Впечатления после 10 часов.
12 сентября вышла Borderlands 4. Игра получила рекордный для серии онлайн в 288 тысяч человек и такие же рекордно низкие отзывы – лишь 67% положительных оценок. В основном продолжение ругают за вылеты и оптимизацию на ПК, но я разносил рейдеров на PS5, где технических проблем нет. И все равно остался в смешанных чувствах. Потому что баги и зависания можно пофиксить, а с другими фундаментальными проблемами уже ничего не сделаешь.
Главное об игре Borderlands 4: Жанр: лутер-шутер. Разработчик: Gearbox Software. Дата выхода: 12 сентября. На что похоже: прошлые Borderlands, Fr Cry. О чем игра: герои ищут Хранилище на новой планете, но ей управляет жестокий тиран. Разбираемся с ним и спасаем местных. Как поиграть: в российском Steam игра не продается. В казахстанском регионе стоит примерно 4100 рублей. Страница в Steam.
Стрелять по-прежнему весело, но где креативные пушки?
В октябре первой Borderlands исполнится 16 лет. За эти годы суть серии не изменилась. Это по-прежнему лутер-шутер, где я вижу десятки отбитых рейдеров, огромных зверей и роботов и несусь на них с безумной улыбкой. Палец правой руки всегда на курке, левая срывает с гранаты чеку, способности применяются сами по себе – призывают миньонов, пускают огненные шары, замораживают область.
Минуту спустя окидываешь арену взглядом, а там враги горят или замерли словно ледяные статуи, бочки взрываются, по земле раскиданы тонны лута и конечности ваших жертв. И так на протяжении бесчисленных часов. Удивительно, но безостановочная стрельба не приедалась. Потому что шпиговать врагов пулями приятно. Потому что после каждого боя инвентарь забит новым оружием. Потому что герой быстро прокачивается, а хилые способности становятся имбой.
В Borderlands 4 вы занимаетесь ровно тем же, чем и в первой игре 2009 года. И это хорошо! Я не без удовольствия залетал на каждый аванпост, радовался встречам с боссами и даже слезал с машины перед патрульными. Чего бы их не расстрелять, это ведь весело. В итоге после 10 часов в игре скажу: это все еще один из лучших лутер-шутеров современности. В плане импакта и боевого азарта разве что Destiny 2 на полшага впереди.
Если хотите просто бегать и устраивать дикий хаос, Borderlands 4 сгодится. Минус в том, что серию любили не только за перестрелки, но и за смешные квесты, колоритных злодеев и удивительное оружие. В этом плане в игре провал за провалом.
Взять пушки. В Borderlands 3 я находил эридианский фабрикатор – оружие, которое стреляет, кхм, другим оружием. Или «Сердцееда», палившего дробью в форме сердца. Опустошил обойму, а у врагов теперь не тело, а сплошное любовное признание. В фэнтезийной Wonderlands бегал с дробовиком, что стрелял тремя, черт возьми, мечами. Если они застревали во враге, то взрывались или повышали урон на 30%.
Важно, что креативное оружие встречалось с самого начала и добавляло прохождению шарма. Тем временем в четверке я за 10 часов не встретил ничего необычного. Вот автомат, что меняет стихию с огненной на электрическую. Вот снайперская винтовка, которая быстро превращается в дробовик. А вот легендарная ракетница: ее основной снаряд при столкновении распадается на десяток маленьких.
Эти пушки максимум любопытные, но уж точно не крутые. Где винтовка, что после критического попадания превратит рейдера в кабана? Где пистолет, что притянет к цели молнии? Где хоть что-то впечатляющее? Допускаю, что все впереди, но пока скучновато.
Железяка скучает по Пандоре, а я – по хорошим квестам
Я могу смириться с обыденным оружием, если стрельба встроена в хорошую историю: например, в квест с драмой, комедией или неожиданной развязкой. Такие квесты всегда были фишкой Borderlands – похоже, до времен четверки.
Вспомните Wonderlands, которая вышла три года назад. Там героя отправляли за древним артефактом, который охранял могучий воин. Удивительно, но злодей не бросался в бой, а затевал нудный монолог.
«Я убил множество людей! И я без колебания добавлю твое имя в список. А он очень длинный. Если пожелаешь, я прочитаю его перед боем. Хотя некоторые имена трудно произносить, они написаны на алфавитах, которых уже не существует. Но я сделаю все, что в моих силах. Итак, Иксбранекс Четвертый, Хлюпкин Чистосердечный…»
В чем комедия? В том, что вы могли прервать болтовню выстрелом или попыткой соблазна. Или же дослушать абсурдную речь до конца. Тогда потенциальный босс уставал и попросту разваливался на кусочки. Вы не сделали ни единого выстрела и все равно победили. Классно ведь!
Еще вы помогали ведьмаку, который долго хвалился боевыми навыками, а затем погибал от первого моба. Взрывали океан ядерной ракетой, потому что он мешал пройти. Или вообще побеждали босса с помощью багов игрового движка.
Юмор был разным по качеству и не всегда бил в цель. Но я чувствовал, что разработчики старались, придумывали забавные моменты, заботились о моем веселье. А в Borderlands 4 не чувствую ничего, хотя прохожу все побочки и настойчиво ищу, за что зацепиться.
Типичный квест в Borderlands 4 выглядит так. В мастерской вы встречаете рейдера-ученую, которая хочет излечить всех психов. Она и сама поехавшая, зато с благими намерениями. Даме не хватает лишь пары девайсов для ее аппарата. Вы бегаете по миру, находите научные приблуды и приносите их даме. Та запускает аппарат, и первый подопытный рейдер тут же разлетается на части. «Я излечила его от безумия, дальше излечу весь мир», – говорит ученая и заливается хохотом. Конец.
Да, это лучше большинства квестов из условной Assassin’s Creed Shadows, но складывается странное ощущение. Сценаристы будто понимали, что от них ждут чего-то безумного, но веселые идеи не приходили в голову, а вымучивались. Поэтому квесты не дарят улыбки, их не хочется пересказывать друзьями.
Я закрыл десятки побочек, но хоть как-то зацепила лишь одна. В ней Железяка строит из себя крутого лидера сопротивления, но на деле страдает от одиночества и ностальгии по Пандоре. В итоге отправляет за вещами, которые привез с легендарной планеты и глупо потерял. Там картина Мокси, старая металлическая подруга и узнаваемая маска рейдера. По ходу прохождения Железяка вспоминает, как Мокси над ним подшучивала, как Хранители выкашивали бандитов. Затем после терапевтической беседы складывает памятные вещи на лодке и взрывает их – так расстается с прошлым и фокусируется на настоящем.
Никакой феерии нет, квест не дотягивает до уровня прошлых частей. Однако в нем есть приятные отсылки для фанатов и трогательный посыл. Жаль, что в большинстве сайдов и такого нет.
📌 Cronos: The New Dawn – топовый хоррор не для всех. Перфекционисты будут в ярости
От такого злодея Красавчик Джек умер бы со смеху
Лучшие части серии запоминались за счет злодея. Взять Красавчика Джека, который надолго стал лицом серии: становлению злодея посвятили приквел, после смерти он возвращался в ответвлениях. В Borderlands 2 Джек вечно сидел у героя на ушах, искрометно шутил, травил байки и зачастую казался классным парнем с понятной мотивацией. А затем хладнокровно выкашивал целую деревню, пленил ключевого персонажа и убивал самых влиятельных людей мира. Так игрок понимал, что за юмором и харизмой скрывается демон, и от этого становилось жутко.
Злодей из Wonderlands тоже зажигал. Повелитель драконов знал: он выдуманный персонаж настольной игры. Поэтому ломал четвертую стену, портил сюжет и, самое дикое, уже во вступлении рубил голову королеве-единорогу! При этом персонаж жаловался: «Я не виноват, меня таким придумали. Лучше присмотрись к мастеру, вот она реально отбитая».
Важно, что злодеи редко говорили о своем величии. Чаще они делали нечто безбашенное, а игрок сам понимал: этого врага и правда стоит опасаться.
В Borderlands 4 мы сражаемся с Хранителем времени, который тиранит целую планету. Все только и говорят, что о злодеяниях Хранителя, да и сам он подтверждает собственное могущество пафосными речами. Беда в том, что образ злодея опирается именно на байки: Хранитель чаще рассказывает о способностях, чем показывает их.
Во вступлении тиран выдаст одну занятную сцену, а следующие 10 часов готовьтесь слушать, что сопротивление бесполезно, и все ваши шаги просчитаны наперед. Боже, да замолчи ты и сделай что-нибудь улетное. Но Хранитель ничего не делает и вообще спихивает разборки с мятежниками на доверенных лиц. Как-то тоскливо, не считаете?
Улетели с Пандоры, попали в Far Cry
На что ставили разработчики, если квесты посредственные, а злодей скучный. Полагаю, на главную инновацию – первый за всю серию бесшовный опенворлд. Вы можете проехать с одного конца карты в другой и не встретить ни единой загрузки. Уважаемо.
Вот только просторный мир надо чем-то наполнять. Разработчики и наполнили, предварительно вдохновившись Far Cry. По регионам раскиданы аванпосты, которые вы зачищаете ради новой точки быстрого перемещения. Контракты на убийство опасного врага или десяти рядовых хищников. Записки с горсткой сведений о лоре. Фрагменты ключа от Хранилища, что вы ищете со словами «Да где же ты, мать твою».
Такие точки интереса не несут особой ценности, они устарели на десятилетие. Причем в той же Far Cry 6 при всей ее стерильности было больше способов развлечься. По-тихому подорвите ПВО на базе, затем расстреляйте ее с вертолета и отпразднуйте победу петушиными боями. А в Borderlands 4 вы раз за разом залетаете на очередной аванпост и не снимаете палец с курка. Не спорю, что стрелять весело, но хотелось бы больше креатива.
Даже структура сюжета списана с Far Cry. По центру карты стоит мрачный город Хранителя времени. Чтобы добраться до него, бегаем по трем регионам, разжигаем пламя революции и убиваем ключевых соратников большого босса.
Не забудьте, что Ubisoft привыкла к открытым мирам и хорошо оптимизировала игру. Тем временем Borderlands 4 выглядит не лучше Wonderlands и при этом сбоит на ПК. Последнюю я проходил на ноутбуке с 1650 Ti и не страдал. Тем временем в системных требованиях новинки значится RTX 2070, а в отзывах сплошные жалобы на вылеты и зависания.
Стоит играть?
Несмотря на критику я по-прежнему наслаждаюсь стрельбой в Borderlands 4 и, вероятно, пройду игру до конца. Но как же хочется, чтобы на фундаментальной механике висело больше мяса: интересные квесты, запоминающийся злодей, креативные активности. Всего этого в новинке нет. Поэтому я бы назвал игру проходняком и посоветовал вернуться в лучшие части – например, в Borderlands 2 или Wonderlands.
* * *
Metal Gear Solid 3 вышла в 2004-м и до сих пор кажется революцией. Почему таких творческих игр больше не делают? 8 отличных российских игр, которые вышли летом. От хоррора по Лавкрафту до стратегии для фанатов Warcraft 3 «Милиционер» станет главной российской игрой. Рассказываю, как случайно убил кота 😭