ермаком
Покорение Сибири Ермаком

Другая картина, попавшая под критику Верещагина – «Покорение Сибири Ермаком». Здесь художник также отмечал неточность некоторых исторических деталей, но при этом все же оценил «психологическую глубину и убедительность персонажей его картин». Тем не менее, «хвалить» работу своего коллеги Верещагин не стал.

Суриков «отстаивает позиции»

Суриков, со своей стороны, отличался объективностью и уважением в оценке творчества других художников. На критику в свой адрес художник реагировал сдержанно и достойно, не вступая в публичные конфликты и не отвечая в резкой форме.

Так, отвечая на замечания Верещагина к «Переходу Суворова через Альпы», Суриков объяснял, что отступление от фактической точности необходимо ему ради достижения художественной правды, что штыки он вводит, чтобы подчеркнуть драму падения в пропасть, а гарцующего коня – чтобы привлечь внимание к фигуре полководца. То есть смещая акцент с исторического события, на психологизм. Таким образом, в ответ на критику Суриков держался вполне достойно, не отступая от своих убеждений.

Читайте также

В нашем тг-канале: что не поделили английские художники: Тернер и Констебл

И в Дзене: